Открыть салон красоты в центре Минска, окупить его за три месяца и дальше думать о развитии — казалось, что может пойти не так? Наша сегодняшняя героиня Юлия ради собственного дела продала машину и мотоцикл, но очень быстро столкнулась с суровой реальностью. Вместо потока клиентов она получила пустой зал, нерабочую рекламу, «звездного» сотрудника и аудиторию, которая даже бесплатно не соглашалась на стрижки. Теперь девушка подробно рассказывает о своих ошибках и объясняет, как планирует перезапускать бизнес и выбираться из долгов.
Юлия начала работать с 18 лет, по совету мамы выбрала сферу общепита и посвятила ей почти 20 лет. Сначала была поваром, затем шеф-поваром. Позже решила, что хочет общаться с людьми, и перешла в зал. Там работала официантом, потом администратором и в итоге доросла до замдиректора.
Со временем девушка стала помогать маме открывать собственные заведения. Тогда работа превратилась в семейный бизнес.
Но именно работа с родственниками оказалась для Юлии самым сложным этапом.
— Говорят же, что нельзя работать с родственниками — это как раз про меня. У меня мама — очень сильный человек, плюс я перфекционист, и мы стали очень часто ссориться по работе. В один момент так разругались, что я решила завязать с общепитом и кардинально сменить сферу деятельности, — вспоминает собеседница.
Новым направлением неожиданно стал ногтевой сервис. Однако в омут с головой Юлия не прыгнула — она продолжала работать в общепите и проходила курсы по маникюру. Вечерами ездила делать маникюр, нарабатывала клиентскую базу, а днем работала с мамой.
— Почему ногти? Мне нужно общение с людьми, а, делая маникюр, ты постоянно контактируешь, разговариваешь, узнаешь что-то новое. Плюс я такой скрупулезный человек, что могу часами сидеть и выравнивать каждую деталь.
Спустя время Юлия окончательно ушла из сферы общепита и устроилась в салон, где проработала около двух лет. А затем решила открыть собственный кабинет.
— Я ушла из салона, но никого из клиентов не уводила. Начала делать свой кабинет с нуля. Посетителей поначалу было мало, но я сознательно выбрала этот путь. Спустя время подумала, что нужно расти дальше. Но почему-то меня опять тянуло в общепит.
Поговорила с мамой — мол, давай, может, кофейню откроем? Она говорит: «Давай».
Около двух с половиной месяцев Юлия искала подходящее помещение, встречалась с арендодателями и бывшими владельцами. Она уже договорилась о выкупе конкретного заведения и была готова подписывать документы. Все ее друзья и подписчики в Instagram ждали новостей, что кофейня вот-вот откроется. Но планы резко поменялись.
— И потом, буквально случайно, я нахожу объявление о продаже барбершопа. Приезжаю туда, захожу внутрь, а там розовые и зеленые стены, необычный дизайн, атмосфера. Я сразу решила, что хочу это место. К тому же тут можно было совместить салон красоты и кофейню.
В итоге я продала мотоцикл и машину, еще взяла в долг у знакомых и купила этот салон.
Юлия изначально строила на новый салон большие планы. Вместе с подругой-маркетологом они придумали концепцию — сделать красивую, стильную картинку и привлечь клиентов за счет атмосферы помещения. На профессиональную съемку было потрачено около 500 долларов, работа маркетолога обошлась примерно в 1500 долларов. Сюда входили фото, видео, общая стратегия, оформление профиля в Instagram и обучение созданию рилсов. Обороты планировалось набрать за 2—3 месяца.
— Мы думали, что на этот вайб, на эту красивую картинку и пойдут люди. Плюс место казалось проходным — Октябрьская, тут постоянно ходят толпы людей.
Отбить вложенные деньги и хотя бы выйти в ноль Юлия рассчитывала уже через три месяца. В реальности же все оказалось иначе.
— Салон я купила в ноябре прошлого года, а открылась только в начале 2025-го. Долго тянула со стартом потому, что хотела сначала все переделать, довести интерьер и детали до идеала. Я постоянно что-то додумывала и меняла, вместо того чтобы сразу запуститься и дорабатывать место уже в процессе. Все это время приходилось платить аренду — около 1000 долларов в месяц.
С учетом доработок, аренды и маркетинга общие вложения выросли. Точную сумму Юлия не называет, но говорит, что за деньги, которые она потратила на салон, можно было бы купить новую машину. При этом она рассчитывала, что вложения будут меньше, а поток новых клиентов хотя бы перекроет расходы на аренду.
— Приток новых посетителей был минимальным. При этом просмотры у видео собирались, подписчики ставили тысячи лайков и писали комментарии, но в салон почти никто не приходил. Это первая ошибка — я очень сильно понадеялась на рекламу и таргет. Помню, пробовали даже флаеры у метро раздавать с предложением о скидках, но это тоже не сработало.
Следующая ошибка, по словам Юлии, была связана с выбранной локацией.
— Салон находится на Октябрьской, тут много тусовок, высокий пешеходный трафик, рядом куча кафе и ресторанов. Я думала, что люди будут заходить к нам спонтанно, увидев салон с улицы. К тому же это удобно — сделал прическу и пошел отдыхать. Но мы быстро поняли, что Октябрьская ассоциируется у людей с едой и отдыхом, а не с бьюти-услугами.
К тому же сам вход в салон был не очень очевидный. Даже те, кто хотел к нам попасть, часто терялись и путались. Многие заходили не туда, шли мимо или просто не находили нужную дверь.
Так как у девушки был свой кабинет, она рассчитывала, что какую-то часть клиентов составят ее «постоянники», однако все они резко отвалились. Им попросту не хотелось ездить в центр города ради маникюра.
— У меня были такие клиенты, которые буквально из дома в тапочках ко мне заходили. А тут — центр, отдельной парковки нет, добираться неудобно. Многие сразу сказали, что не будут ко мне ездить.
Со временем я поняла, что место выбрано неправильно. Такой салон нужно было открывать в спальном районе. Ну вот вы сами поехали бы ради стрижки или ногтей в центр города? В «спальниках» люди живут, и им важно, чтобы все подобные услуги были под боком.
Нужно было открываться в новом жилом районе, где еще нет конкурентов.
После покупки Юлия решила оставить в салоне мужской зал и сделать ставку на барбершоп. Изначально идея была в том, что мужчины — менее привередливая аудитория и с ними будет проще работать. К тому же прошлый владелец сам работал в мужском зале и уверял, что у него большая база постоянных клиентов. Юлия рассчитывала, что именно на этих клиентах и сможет быстро запустить поток.
— В итоге мужская аудитория, на которую мы изначально делали ставку, оказалась самой ненадежной. Мужчины чаще стригутся спонтанно, без долгого планирования, и не готовы ехать далеко. Поэтому сейчас я убрала два барберских места, оставила одно и добавила больше женских услуг. Барбер, который остался работать, переходит в формат универсала, чтобы обслуживать и женщин. В планах — сделать полноценный салон красоты, ориентированный именно на прекрасный пол.
Почему сразу так не сделала? У меня был мастер с опытом и своей клиентской базой, и я меньше внимания уделяла ногтям и девочкам, делая упор именно на него. Но на практике оказалось, что ставка на одного мастера — большая ошибка. Когда барбер решил уйти, вместе с ним ушли почти все его клиенты. Он не до конца отпустил то, что это уже не его салон. Вел себя по-хозяйски, говорил своим клиентам, что «мы тут вместе ведем дела», хотя он был просто наемным работником.
После ухода главного барбера Юлия решила набирать команду с нуля и позвала начинающих мастеров без опыта. Она предлагала им бесплатно практиковаться, чтобы набить руку и со временем перейти на оплачиваемую работу. При этом Юлия сама искала моделей для бесплатных стрижек, даже подходила к мужчинам на улице и уговаривала зайти.
— Даже бесплатно люди не хотели к нам идти.
Изначально цены в салоне были выше средних. Например, стрижка у главного барбера стоила 60 рублей, что считалось нормальным для мастера с опытом и базой клиентов. После его ухода Юлия решила снизить цены.
— Сначала мы вообще ставили 30 рублей, потом подняли до 40. Но и с такими ценами люди не шли. Одна из мастеров даже начала работать по свободной цене, когда клиенты сами решали, сколько заплатить. С маникюром ситуация была похожей. Клиенты, которые ходили ко мне в кабинет, только-только начинают возвращаться.
По расчетам девушки, чтобы выйти в ноль, нужно около трех клиентов в день. Это примерно 90 клиентов в месяц.
— Это просто чтобы хотя бы вообще отбить зарплату и аренду. При текущем потоке клиентов, которых примерно в два раза меньше, салон остается убыточным.
Чтобы поддерживать бизнес на плаву, Юлия занимает деньги у друзей.
— У меня есть подруга, которая до сих пор помогает, может просто дать сумму, когда видит, что мне тяжело. Общая сумма долгов не критическая, но психологически сильно давит. Эти средства в основном идут на оплату аренды и текущие расходы, ведь клиентов пока недостаточно для покрытия всех затрат.
Если что, я всегда смогу пойти в найм и быстро закрыть все долги. Но пока я верю и стараюсь вытянуть салон.
В ближайшее время девушка хочет найти бровиста и более молодого мастера по ногтям, который сможет предлагать модные дизайны, чтобы привлечь молодежь.
— Я даю себе время до конца года, чтобы перезапустить салон и проверить, получится ли вывести его хотя бы на самоокупаемость.
Первый год — самый сложный в бизнесе. Я дала себе время, чтобы попробовать все. Если не получится, буду думать о переезде или о другой концепции. Но пока я не сдаюсь.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by