«Тыкает», спрашивает о личном и контролирует каждый шаг. Как защититься от такого начальника

Источник: Вероника Коженевская. Фото: Александр Ружечка, архив Onlíner
1467
24 ноября 2025 в 7:00

Если при поиске вакансий вы замечаете формулировки вроде «Мы дружная семья», «У нас креативно» или «Нужна стрессоустойчивость», готовьтесь, будет треш, предупреждают психологи. Не указана зарплата? Скорее всего, тоже. Что такого может сказать босс и какие фразы должны насторожить, чтобы задуматься о том, стоит ли оставаться в этом месте? Как распознать «насильников» на работе, защитив себя от буллинга и абьюза еще на этапе собеседования? Об этом Onlíner рассказал экзистенциальный и гештальттерапевт Иван Петушок. Он считает, что во многих коллективах можно обнаружить массу токсичности, неопределенности и спекуляций. Вместе со специалистом мы на примерах разобрали ситуации и поняли, где точно ненормально.

О чем пойдет речь

Что такое корпоративный абьюз

Рабочий абьюз — это давление на сотрудника и проявление любого насилия: психологического, физического, экономического и даже сексуального. Все по классике: есть агрессор и жертва. В трудовых отношениях такое чаще всего проявляется между начальником и подчиненными либо среди коллег.

Иван уверен: недооценивать подобное чревато, ведь многие проводят у «рабочего станка» бо́льшую часть своего времени. Так что, если обстановка там токсичная, это неизменно приведет к упадку сил и профессиональному выгоранию.

— Приметы потенциального рабочего абьюза можно разглядеть еще на этапе собеседования. Дело в том, что на собеседованиях у нас установился формат «работодатель интервьюирует соискателя». Но правила распространяются в обе стороны.

Претендент на вакансию тоже может расспрашивать потенциального босса, ведь он выбирает себе команду на долгое время.

Есть смысл сразу уточнить важные для себя моменты: регламентированы ли обеденное время, задержки после основной смены, регулярность выплаты зарплаты. Если наниматель реагирует на это неадекватно, бросая фразу «Что-то вы много вопросов задаете», будьте настороже. Всегда стоит задуматься, почему нет прямого ответа.

Редфлаги на собеседовании

Первое собеседование — это как первое свидание, считает наш эксперт, особенно если сравнивать бесконечный скроллинг вакансий с поиском партнера на сайтах знакомств. Вроде бы откликнулся, начинаешь общаться, но в объявлении указано одно, а на деле может оказаться другое.

— К нормальному поведению относят фразы «Вы работаете восемь часов. Мы не хотим, чтобы наши сотрудники перетрудились». О переработках нужно спрашивать обязательно — если слышите «Мы против такого» или «Инициатива приветствуется, но необязательна», это хороший маркер.

Однако надо учитывать, регламентированная у вас работа или творческая, предусмотрен ли ненормированный день. Ведь вакансии очень разнятся, и отдельные моменты могут быть строго установленными либо плавающими. Это касается и обеда. В IT, например, многое ненормированно: есть обязательные созвоны — остальное время сотрудник регулирует сам. Тем не менее правила переговоров все равно должны быть в рамках, иначе работа рискует превратиться в бесконечные звонки.

Основным редфлагом на собеседовании можно назвать уже упомянутую фразу «Что-то вы много вопросов задаете». Еще один показательный «звоночек»: вас собеседуют HR-специалист и директор, при этом последний прессует специалиста по кадрам. Значит, такое поведение — норма в компании. Более того, его не стесняясь демонстрируют на публике.

Запомните: вещи, которые произошли однократно, — это, скорее всего, многоразовая практика.

В объявлениях часто не указана зарплата — это тоже спекуляция и торгашество, о чем можно прямо спросить на собеседовании: «Для чего так делается?», «Вы хотите меня купить, а сколько дадите?».

В большинстве случаев главы компаний знают, какой бюджет могут потратить на нового работника, но рассчитывают, что он сам себя оценит ниже и согласится на меньшее. Директор хочет, чтобы сотрудник работал много и при этом платить ему как можно меньше. А тот, в свою очередь, желает выполнять работу не больше положенного и получать за это оговоренную зарплату.

Тем более нужно насторожиться, если нет должностной инструкции и вам не объяснили все обязанности, как говорят, «на берегу». Со стороны начальника это выглядит так: «Будешь делать все, что я сказал». Вы чувствуете неопределенность, но приступаете к работе. А потом выясняется, что есть «вот это и еще вот это». Как правило, в начале о нюансах мало кто предупреждает.

Еще одна манипуляция — когда предлагают полставки. Занятость дают на несколько часов, а по сути — на весь день, но платят как за половину.

Надо понимать, что вы работаете буквально четыре часа. Или кто-то из сотрудников уволился, и вам передают его обязанности. Тогда можете прямо спросить: «А мне за это предусмотрена дополнительная оплата?» Ведь начальство может думать: «Это вы тут на работе, вы все должны». Как бы странно ни звучало, но работодателю вы должны не больше, чем обязывает должностная инструкция. Именно поэтому сначала нужно разобраться в ней. Иначе впоследствии ждите претензии в духе «Ты это не сделал», «А еще тут не справился».

Но почему я должен это делать?

Зарплата как форма абьюза

— Следующий тревожный сигнал — непонятные критерии мотивации и премирования. Босс может обозначить: «План такой-то, а я посмотрю, надо ли выдавать вам бонусы». Когда начальник выстраивает рабочий процесс по принципу «хочу — дам, хочу — не дам», значит, нужно ему нравиться. Кроме того, он может в любой момент пересмотреть ваши договоренности. Это плохо, потому что подобное будет вызывать у сотрудников тревогу и неопределенность. На таком месте будет тяжело работать из-за дополнительного стресса. И если работодатель обманет хоть один раз, скорее всего, у вас пропадет мотивация трудиться в этой компании дальше.

Все должно быть регулярно, вовремя и понятно. На работе — только четкие границы.

Отсюда следует распространенное явление, когда начинают перемешиваться личное и рабочее. Дружить с коллегами нормально, но, если таких взаимоотношений становится слишком много, это уже то, чего стоит опасаться. Ведь в дальнейшем подобные близкие связи будут все больше «навешиваться» на вас. Когда вы приходите на интервью, попробуйте зайти в офисы и посмотреть, какая атмосфера там царит. Если руководитель отказывается показывать рабочее место или помещение, где вы будете работать, — это дурной знак. Что такого там можно скрывать? Вполне возможно, вам хотят слепо понравиться.

Также нужно следить за странными требованиями по установке ПО на телефон или личный компьютер. По-хорошему необходимые девайсы должны выдавать на работе. Поэтому если настаивают, чтобы вы обязательно скачали что-то на личные устройства, это как минимум подозрительно.

Пунктик насчет орфографии

— Это может быть редфлагом, но не всегда (только если речь не идет о писательской деятельности). То же самое можно сказать и с обратной стороны: если у вас исправляют ошибки, а вы устраиваетесь продавцом, скорее всего, будут морализаторствовать. Интеллект ведь бывает разный, и не только в письме — есть эмоциональный, финансовый или математический. Я бы сказал, человек, который следит за орфографическими ошибками, более склонен жить по правилам, а тот, кто этого не делает, — не соблюдать или не тревожиться по поводу них. Такая личность может нарушать и личные границы.

Возьмем пример. Рабочий рабочему рознь, хотя многие до сих пор считают их малограмотными. В то время как у механиков отличная визуализация и хорошая координация — знание языка им не важно. Если сантехник делает замечания другим, заморачиваясь насчет правильности написанного текста, вполне возможно, что он не на своем месте или пытается казаться лучше, чем есть на самом деле.

Грамматика — это же про правила: мы договорились, что буквы пишутся так. И в жизни то же самое. Если я трясусь за нормы правописания, значит, беспокоюсь о настоящем и мне важно, чтобы все было по договоренности, в том числе на работе.

Начальник «тыкает»

— Нередко встречается и боссинг. Шеф ставит условие: «Я вас всех называю на „ты“, а вы меня — по имени и отчеству». Нужно уточнить: «А почему так? Я что, неуважаемый человек на этой работе? Давайте тогда все друг к другу на „ты“ либо „вы“».

Если начальник хочет таким образом взять верх над коллективом, это может говорить о том, что вас хотят использовать, где-то пожертвуют или пренебрегут. И так во всем: если видите хамское отношение к какому-то сотруднику, когда-нибудь таким сотрудником можете стать вы. Соответственно, надо бояться или нравиться. Еще как вариант — выдерживать негатив.

Вытерпеть-то можно многое, но стоит ли оно того?

Гиперконтроль — вплоть до иконок на рабочем столе ПК

— Однажды мне рассказали историю про начальника, который беспардонно садился за компьютеры сотрудников и выставлял там все вкладки и папки по своему разумению. Он аргументировал это тем, что техника принадлежит его компании и так ему проще в ней ориентироваться. По сути, он пытался контролировать работу остальных.

А в другой раз этот же босс превзошел себя, когда взял у подчиненной-паиньки телефон и начал там хозяйничать. Такую дерзость он позволил себе после того, как узнал о количестве будильников, которые та себе ставит. По мнению директора, он поступил правильно, ведь от этого зависит, в каком состоянии его сотрудница приходит на работу.

Когда начальники лезут в телефон или следят за эсэмэсками — это нарушение границ, которое 100% приведет к разладу в коллективе. По сути, босс просто эмоционально изнасиловал подчиненного, считая, что это нормально: «У меня на работе так положено». От таких историй надо стараться уходить при первой же возможности. Они ведут к выгоранию, падению самооценки, ощущению своей некомпетентности и другим деструктивным переживаниям. Рано или поздно это отразится на психике либо в теле — с такими вещами надо быть очень осторожными.

Разговоры о личной жизни. «Чем предохраняетесь?»

— Приведу еще одну историю из жизни в категории «и смех и грех».

Ее бывший начальник без стеснения спрашивал респондентов на собеседовании, чем они предохраняются и что покупают в секс-шопах.

Подобное звучит как: «Давайте я залезу вам в трусы. В каких вы ходите?» Это не только эмоциональное, но и сексуализированное насилие. Какие знания получит руководитель, когда узнает, как предохраняются другие? Скорее всего, босс хочет понять ваши компетенции и связывает привычки со способностью вести дела. Он думает, что если сотрудник использует сексуальные игрушки, то и в работе будет такой же креативный. И наоборот, если ведет ортодоксальную интимную жизнь, значит, и в компании не особо себя проявит.

Но никакой прямой связи в этом нет, поэтому опираться на такую информацию нелогично. Существуют только опыт и знания, все остальное — подглядывание за личной жизнью другого человека.

Нажмите на баннер, чтобы узнать истории белорусов о начальниках

На работу — с чистой головой

— В одной небольшой компании в списке условий для трудоустройства было четко прописано: никаких курильщиков. А в памятке внутреннего распорядка еще больше интересного: только с чистой головой. Девушкам приходить на работу нужно было исключительно в колготках — никакой открытой обуви и голых стоп.

Человек с жирной головой отнюдь не равно плохой работник. Бывают требования к внешнему виду, но, если работа подчиненного абсолютно не связана с появлением на людях, какое боссу дело до его волос на голове? Начальника это точно не должно беспокоить.

Пыль и отсутствие туалетной бумаги

Интересно, что в число «стабильных» вещей, которые нужно замечать при первом знакомстве с компанией, входят пыль и отсутствие туалетной бумаги с мылом.

— Это еще один редфлаг. Грязный туалет говорит о том, что босс неуважительно относится к людям. Значит, наниматель не заинтересован в том, чтобы его сотрудникам было комфортно работать.

То, кто должен протирать столы и шкафы, выносить мусор из кабинетов, тоже нужно уточнять. Ведь это вопрос общеустановленных правил: кто делает уборку, меняет бумагу в туалете, покупает корпоративный чай и печеньки.

Обязательные корпоративы. «Терпеть не могу мафию»

— Если в компании говорят об «обязательных» субботних тусовках или корпоративных праздниках, я бы насторожился. А если я не хочу? Получается, из-за этого меня не примут на работу, уволят? Или придется терпеть коллег?

Допустим, вас предупреждают, что в компании любят играть в мафию, считая, что это круто, а вы ее терпеть не можете, поэтому каждый раз сидите с кислым видом. Если неинтересно, можно сразу сказать «Классно, но я бы не хотел играть» либо «Мне нравится, что у вас есть хорошее развлечение, но я его не разделяю». Главное, понять для себя, что ты здесь нормальный и можешь что-то не любить.

Когда вас байтят в духе «Давай, чего ты?», отвечайте «Спасибо за предложение, я выбираю оставаться здесь» или «Я выбираю отказаться». Потому что сама фраза «Я выбираю» — это самое ценное.

В чем правдива экзистенциальная психология? Есть четыре данности, которые звучат очень грустно. Первое: мы все гарантированно умрем — этого пока никто не отменял. Второе: все бессмысленно, но мы свободны. Третье: поэтому можем делать все, что захотим; нет никаких правил, кроме тех, о которых мы договорились. Четвертое: одиночество — по-настоящему вас никто не поймет. Можно разделять с кем-то чувства, другой человек даже способен попытаться их понять, но вы все равно останетесь одиноки. Тем не менее вы свободны в своем выборе того, как жить.

В отношении работы упомянутые четыре данности выглядят так: с одной стороны, все бессмысленно. Но тогда почему я не могу выбрать то, что мне по-настоящему нравится? И тогда выбор становится самым ценным из того, что мы делаем. Это и делает вас вами.

Переработки — на полтора часа ежедневно

— Еще один сюжет из офисной жизни: одна начальница, о которой мне рассказывали, любила приезжать на «летучки» прямо к окончанию рабочего дня, когда все уже собирались домой, и начинала проверять, что сделал каждый сотрудник за день, обстоятельно обсуждая стратегию в отношении клиентов. Попытки деликатно сказать, что вечером у всех есть свои дела, терпели крах. Барышни, которые вставали в 18:00 и честно уходили, у нее в компании не задерживались. Поэтому директор брала на работу только тихонь, обязательно замужних.

Считаю, на таких надо жаловаться в инспекцию по труду. Подобный бардак должен пресекаться, ибо многие боссы, мягко говоря, обнаглели. Работники не рабы, а другие люди, с которыми установлены договорные отношения. Если ты не принадлежишь себе — это рабочее насилие. Но когда человек находится в нужде — в данном случае нуждается в работе, — он зачастую не может критически оценивать ситуацию: рисковать местом или послать все к черту. Поэтому приходится терпеть. Особенно сложно, если зарплата хорошая. Тут и проявляется гибкость: на что ты согласен ради денег? Кто-то работает в очень неприятных условиях, но мирится с этим.

Приходится выбирать: психическое здоровье или сумма на карточке.

А кому-то ведь вообще нормально: задержался на полтора часа — ничего страшного. Все это про привычку к безграничным отношениям, когда нет ни правил, ни регламентов. И толерантность к такому отношению, на мой взгляд, идет из семьи: как родители относились к ребенку дома, так он потом и разрешает относиться к себе на работе, будучи взрослым.

Как защитить себя

— Вначале нужно расставить для себя приоритеты. Что на этой работе для меня хорошо подходит, а в чем я готов уступить? Где не критично, а какие вещи меня по-настоящему разрушают? Вы составляете списки, обдумываете и принимаете решение: стоит игра свеч или надо искать другую работу. Если вы уже подписали контракт и столкнулись с чем-то невыносимым без возможности сразу предпринять меры, начинайте потихоньку готовиться к увольнению, стараясь минимизировать свои моральные, физические и финансовые потери.

При этом я не отрицаю, что бывают идеальные работы, где все выстроено подходящим для вас образом. Первым делом выясните самые важные моменты. Далее изучите должностную инструкцию, внутренний распорядок, уточните, предусмотрены ли переработки, доплата за них. И не забудьте про корпоративы.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by