БИЗНЕС

Начали шить, чтобы спасти собаку. Супруги ушли из найма «в никуда», а теперь у них ателье

Источник: Светлана Головкина. Фото: Влад Борисевич, Александр Ружечка
12 287
03 ноября 2025 в 8:00

Эта история началась без малого четверть века назад, когда у фокстерьера из обычной минской семьи обнаружилось серьезное кожное заболевание. Водные процедуры собаке стали противопоказаны, а вместе с ними под угрозой оказался и выгул: улица и чистота — понятия несовместимые. Тогда у супругов Максима и Натальи Кукареко появилась идея самостоятельно сшить для питомца защитный комбинезон. Это был первый шаг к созданию семейного бизнеса и появлению белорусского бренда одежды для животных «Тузик».

Уход из найма и 50 рублей на старте

Максим по образованию педагог, Наталья — бухгалтер. В 2002 году, решив открыть свое дело, пара ушла из найма фактически в никуда. Глава семьи оформился как ИП, пошивочный цех начинающих бизнесменов разместился прямо в квартире.

— У жены была швейная машинка и много всяких идей, на реализацию которых не хватало денег. Вы будете смеяться, но начинали бизнес мы с 50 рублями на счету. Поэтому вынуждены были работать по предоплате в формате ателье с выездом на дом, — вспоминает Максим.


Чтобы привлечь клиентов, супруги поначалу размещали объявления в газетах, получали заявки, выезжали к владельцам животных на дом, снимали мерки с питомцев и обговаривали особенности моделей. Предоплата по заказам могла доходить до 100%, и в этом случае примерно 30% сразу же уходило на покупку ткани и фурнитуры. Потом супруги шили одежду и привозили ее владельцу собаки, начиналась примерка. Если что-то сидело не так или животное испытывало дискомфорт, вещь приходилось перешивать.

— Первые два-три года было очень сложно. Мы, конечно, не голодали, но все свободные деньги вкладывали в бизнес. Потом уже стало чуть попроще, смогли расшириться, закупить оборудование, — говорит Максим.

«Бантики и рюшечки — это не к нам»

С самого начала Максим и Наталья вывели для себя несколько важных принципов:

  • Одежда должна быть удобной для животных, а нравится ли она владельцам — это вопрос десятый.
  • Под каждую породу собак разрабатываются базовые модели и создается своя размерная сетка.
  • Бренд «Тузик» не шьет одежду для кошек.

Максим говорит, что комфорт животных — это основное условие при пошиве одежды «Тузик», которая является не декоративной, а защитной. Со временем у зооателье появилось три линейки моделей: летние, демисезонные и зимние. Их задача — защищать питомцев от грязи, пыли, дождя, снега и мороза.


 

— Если владельцу собаки нужны какие-то бантики или рюшечки, то сразу говорю: это не к нам.

Когда человек настаивает, что модель, выверенная годами, должна выглядеть как-то по-другому или быть сшита из ткани, которая не подходит именно этой породе собак, от такого заказа мы, скорее всего, откажемся.

Максим добавляет, что выбор цвета ткани — это единственное, что сегодня супруги готовы обсуждать с заказчиками.

Первые модели одежды для животных разрабатывались «методом тыка». Максим и Наталья спорили, экспериментировали, использовали в качестве манекена собственного питомца и постоянно что-то переделывали. Пригодилось умение Натальи математически рассчитывать любые изменения в выкройках. В итоге за годы работы супруги создали свои авторские лекала для пошива жилета, парки и комбинезона. Причем база разрабатывалась под каждую породу собак с учетом так называемого индекса растянутости — соотношения длины тела животного и его высоты.

— К собственной размерной базе мы пришли примерно 15 лет назад. Сейчас для каждой породы у нас есть свои выкройки — восемь размеров для девочек и девять для мальчиков. Если при снятии мерок собака не попадает в размерную сетку, тогда базовую модель приходится подгонять под нее, — объясняет Максим.

А вот с кошками супруги Кукареко принципиально не работают: слишком уж независимы и свободолюбивы эти животные.

— На котика что ни надень, он все равно из одежды вывернется. Так что не вижу смысла тратить время на пошив того же комбинезона для кота.

«Я такого и не слышал, чтобы кто-то шил одежду для коз…»

Впрочем, в практике зооателье бывают и не совсем обычные заказы, когда нужно решить задачу со звездочкой. Лет восемь назад в «Тузик» обратился фермер, который разводил коз особой породы с тонким пухом и сказал, что столкнулся с серьезной проблемой: оказалось, что для вынашивания потомства белорусский климат этим животным не подходит, он для них слишком суровый. Так фермерский бизнес, обещавший быть очень прибыльным, оказался на грани банкротства из-за того, что не удавалось увеличить поголовье коз. Проблема фермера в итоге решилась благодаря специальным утепленным жилетам для будущих мамочек.

— Мы никогда ничего подобного не шили. Я такого и не слышал, чтобы кто-то шил одежду для коз, — говорит Максим.

По его словам, с этими жилетами пришлось повозиться: нужно было с нуля разработать модель с учетом физиологических особенностей козочек и позаботиться о том, чтобы животным было комфортно. Но в целом Максим признает, что такой опыт только расширил горизонты бизнеса.

— Однажды нам позвонили работники «Белгосцирка»: им понадобились костюмы для номера с собаками, которые по задумке должны выглядеть как тигры и львы, — вспоминает Максим.

Задача, по его словам, оказалась очень интересной, а номер впечатлил не только белорусскую публику. Поначалу зрители пугались, когда с манежа к ним в зал прыгали хищники, но потом страх сменялся удивлением и восхищением.

— Мне потом рассказывали, что во время гастролей в Германии на фотографиях зрителей с собаками труппа заработала больше, чем на входных билетах.

От масштабирования бизнеса до самозанятости

Через несколько лет после старта супругам удалось арендовать подходящее помещение с отдельным входом в районе Тракторного завода и закупить необходимое промышленное оборудование — пять б/у швейных машин. Заказов становилось все больше, появились первые оптовые покупатели. Если в месяц необходимо было отшить сотни изделий, Максим и Наталья дополнительно нанимали швей по договору подряда. Однако в 2016 году супруги чуть не прогорели с бизнесом.

— Тогда мы поставляли одежду для собак в зоомагазины с отсрочкой платежа, которая могла доходить до 80 дней. После деноминации на этой отсрочке мы потеряли очень много денег и в итоге вообще отказались от оптовых заказов, — вспоминает Максим.

Одна из причин — перспектива слишком быстрого насыщения внутреннего рынка. Сегодня в Беларуси официально зарегистрировано примерно 75 тыс. собак. Если бы ателье работало в режиме полной загрузки с производительностью порядка 3,5 тыс. изделий в месяц (Максим говорит, что именно такой объем работы нужно было бы выполнять, чтобы обеспечить достойную зарплату швеям и рентабельность бизнеса на уровне 15—16%), уже через два года спрос на одежду для собак приблизился бы к нулю.

Возможность выхода на международный рынок супруги тоже рассматривали. В 2010 году им поступило предложение поставить на поток производство одежды для собак в Питере, принимающая сторона готова была инвестировать под это средства. Супруги посоветовались и отказались, так как их дочь в то время оканчивала школу и готовилась к поступлению в вуз. Переезд в другую страну не входил в планы семьи.

— Уверен, что тогда мы приняли правильное решение. Если бы согласились, в итоге стали бы наемными сотрудниками в крупной компании. Сейчас мы с супругой работаем на себя, и это выгодно, рентабельность бизнеса составляет не менее 50%. Любые вложения в оборудование окупаются примерно за полгода. Но главное — мы сами распоряжаемся своей жизнью.

Когда работаешь без начальников, чувствуешь себя совсем другим человеком.

Максим признается, что семейный бизнес — это не всегда просто, потому что со своей половинкой ты проводишь вместе 24/7 — не каждая семья способна выдержать такое. Но ему с Натальей очень повезло: это не просто жена, но и друг, советчик, партнер.

— Мы познакомились, когда после окончания пединститута (ныне университет имени Максима Танка) я устроился на работу директором студенческого клуба «Юнацтва». Однажды дошкольный факультет проводил у нас новогоднюю дискотеку. Сам факультет — это девчачье царство. И вот я шел, увидел девушку, которая стояла у стены, вернулся и пригласил на танец. Думаю, это была судьба — мы уже более 30 лет вместе.

За эти годы супруги лишь дважды поссорились, поэтому вести совместный бизнес им не сложно. Максим говорит, что да, бывают рабочие моменты, когда супруги спорят, но исключительно ради того, чтобы найти оптимальное решение.

— Мы и отпуск проводим вместе, потому что нам друг с другом хорошо. Если ненадолго расстаемся, я чувствую, что мне уже чего-то не хватает. Вообще, я всегда говорю: когда планируете создать семью, для начала совместно поклейте обои. Если к финалу не разругаетесь и не подеретесь, значит, сможете нормально жить.

Во время пандемии ателье «Тузик» прошло через серьезную трансформацию. Супруги отказались от съемного помещения из-за повышения стоимости аренды, да и особого смысла в его использовании не было. Максим говорит, дошло до того, что в среднем лишь один из десяти клиентов приводил питомца в офис, к остальным нужно было выезжать на дом. Однако мотаться по всему городу, снимая мерки и развозя заказы, оказалось небезопасно.

— Каждый из нас по три раза переболел ковидом, поэтому пришли с женой к выводу, что здоровье дороже. Стали искать другие формы работы.

Из-за изменений в налоговом законодательстве супруги посчитали, что в новых реалиях выгоднее закрыть ИП и перейти в самозанятые. В этом статусе Максим и Наталья работают с 2022 года.

— Сначала как предприниматели мы работали по упрощенной системе налогообложения, потом перешли на единый налог. К моменту закрытия ИП он составлял порядка 800 рублей в месяц, плюс необходимо было отдельно платить взносы социального страхования — в сумме выходило больше 1000 рублей. Сейчас платим 10% от выручки, и это нас полностью устраивает.

Также минчане пересмотрели свой подход к взаимодействию с клиентами и научились вести бизнес дистанционно. Само же производство переехало в одну из комнат квартиры, где живут супруги.

— Теперь клиенты вместе с питомцами могут прийти к нам домой. Но для многих это не очень удобно, а иногородним или иностранцам и вовсе не подходит. Поэтому мы нередко консультируем клиентов на расстоянии, как правильно снять мерки с собаки. Если человек где-то ошибся, это сразу видно — тогда мы просим сделать обмер по новой. Готовую одежду отправляем почтой.

Максим говорит, что такой подход к работе не самый идеальный, но его преимущество заключается в экономии времени и средств.

«Пошел дождь — на следующий день телефон разрывается»

Раньше необходимые материалы супруги приобретали на оптовых рынках, сейчас же сотрудничают с несколькими магазинами, где покупают ткани и фурнитуру по оптовым ценам.

— Что-то можем заказать в онлайне. Можем взять, к примеру, небольшой отрез ткани на пробу. В целом могу сказать, что с материалами в последние лет пять вообще нет никаких проблем.

Верх жилеток и комбинезонов шьется, по словам Максима, из импортной ткани с водоотталкивающим эффектом. А вот в качестве утеплителя бренд «Тузик» использует белорусскую фланель. Это идеальный вариант, считает бизнесмен, так как ткань до сих пор производится по советскому ГОСТу — она не дает усадку, не линяет и не красит другие вещи при стирке.

— Из белорусских материалов еще могу отметить резинку могилевского производителя, все остальное у нас импортное.

Себестоимость одежды для животных плюс налог на профессиональный доход в размере 10% составляют примерно половину цены изделий на продажу. А цены в ателье варьируются от 40 до 150 рублей. Что касается доходов супругов, то тут месяц на месяц не приходится. Однако Максим признается, что они с женой зарабатывают выше среднего.

Июль для супругов — время затишья, когда можно позволить себе уйти в отпуск и вместе с питомцами отправиться рыбачить куда-нибудь на белорусские озера. А вот с середины августа начинается горячая пора: клиенты заказывают демисезонную, а потом и зимнюю одежду для животных.

Небольшая передышка наступает в январе, а с февраля до середины лета Максиму и Наталье об отдыхе можно лишь мечтать.

— У нас ведь как: пошел дождь — на следующий день телефон разрывается, просят легкие парки, похолодало — тут же выстраивается очередь за демисезонными комбинезонами и жилетами. Ну и к морозам владельцы собак готовятся заранее, заказывая утепленные комбинезоны.

Максим говорит, что, когда семья начинала свой бизнес, в Беларуси можно было найти разве что китайские комбинезоны для собак, которые стоили неоправданно дорого. Сейчас выбор гораздо шире, цены уже не так сильно бьют по карману. Но есть нюанс: вся одежда шьется на «квадратных» собак, у которых высота в холке и длина туловища примерно одинаковые.

— На самом деле, около 70% собак являются «квадратными», но даже в этом случае подобрать готовую одежду для питомца удается не всегда. Поэтому к нам обращаются заказчики не только из разных уголков Беларуси, но и из России, Европы, США и даже Африки, — говорит Максим.

На пошив одной вещи уходит до трех дней, но в разгар сезона очередь может растянуться на несколько недель и даже месяцев.

Например, в середине октября супруги принимали заказы уже на конец ноября. Такой ажиотаж, повторяющийся из года в год, не вызывает у Максима удивления.

— Лечить собаку сегодня — это очень дорого. И я, как владелец двух питомцев, прекрасно понимаю, что дело ведь не только в деньгах: мы хотим просто защитить своих любимцев от различных заболеваний.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by