Люди выстраивались в огромные очереди и ждали по два часа. Так прошла «черная пятница» в Минске

Автор: Артем Беговский. Фото: Роман Пастернак
3086
28 ноября 2025 в 22:38
Черная пятница на Onlíner! Закупайтесь на главной распродаже года

«Черная пятница» в этом году преследовала минчан весь ноябрь: сайты, баннеры, реклама в торговых центрах — везде обещали скидки, акции и особые цены. Но реальность оказалась куда интереснее. В одних ТЦ люди были готовы стоять в очередях по два часа за нужной вещью, а в другие так и не заглянули, даже несмотря на внушительные скидки. Наши корреспонденты весь день провели в торговых центрах столицы и теперь рассказывают, как на самом деле прошла «черная пятница» в Минске.

Dana Mall

Если в прошлом году «черная пятница» в столице больше напоминала две недели после зарплаты, то в этот раз что-то пошло иначе. Мы приехали в Dana Mall около часа дня — вроде бы самое мирное время, когда трудящиеся где-то трудятся, студенты где-то учатся, а ТЦ живет своей спокойной жизнью. Но нет. Уже на входе — толпа, камеры, вспышки, охрана и ощущение, будто мы попали не на скидки, а на премьеру рождественского фильма. Оказалось, открылась огромная новогодняя инсталляция.

Людей — много. Очень.

Даже вне очередей чувствовалось, что ТЦ переживает нагрузку выше среднего. Залы — шумные, коридоры — плотные, эскалаторы — замедленные. Порой в голову даже закрадывался вопрос: «Откуда столько людей в рабочее время?»

Самый неожиданный и самый драматичный эпицентр происходящего — Massimo Dutti. Магазин с ценником, который в обычный день заставляет задуматься о смысле жизни, карьере и национальной экономике. В этом магазине джемперы стоят около 500 рублей, куртка обойдется примерно в 1000, а обувь от 600.

Но людей это совершенно не смущало. В очередь на кассу стояло человек 30, и, чтобы оплатить товар, некоторые люди тратили больше часа времени. В примерочных было чуть быстрее, но все равно приходилось ждать. Атмосфера была такая, как будто людям раньше времени выплатили 13-ю зарплату или что-то типа того.


Скидки здесь были не на все. Работала система «священных кругов», где полностью черный круг — минус 40%, а черно-белый — минус 20%. Когда на горизонте маячит шанс сэкономить 600 рублей на куртке за 1690, все же логичнее постоять в очереди, чем прийти в другой день и потратить заметно больше.

В Zara, как ни странно, было посвободнее. Просто у магазина банально больше «квадратов» — люди там растворяются лучше. Касс работало сразу несколько, поэтому очереди двигались бодро. В примерочных, как и много где в эту пятницу, без очередей не обошлось. Но эта проблема сегодня общенациональная, так что претензий нет. Скидки — тоже по системе выделенных ценников, местами до 40%.


Судя по скидочным спискам Dana Mall, которые сегодня висели где только можно (на стенах, на витринах, в головах промоутеров), в этом году решили не мелочиться. Если обобщить:

  • Одежда/обувь — от –20% до –70% на старые коллекции, отдельные категории и специально помеченные товары.
  • В ювелирке самые смелые цифры: магазины с –80% встречаются чаще, чем хотелось бы верить. Но маркетинг — он такой маркетинг.
  • Косметика и бытовая химия — в среднем от –20 до –50%, местами «1+1» и похожие схемы.
  • Техника — «до –70%», если верить вывескам, но обычно это касается отдельных категорий или остатков.
  • Еда — местами скидки, местами промокоды.

То есть, если хочется, можно выйти из ТЦ с пакетом вещей, украшениями, пачкой корма для кота, флакончиком духов, зефиркой и наггетсами за 2,50 — и все это обойдется в разы дешевле, чем в любой другой день.

В Dana Mall сегодня «черная пятница» действительно выглядит как событие. Да, толпы были, да, очереди стояли, да, люди скупали одежду за сотни рублей так, будто завтра ее не станет.

«Першы»

После чернопятничного безумия Dana Mall достаточно просто перейти дорогу — и попадаешь в торговый центр совершенно другого характера. ТЦ «Першы», который делает ставку на белорусские бренды и отечественных производителей, встретил «черную пятницу» куда спокойнее. Здесь нет толкучки на входе, очередей в примерочные и ощущения, что сейчас заберут кофточку, на которую вы положили взгляд. Все значительно размереннее и даже по-своему уютнее.


После нескольких шагов по торговому центру становится понятно, что посетителей здесь объективно меньше. Возможно, они лучше распределились по этажам. Возможно, кто-то уже успел прошвырнуться по распродажам утром, ну или мы приехали чуть раньше пикового времени.


«Черная пятница» в «Першым» тоже живет своей жизнью. В некоторых магазинах акции начались еще в начале ноября и уже закончилась, у других — растянулись на весь месяц. Но подход у большинства брендов щедрый: у кого-то скидки только на старые коллекции, у кого-то — на отдельные товары, а у некоторых — фактически на весь ассортимент. В общем, все как во всех магазинах любого ТЦ. Ценники здесь вполне демократичные и, пожалуй, даже привлекательные для тех, кто предпочитает покупать белорусское.


Самым неожиданным центром притяжения стал вовсе не бутик одежды, а магазин колбас агрокомбината «Юбилейный». Здесь было прямо очень много людей: покупатели изучали витрины, собирали полные пакеты, обсуждали между собой, «какую колбасу точно надо взять».

При этом в некоторых магазинах продавцы действительно скучали, иногда словно даже ждали того самого покупателя, который смог бы оживить их уголок.

Prizma

Следующая точка нашего маршрута — самый молодой торговый центр этого списка. Prizma открылась осенью прошлого года, но, едва зайдя внутрь, понимаешь: новизна тут только в паспорте. Визуально ТЦ выглядит уже «обжитым» — будто он стоял здесь лет пять: витрины, занятые площади, минимум пустующих помещений, новогоднее оформление, ну и, конечно же, вездесущие скидки. Сегодня без них никуда.


Первое впечатление — людей вроде бы достаточно. Особенно возле входа и у эскалаторов: эти точки всегда создают ощущение плотности. Но стоит отойти чуть дальше, сделать пару витков по коридорам — и картина резко меняется. В коридорах местами почти пусто, но промоутеры все равно стараются — раздают пробники каждому, кто проходит мимо. На лавочках сидят люди, просто отдыхают или чего-то ждут. Покупателей с большими пакетами одежды немного.



Зато стоит подняться на фудкорт — и сразу становится ясно, куда исчез весь трафик. Было ощущение, что люди пришли сюда не за скидками, не за подарками и даже не за новогодним настроением — а именно поесть.

Скидочная картина в Prizma примерно повторяет общую логику, которую мы наблюдали сегодня. Несмотря на молодость ТЦ, ощущение, что бренды уже успели притереться и работают по тем же схемам, что и в более крупных центрах.

  • Одежда и обувь представлены довольно широко, и скидки в большинстве магазинов сегодня колебались в диапазоне от умеренных до вполне солидных. На старые коллекции падали ценники до –50%, местами выше.
  • Украшения и аксессуары тоже участвовали в «черной пятнице», причем щедро: частые «минус 40», «минус 50», а кое-где и цифры выше, особенно если речь о старых линейках или сезонных остатках.
  • Косметика и парфюмерия предлагали свои привычные варианты — от акций «1 + 1» до скидок на конкретные серии. Здесь все выглядело предсказуемо, но приятно.
  • Техника и электроника представлены аккуратнее, чем в больших ТЦ, но скидки были вполне рабочие: «до –30», «до –40» — в зависимости от бренда. С другой стороны, те, кто умеет искать, всегда найдут дешевле в «онлайне».

В Prizma получится спокойно пройтись по этажам: очередей нет ни в кассовых зонах, ни в примерочных, а магазины представлены примерно те же, что и в других крупных ТЦ поблизости. В итоге сюда есть смысл заехать хотя бы ради тишины и удобства. Еще один плюс — бесплатная парковка в течение трех часов.

Palazzo

ТРЦ Palazzo — самый «разнообразный» из сегодняшнего списка: здесь и кинотеатр, и аэротруба, и световые 3D-проекции на фасаде, которые включают по вечерам. Мы приехали раньше, около четырех, поэтому ни вечерних показов, ни обещанной раздачи игрушек (их тут планировали выдавать после 18:00) не застали.

Что касается самой атмосферы, то Palazzo выглядел спокойным. Людей было достаточно, чтобы не казаться пустым, но говорить о толпах и штурме витрин тоже нельзя. Просторные галереи помогают распределить поток, поэтому даже при нормальном количестве посетителей ощущалось свободно. Одновременно не создавалось впечатления, что «никого нет».


Ближе всего к формату «точки притяжения» на этот час был BeFree. Там действительно движение было заметнее, чем в других магазинах. Покупатели заходили постоянно, держались у стоек и примерочных чуть дольше, чем в соседних брендах. Но при этом очередей как таковых не возникало — ни на кассу, ни в примерочные, разве что чуть-чуть.



По скидкам картина примерно такая:

  • На нижнем этаже зоотовары давали 20% на корма и 40% на ветпрепараты и аксессуары. Бытовые и домашние товары уходили до –50%, где-то добавляли «1 + 1 = 3». В косметике и парфюме скидки разнились — от –10% до –60%, в зависимости от бренда и категории.
  • В одежде диапазон тоже довольно широкий: от –20% и –30% до –70% в отдельных магазинах и –40% по выделенным акционным позициям у крупных сетей. В обуви были варианты от –30% до –60%. Ювелирка дала одни из самых больших цифр — до –75% на изделия и до –65% на часы.
  • Для техники и аксессуаров действовали точечные скидки на определенные категории товаров, в том числе на чехлы, товары для дома и офиса, детские гаджеты и виниловую пленку (там как раз были самые большие проценты, вплоть до –70).
  • На втором этаже белье, одежда и обувь давали от –20% до –60%, спортивные магазины подключали двойные скидки по программам лояльности, а детские зоны предлагали минус на билеты или второй час со скидкой.
  • Фудкорт тоже активно участвовал — от –25% на детское меню до –50% на отдельные блюда, скидки на наборы и акции на пиццу и горячее.

Если учесть, что большинство активностей — 3D-шоу и раздача игрушек — начинаются после шести, есть ощущение, что ближе к вечеру картина могла измениться довольно существенно.

Galleria Minsk

Когда мы добрались до Galleria Minsk, на улице уже стемнело, а на часах было полшестого — то самое время, когда рабочий день подходит к концу, а торговый центр начинает заполняться быстрее обычного. У входа собрались плотные группы людей, кто-то выходит, кто-то заходит, кто-то просто стоит, будто ждет очередного опроса с призами.


Внутри — тот же уровень движения. На эскалаторах движение замедляется в обе стороны: вверх забиты, вниз забиты. Самый тесный участок — традиционно «Золотое яблоко». В узких проходах иногда бывает не пройти: люди щупают тестеры, собирают корзины, фотографируют витрины. Но для этого магазина такой плотный поток ожидаем — меньше там не бывает практически никогда.

Максимальное внимание сегодня привлекла экспозиция «Снежная королева». Вокруг нее собирались группы — кто-то просто смотрел, кто-то фотографировался, многие ходили между этажами, чтобы поймать кадр под лучшим углом. Инсталляция стала фактически локальной точкой трафика.


Примерочные в популярных магазинах заняты, около касс периодически образовывались небольшие очереди — не критично, но заметно.

Скидки покрывали буквально все: от белья до часов, от детских курток до кастрюль, от ароматов до игровых наборов. Если точнее, то вот:

  • Одежда и обувь — от –20% до –50%, у ряда брендов — до –70%, кое-где действовали акции «2 = 3» или скидки только на выделенные позиции.
  • Спортивные магазины давали от –30% до –70%.
  • Детские бренды чаще всего выставляли –20% на неакционный ассортимент или –50% на отдельные категории.
  • Аксессуары и кожгалантерея — скидки примерно 20—40%.
  • Ювелирные точки показывали самые крупные проценты — –65%, –70% и даже –80%.
  • Косметика и парфюмерия — от –30% до –50%, где-то добавляли акции на второй товар или скидки из стикеров.
  • Техника и прочие категории — от –30% до –60%, кое-где — до –80%.



Пока ходили по ТЦ, разговаривали с несколькими посетительницами — спрашивали, зачем пришли, что ищут и какой бюджет готовы отпустить в свободное плавание.

Наталья, Dana Mall:

— Хочу купить осеннюю куртку. Неделю назад пыталась найти ее в Galleria, когда там была своя «черная пятница», но безуспешно. Сейчас надеюсь, что получится. Плюс ищу нормальную шапку — чтобы не стыдно было носить. И присматриваю белье со спортивкой. По бюджету ориентируюсь на 500—700 рублей, но цели «потратить все» нет. Хочу покупать только то, что и так планировала. Хотя допускаю, что может понравиться что-то другое — но это все равно будет нужная вещь, у меня даже список таких в заметках есть.

Татьяна, Galleria Minsk:

— Скорее просто смотрю, что есть. Людей очень много, товар разбирают быстро, так что я даже не рассчитывала найти что-то конкретное. Если повезет — возьму подарки на Новый год или обновлю пару вещей в гардеробе. Реальные скидки, кстати, есть. Вот джинсы сегодня взяла за 60 рублей — еще недавно они стоили 150. Бюджет заранее не планировала, решаю на месте. Если увижу что-то по нормальной цене — беру. Из заранее запланированных покупок только бытовуха типа пылесоса, который не будет шуметь, как самолет при взлете.


Эта «черная пятница» приятно удивила. С одной стороны, хорошо видеть, что белорусы готовы тратить деньги на себя и не воспринимают распродажи как что-то далекое и формальное. С другой стороны, грустно, что такие цены действуют только раз в году. Сегодня многие товары стоили так, как хотелось бы всегда. Но как бы там ни было, по настроению и по движению эта «черная пятница» оказалась гораздо живее и интереснее, чем ожидалось.

Напоминаем, что «черная пятница» проходит и в Каталоге Onlíner. 

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро