Белоруска купила билет в кино онлайн, а сдать его можно только в кассе. Это законно?

Автор: Ольга Прокопьева. Фото: архив Onlíner
3354
14 октября 2025 в 14:54
Выиграй модный аэрогриль! Покупай в приложении с доставкой Príme и получай шанс выиграть аэрогриль Roome

Наша читательница купила билет на сайте кинопространства mooon, но перепутала дату сеанса. Решила оформить возврат онлайн и написала в поддержку. Оказалось, все не так просто.

Сначала мне ответили, что билеты, приобретенные через сайт moon.by, можно вернуть в кассе того кинопространства, где был приобретен билет.

Тогда я пошла дальше и направила в их адрес заявление на возврат, указав все необходимые данные для возврата, с просьбой вернуть деньги на карту. В ответ все тот же текст, что вернуть можно только через кассу кинотеатра.

Как выглядит эта ситуация: 1. Оплата — 1 минута онлайн; 2. Возврат: потратить несколько часов личного времени, деньги на проезд, отстоять возможную очередь в кассу, чтобы написать заявление на возврат.

В итоге после переписки читательнице дали возможность «в виде исключения» прислать заявление в электронном виде вместе с билетом и чеком. Там пояснили, что возврат денежных средств за билеты в кино регулируется Правилами оказания услуг по показу фильмов, утвержденными Советом Министров постановлением от 25 мая 2007 года №684. Правила посещения кинопространств не противоречат этому документу, законодательство предусматривает форму возврата денег (наличные или безналичные), но не регулирует процесс обращения за возвратом денежных средств.

На фоне других сервисов, которые без какого-либо спора и выбивания условных 20 рублей возвращают билеты по нажатию одной кнопки, выглядит как искусственное и намеренное препятствие, — недоумевает читательница.

Что говорит вторая сторона?

В кинопространстве mooon, куда мы обратились за комментарием, подтвердили, что сейчас гости могут вернуть билеты только в кассах. Позиция mooon: это не противоречит действующему законодательству, но процесс хотят упростить.

Работа кинотеатров регулируется отраслевым законодательством — в первую очередь это Кодекс о культуре и постановление Совмина №684 от 25 мая 2007 года, утвердившее Правила оказания услуг по показу фильмов.

Указанными нормативно-правовыми актами регулируются все взаимоотношения с гостями (зрителями, потребителями) — от продажи билетов на сеансы и мероприятия до случаев и условий возврата. Законодательство о защите прав потребителей не применимо в той части, где есть отраслевое регулирование.

Так, пункт 21.6. Правил устанавливает обязанность исполнителя возместить зрителю по его требованию стоимость билета в случаях (помимо прочих) отказа зрителя от просмотра объявленного фильма и возврата билета в кассу исполнителя не позднее чем за 10 минут до начала киносеанса. Также пункт 22 Правил предусматривает следующее: «возмещение стоимости билета осуществляется при возврате зрителем билета. Выплата стоимости билета, приобретенного по безналичному расчету, осуществляется, как правило, на банковский счет зрителя».

Таким образом, возврат билетов возможен при возврате билета в кассу исполнителя, тем самым сеть кинопространств mooon и SilverScreen не нарушает нормы законодательства, а действует в строгом соответствии с ними.

Дополнительно в кинопространстве прокомментировали часто используемую зрителями норму закона «О защите прав потребителей» (пункт 5 ст. 24), согласно которой «расчеты с потребителем при возврате суммы предварительной оплаты осуществляются в той же форме, в которой производилась предварительная оплата, если иное не предусмотрено соглашением сторон».

Важно отметить, что банковское законодательство предусматривает две формы расчетов: наличную и безналичную. Форма расчетов не имеет никого отношения к порядку (процессу) возврата ни товаров (если речь о законе «О защите прав потребителей»), ни билетов в кино (Правила оказания услуг по показу фильмов и Кодекс о культуре).

— Планирует ли кинотеатр упростить процедуру возврата, например, сделать ее доступной онлайн?

Безусловно, мы понимаем, что в современном мире требование физического возврата билетов несколько устарело. Процедура возврата билетов онлайн работала в нашей сети с открытием нового сайта и запуском программы лояльности, но, к сожалению, в настоящий момент технически вернуть электронные билеты невозможно.

Мы прикладываем максимум усилий, чтобы упростить процесс возврата.

В ближайшее время гостям будет доступна возможность осуществить возврат путем замены стоимости билета на бонусы сети с последующим расчетом данными бонусами при приобретении товаров и услуг. Это будет первым шагом к упрощению процесса. Также ведется работа по возможности возврата электронного билета онлайн.

Нами также направлялась инициатива в Министерство культуры о необходимости урегулирования процесса возврата электронных билетов в кино. Возможно, в ближайшее время будут пересмотрены и Правила оказания услуг по показу фильмов.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро