Он давний фанат Red Hot Chili Peppers, предпочитает кожаные куртки и свитера, а на деловых саммитах выделяется своей буйной кудрявой шевелюрой. Шейн Коплан вообще мало похож на бизнесмена, но, видимо, наступила эпоха поколения зумеров и их старшим товарищам пора привыкать к новым реалиям. В октябре 2025 года Forbes и Bloomberg дружно признали 27-летнего Коплана самым молодым долларовым миллиардером мира, заработавшим состояние самостоятельно. И пусть пока этот статус остается на бумаге и все может кардинально измениться, нельзя не признать очевидное: всего за пять лет Шейн прошел путь от программирования в собственной ванной комнате до обложек авторитетных изданий, интервью известным журналистам и статуса создателя платформы, успешно предсказывающей исход важнейших политических событий в мире. Как это удалось парню, который даже не окончил университет?
Новый долларовый миллиардер родился в 1998 году (да, можно почувствовать себя старыми) в хорошем нью-йоркском районе Верхний Вест-Сайд на Манхэттене. Семья что ни на есть интеллигентная: и отец, и мать — университетские профессоры. Среднее образование Коплан получил в престижной школе Бикон, где на три сотни мест обычно подается в двадцать раз больше заявок. Как и положено ребенку интернет-эпохи, главным интересом Шейна сразу стали компьютеры. Программировать он научился еще в подростковом возрасте, а в возрасте 16 лет устроился стажером в интернет-стартап Genius.
Другим его интересом стали криптовалюты.
В том же нежном 16-летнем возрасте он успел поучаствовать и в предпродажах Ethereum, купив данные токены, еще когда они стоили $0,3 (актуальный курс превышает $2,8 тыс.). Выбор вуза сюрпризом не стал: Коплан поступил в Нью-Йоркский университет, где преподавала его мать, но на специальность «Компьютерные науки». В рекомендации, данной ему первым работодателем, говорилось: «Если он решит стать технологическим предпринимателем, что кажется вероятным, я не сомневаюсь, что вскоре мы снова увидим его имя в прессе». В Genius не ошиблись.
В университете Коплан надолго не задержался. Уже после первого семестра он бросил учебу и с головой погрузился в собственные проекты. Поначалу они также были связаны с крипторынком. Например, после размышлений о способах получения дохода от долгого хранения криптовалюты Коплан основал TokenUnion — децентрализованную платформу для заработка за хранение токенов.
Впрочем, эти эксперименты успеха Шейну не принесли. Зато сработала следующая идея, которая пришла ему в голову в первые месяцы коронавирусной пандемии.
Как и многие другие жители Нью-Йорка, во время локдауна Коплан проводил много времени наедине с собой в стенах собственной квартиры. И задавал себе одни и те же вопросы: «Когда это все закончится?», «Когда будет готова вакцина?», «Когда закончится самоизоляция?». Политики, эксперты и СМИ конкретного ответа на эти вопросы дать не могли, или их мнения противоречили друг другу. Шейну показалось, что хорошим способом получить объективную информацию станет обращение к так называемым рынкам предсказаний.
Рынками предсказаний назывались ресурсы, которые позволяли делать прогнозы конкретных результатов событий на основании финансовых стимулов. На таких рынках создавались и затем торговались активы, стоимость которых была привязана к определенному событию: например, исходу выборов, международному конфликту или пандемии, как в случае с Копланом.
На самом деле, рынки предсказаний были давно известны.
Например, в США ставки на результаты президентских выборов стали популярны еще до Второй мировой и в итоге даже были запрещены. Вышли и целые исследования, утверждавшие, что использование коллективных прогнозов для определения вероятности будущих событий часто оказывается более надежным, чем мнение специалистов по той или иной проблематике. Шейн Коплан решил создать платформу, которая позволяла бы собирать такие прогнозы, но делать это на основе распределенной децентрализованной системы блокчейна — в соответствии с духом эпохи.
В 2020 году Шейн Коплан основал компанию Polymarket, которая и стала оператором одноименного рынка предсказаний. Суть была проста: пользователи могли покупать и продавать цифровые контракты на исход предлагаемых событий. Максимальная стоимость контракта составляла $1. Чем ближе текущая цена на Polymarket находилась к этой цифре, тем более вероятным казался трейдерам тот или иной исход.
Первые прогнозы на платформе касались сроков окончания карантина в Нью-Йорке.
Коплан подчеркивает, что именно открытость блокчейна позволила создать глобальный ресурс без традиционной институциональной поддержки организаций или венчурных фондов. В одном из интервью он утверждал: «Барьер для входа на рынок инноваций в традиционных финтехах непреодолим для любого человека, который пытается создать что-то новое, если он молод и не располагает большим капиталом и временем». Навыки работы с крипторынком позволили Коплану сделать это в одиночку.
Любой пользователь Polymarket сейчас может выбирать из нескольких категорий прогнозов — например, политики, финансов, экономики, спорта. В каждой имеется множество вопросов (в общей сложности их около десяти тысяч), на которые предлагается дать простой ответ («да» или «нет») путем приобретения соответствующего цифрового контракта. Вопросы могут быть самые разные: кто станет президентом Гондураса на предстоящих выборах, выйдет ли замуж Тейлор Свифт до конца года, сколько твитов опубликует Илон Маск за неделю, какой максимум цены биткоина будет в текущем году, какой фильм станет самым кассовым в кинопрокате США и так далее.
Кажется, что все это очень напоминает обычные ставки?
Букмекеры, в том числе онлайн-гиганты, уже давно предлагают поставить не только на исход спортивных состязаний. Сам Коплан объясняет отличия Polymarket от таких аналогов следующим образом: «Когда вы делаете ставку на исход спортивного матча, существует монополия на коэффициент. Вы каждый раз играете против заведения, только оно может управлять процессом. Если вы заработаете немного денег, они могут вас забанить. Они могут исследовать ваши ставки и назначить вам более низкий коэффициент или вовсе ограничить ваши ставки». На рынках же предсказаний (не только на Polymarket) вероятность того или иного исхода события определяют лишь сами трейдеры, покупая или продавая цифровые контракты друг друга, причем стоимость этого результата может существенно колебаться при наличии того или иного новостного повода.
Идея Коплана выстрелила далеко не сразу. За первые три года существования Polymarket количество активных пользователей ресурса едва превысило 5,7 тыс. человек. Шейн был сам себе начальником и программировал, сидя на унитазе в ванной, не преминув поделиться соответствующей фотографией в своих социальных сетях. Впору было отчаяться, но Шейн сдаваться не собирался. В разговоре с журналистами он вспоминал: «Большинство идей не становятся успешными за одну ночь. Проигрываешь только тогда, когда сдаешься».
Для Polymarket и его основателя переломным моментом стала недавняя президентская кампания в США.
С ее началом интерес к платформе и ее популярность начали резко расти — настолько, что Коплану впервые удалось привлечь внимание внешних венчурных инвесторов, которые согласились дать средства на развитие платформы в обмен на долю в ней. В 2024 году компания объявила о том, что за два раунда ей удалось привлечь финансирование на $70 млн, причем от таких известных предпринимателей, как создатель PayPal Питер Тиль и совладелец Ethereum Виталик Бутерин. А главное, что в случае именно с этим событием Коплану удалось продемонстрировать преимущества коллективного прогнозирования.
Многие политические аналитики заявляли, что борьба на президентских выборах 2024 года в США будет напряженной и непредсказуемой. Социологические опросы также демонстрировали, что пристрастия избирателей колеблются и кандидаты часто меняются местами в борьбе за симпатии народных масс. Polymarket же демонстрировал другую картину: прогноз ее пользователей, особенно на финальном этапе кампании, гласил, что Дональд Трамп в итоге одержит уверенную победу. Так оно и случилось.
Рынки предсказаний вообще в данном случае показывали совершенно иные результаты по сравнению с опросами.
И это будто бы доказывает, что коллективный разум куда более объективен, чем мнения политаналитиков, финансовых экспертов или социологические исследования, особенно когда люди не ограничиваются просто словами, а готовы рисковать собственными деньгами, прогнозируя результат. В общей сложности объем торгов на результат президентских выборов в США на Polymarket превысил $3,5 млрд.
К концу 2024 года известность Polymarket достигла такого уровня, что в гости к Шейну Коплану пожаловали агенты ФБР. Предпринимателя подозревали в нарушении запрета на доступ американских пользователей к политическим ставкам. Арестовывать его не стали, лишь конфисковали телефон и другие электронные устройства. Сам же Шейн связал произошедшее с местью уходящей администрации. Новые власти в Белом доме летом 2025 года прекратили дело в отношении Polymarket.
Параллельно платформой, давшей столь точные предсказания во время политической кампании, заинтересовались по-настоящему крупные игроки Уолл-стрит.
В октябре было объявлено о том, что 25% акций Polymarket приобретает компания Intercontinental Exchange, владеющая Нью-Йоркской фондовой биржей. Сумма сделки составила $2 млрд. Одновременно неназванные доли в ресурсе приобрели и несколько других известных миллиардеров, включая создателя Uber Трэвиса Каланика. Этого оказалось достаточно, чтобы и Forbes, и Bloomberg — два главных деловых издания страны — дружно объявили, что оставшийся у Шейна Коплана пакет акций его компании оценивается в $1 млрд. Во многом он пока остается миллиардером «на бумаге», ведь до официального выхода Polymarket на биржу, где сформируется объективная рыночная цена акций платформы, ее стоимость исходит из той суммы, которую заплатил крупнейший из инвесторов.
У Polymarket и подобных ему рынков предсказаний есть свои критики, и их немало. Коплана обвиняют в связях с администрацией Трампа и влиянии на общественное мнение и результаты выборов с помощью своих прогнозов. Сын нынешнего президента США Дональд Трамп — младший действительно вошел в наблюдательный совет Polymarket вскоре после сделки с Intercontinental Exchange, но сам Коплан в своих интервью неоднократно подчеркивал аполитичный характер своего ресурса и тот факт, что конечную вероятность того или иного события на нем определяют лишь сами пользователи.
Организации по защите интересов потребителей в сфере финансов обвиняют Коплана в создании платформы для «нерегулируемых азартных игр» и предупреждают, что они и «криптовалютная истерия почти наверняка плохо закончатся для американского народа». Так это будет или нет, покажет будущее, а трейдеры Polymarket наверняка не отказались бы сделать ставку на тот или иной исход прогноза. Пока же Коплан должен быть озабочен совершенно иной проблемой: в настоящее время инвесторы верят в перспективу созданного им бизнеса, но на данном этапе он глубоко убыточен и просто тратит привлеченные средства инвесторов. Уже 27-летнему Шейну предстоит разработать схему монетизации своей идеи. Пока от платной регистрации или взимания процентов с каждой ставки он отказывается. Возможно, у него есть план, который позволит к первому миллиарду долларов добавить новые. Или же все закончится крахом — такое в истории стартапов тоже случается регулярно. Порой слава ограничивается лишь 15 минутами.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by