У него было все: высокооплачиваемая работа в одной из самых известных мировых финансовых организаций, карьерные перспективы и то, что принято называть уверенностью в завтрашнем дне. Не хватало лишь удовлетворения, которое должна приносить такая жизнь. И все равно на подобный поступок решится далеко не каждый: в 40 лет уволиться и потратить все свои сбережения на покупку бизнеса, находящегося на грани банкротства. Заняться делом, с которым ни разу не сталкивался раньше, — это кажется безумной авантюрой! Но в данном случае риск оказался оправдан. И главный ингредиент успеха нашего героя — отсутствие боязни экспериментировать. О том, как американец Чарльз Користин за 14 лет превратил угасающего производителя снеков LesserEvil в модного завсегдатая полок супермаркетов, а потом продал компанию за $750 млн, оставшись ее генеральным директором, читайте в нашем материале.
Чарльз Користин родился в Канаде, но, как и некоторые его соотечественники, профессионально состоялся уже в США. Первые 18 лет взрослой жизни после окончания вуза он посвятил торговле облигациями на Уолл-стрит, в этой нью-йоркской финансовой Мекке. Он работал сначала в Morgan Stanley, крупном международном инвестиционном банке, а затем в манхэттенском филиале брокерской компании TD Ameritrade. По словам Чарльза, долгое время энергичный ритм этого бизнеса нравился ему, но по мере приближения к 40-летнему юбилею напряженный график рабочего дня стал слишком изматывающим.
«Каждую ночь мне приходилось делать несколько звонков в Лондон и Токио. У меня дома было шесть компьютеров. Я, наверное, годами спал по четыре часа в сутки», — вспоминает бизнесмен.
«Поначалу это было весело, но в какой-то момент я понял, что вечно так продолжаться не может», — признается он. Современное поколение назвало бы это выгоранием, но в 2000-е такие термины использовались еще редко. Как бы то ни было, Користин решил, что настала пора менять свою жизнь.
В 2009 году Чарльз поступает в Корнелл, престижный университет Лиги плюща, и за три года получает там MBA (степень магистра бизнес-администрирования). Параллельно он становится вегетарианцем и увлекается йогой. Решения, в общем-то, характерные для благополучных мужчин, которые столкнулись с кризисом среднего возраста. Но Користин не ограничивается поиском «внутреннего Я», отказывается вновь надевать костюм и возвращаться к своим компьютерными экранам в кабинете какого-нибудь нью-йоркского небоскреба.
Вместо этого он тратит все накопленное на торговле облигациями на спонтанную покупку.
В 2011 году он случайно попадает на барбекю в дом друга своего друга. Все помещения особняка заставлены коробками с попкорном и чипсами, украшенными логотипом неизвестной ему компании LesserEvil. Оказалось, что хозяин дома является нынешним владельцем этой компании и просто мечтает избавиться от нее — настолько, что готов продать с большой скидкой. «Если бы LesserEvil стоил дорого, я бы, вероятно, отказался от сделки, — рассказывает Користин. — Я понимал, что на самом деле ничего не знаю об этом бизнесе. Но у меня запросили такую сумму, что соблазн принять безумное решение оказался слишком велик». Производитель снеков обошелся Чарльзу в $250 тыс. Еще $100 тыс. он обязался выплатить позже после достижения определенных показателей по обороту.
На самом деле, LesserEvil был довольно типичным пищевым стартапом, который просто не выстрелил. Его основали в 2004 году, и главными инвесторами стали две достаточно известные медийные персоны: актер и обладатель двух «Оскаров» Джин Хэкмен и ведущий финансового шоу Mad Money на телеканале CNBC Джим Крамер. Жена Хэкмена Бетси была фанаткой популярной на рубеже 1990—2000-х диеты Аткинса и убедила мужа и его друга вложиться в компанию, производящую продукты питания, подходящие для увлекающихся этой диетой.
Систему питания, основанную на замене некоторых продуктов их низкоуглеводными аналогами, доктор Роберт Аткинс разработал еще в 1970-е, и с тех пор она периодически становилась модной. Люди любили ее за возможность «читерить». Им разрешалось сохранять свои прежние пищевые привычки (например, есть вдоволь мяса) — достаточно было ограничить простые углеводы, но и в данном случае их разрешалось замещать низкоуглеводными копиями. LesserEvil начал производить такие попкорн и чипсы.
Название компании выбрали с иронией: LesserEvil («меньшее зло») прямо намекало, что выпускаемая продукция была чуть менее вредной альтернативой привычным снекам, которые американцы обожали потреблять в огромных количествах, сидя на диване. Но партнеры по бизнесу не ожидали, что тренд на диету Аткинса сойдет на нет вскоре после запуска стартапа, а вместе с ним исчезнет и потенциальный покупатель их товаров.
Уважаемый актер и популярный телеведущий промучились с LesserEvil пять лет, потратив кучу собственных денег в попытке все-таки раскрутить идею. Но низкоуглеводные чипсы и попкорн, продажи которых в начале 2000-х приносили десятки миллионов долларов, уже никому не были нужны. В 2009 году неудачливые инвесторы продали бизнес как раз тому человеку, у которого спустя пару лет его приобрел уже Чарльз Користин. Таким образом, он стал уже третьим владельцем этой компании. Казалось, она уже обречена и меньшим злом будет просто закрыть «Меньшее зло», чтобы в очередной раз не выбросить собственные деньги на ветер.
Но Користин не собирался опускать руки.
Он был полон энтузиазма, хотя продажи компании составляли меньше $1 млн и она была убыточной. «Я не знал никого и ничего в сфере питания. Но это было, наверное, хорошо, — говорил Чарльз в одном из своих интервью. — Если бы я провел более тщательное исследование вопроса и вник в его суть, я бы точно понял, что вероятность успеха довольно низка». Незнание оказалось силой. Преисполненный гордостью за свой авантюрный поступок и решимость настолько кардинально изменить свою жизнь, новоявленный деятель пищевой промышленности принялся за дело.
От бренда, пусть его никто почти не знал, кроме редких адептов диеты Аткинса, Чарльз решил не отказываться — компания лишь прекратила выпуск той продукции, которая продавалась особенно плохо. Затем были урезаны расходы на смежников: LesserEvil отдавала 20% заработка фасовщикам, которые просто упаковывали снеки в пачки. Это потребовало дополнительных инвестиций в оборудование. Достаточной суммы у Користина уже не было, и собрать ее помогли родственники и друзья. Был взят и кредит у банкиров, знакомых с предпринимателем по предыдущему месту работы.
В итоге весь цикл выпуска снеков в 2012 году собрали в новом производственном корпусе в штате Коннектикут.
Таким образом компания сократила лишние расходы. Но этого было недостаточно. Ситуация с LesserEvil оказалась еще хуже, чем предполагалось. В течение первого года работы нового генерального директора закончились договоры о сотрудничестве с несколькими важными партнерами предприятия, и те отказались их продлевать. В итоге и так микроскопические продажи LesserEvil рухнули еще на 60%. Требовалось переизобрести тот продукт, который компания хотела предложить своему покупателю и вновь вернуть или, точнее, заработать с нуля доверие потребителей.
Користин сделал самый естественный для себя выбор. Вегетарианец и поклонник йоги, он решил отказаться от прежней концепции «меньшего зла», когда потребителю предлагалась лишь слегка улучшенная версия все той же нездоровой пищи, и сконцентрироваться на выпуске снеков с нестандартными ингредиентами. Каждый сотрудник компании мог предложить свой продукт или новый вкус, при этом инициатива поощрялась, а ошибки не приводили ни к каким санкциями или штрафам. Бизнесмен верно предположил, что в его ситуации сработает лишь ставка на креативность и оригинальность. Хуже стать уже не могло.
Первую новацию предложил сам гендиректор.
На одном из йога-ретритов ему подали идею использовать в производстве попкорна кокосовое масло. Сейчас большинство экспертов в области здравоохранения сходятся на том, что полезность этого вида масла преувеличена, и тем не менее «здоровый» имидж у него сохраняется. На этой основе в 2014 году LesserEvil запустила свой первый новый продукт в линейке Buddha Bowl. Оказалось, что миллениалам и подрастающим зумерам, озабоченным переходом на «здоровую» пищу, только и надо, что попкорн с надписью «органический», использование розовой гималайской соли вместо обычной и красивая упаковка с современным дизайном. Продажи Buddha Bowl только в первый год достигли $2 млн. Столько компания уже давно не зарабатывала.
И это было только начало. «Мы перепробовали все добавки — от васаби до халапеньо, — признавался Чарльз Користин. — Неудачу я терпел гораздо чаще, чем добивался успеха в этих вкусах». И тем не менее эксперименты продолжались. Масло авокадо вместо кокосового? Конечно! Мука из маниоки или сорго взамен обычной? Безусловно! Попкорн с арбузом и гибискусом? Срочно на производственную линию! Индийское масло гхи, веганский сыр, семена чиа? Возьмите наши деньги!
И покупатели, прежде всего молодые городские жители, действительно понесли свои деньги в те магазины, где продавалась продукция LesserEvil. И вот, в 2015 году компании удается заключить контракт на поставку своих снеков с Kroger, одной из крупнейших американских сетей супермаркетов. За ней последовали Costco, Walmart, Natural Grocers и главный продуктовый храм всех молодых горожан США — Whole Foods.
Неважно, что попкорн LesserEvil, к которому присоединились другие снеки типа шариков или колечек, стоил дороже, чем массовый продукт куда более крупных производителей. Всерьез конкурировать с гигантами рынка Чарльз Користин и не собирался. Ему достаточно было занять свою нишу и найти свою аудиторию — ту самую, для которой важны оригинальность продукта, его вымышленный или настоящий «здоровый» характер, необычный вкус и наличие упаковки, которую не стыдно было бы выложить в социальную сеть.
В 2017-м LesserEvil открыла новый производственный корпус, который был в четыре раза крупнее первого.
Годом позже удалось привлечь и внешнее финансирование. $3 млн согласилась дать инвесткомпания InvestEco, вкладывающая деньги в стартапы, работающие в пищевой промышленности и сельском хозяйстве. В 2023-м крупным миноритарным акционером предприятия стал инвестфонд Aria Growth Partners. В этом году оборот производителя снеков впервые превысил $100 млн, а прибыль до налогообложения достигла $14 млн.
Сейчас в LesserEvil работает 350 человек. Компания открыла еще один завод, оказавшийся больше двух предыдущих вместе взятых. В 2024 году оборот вырос до $165 млн, и такая динамика продаж, естественно, не могла не привлечь внимание гигантов рынка. Те внимательно следят за появлением таких вот нишевых игроков и предпочитают покупать их на ранней стадии, как только они докажут свою успешность.
Третьего апреля 2025 года американская кондитерская корпорация Hershey’s объявила о приобретении LesserEvil.
Сумма сделки составила $750 млн и еще вырастет, если новое подразделение достигнет определенных финансовых показателей деятельности. Всего за 14 лет Чарльз Користин сумел превратить маргинальный бизнес, находившийся на грани краха, в привлекательную цель для поглощения, а свои $250 тыс. — в сотни миллионов. Достаточно оказалось одного попкорна и щепоточки изобретательности.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by