Однажды на тренировку к Аркадию пришли сразу 30 человек, а он стоял у бассейна с телефоном в руках и записывал следующих новичков. В тот момент предприниматель подумал: «Если сейчас не выкручусь, потеряю все». Так мужчина почти 20 лет назад открыл первую в Минске частную школу плавания, которая держится на плаву и в топе до сих пор. Вместе с Беларусбанком мы узнали, как из хаоса и стресса родился стабильный бизнес, какие ошибки обходились дороже всего и почему главный капитал любой компании — это не деньги, а люди.
Аркадию Хмелеву сейчас сложно поверить, что когда-то он терпеть не мог плавание. Когда он учился во втором классе школы в Слуцке, тренер предложил попробовать.
— На первом занятии вода попадала в глаза, нос и уши. Было очень неприятно, и в какой-то момент я просто перестал ходить на тренировки, — вспоминает мужчина.
Вернул его в бассейн отец. Сначала поговорил и успокоил: мол, этот начальный дискомфорт будет временным, — а затем за руку привел обратно на занятия.
И дальше дело пошло, Аркадий занялся спортом. Дома у мальчика появился турник в дверном проеме: проходишь мимо — подтянулся. Плюс тренировки на воде давали силу в теле и воспитывали дисциплину.
Уже к восьмому классу парень переехал в Минск, чтобы учиться в школе олимпийского резерва. Здесь он первый год только плавал, но значимых результатов в этом виде спорта не было.
Тогда тренеры предложили попробовать себя в пятиборье. Тренировки начались сразу в пяти видах спорта: стрельба, бег, плавание, фехтование и верховая езда.
— Было тяжеловато, но мне очень зашло. Во-первых, каждый день что-то новое и разное — это увлекает: сегодня поплавал, завтра побегал. Во-вторых, для меня открылись новые направления. Я понял, что очень люблю фехтование и верховую езду.
Новая деятельность так захватила Аркадия, что со временем он стал мастером спорта. Вспоминает, как на юниорском чемпионате в Греции взял золото в эстафете и занял 7-е место в личном зачете.
Карьера складывалась настолько удачно, что спортсмену поступило предложение остаться работать на хорошей должности в училище. Но в голове у парня уже давно зрела другая мысль.
Из всех дисциплин пятиборья больше всего Аркадий полюбил фехтование. Видел, как в Европе работают фехтовальные клубы, и загорелся идеей открыть такой в Беларуси.
Он покупал за границей дорогую экипировку, ездил в Россию общаться с олимпийскими чемпионами — чтобы попытаться открыть клуб в Минске. Деньги на все это зарабатывал тем, что проводил индивидуальные тренировки по плаванию.
— По сути, моя мечта сбылась, но бизнес не получился, — рассказывает мужчина. — Клуб оказался невостребованным и нерентабельным. Пришлось закрываться, продавать оборудование, искать, за счет чего двигаться дальше.
Этот опыт Аркадий ни в коем случае не считает ошибкой — лишь первой попыткой реализовать свои амбиции и мечту.
Тем временем плавание никуда не делось. С семи утра до одиннадцати вечера без выходных Аркадий был на воде.
— И я не чувствовал усталости — наоборот, горел этим делом. Видел, как люди приходят в бассейн, держатся за бортик со страхом в глазах и боятся опустить лицо в воду — а в конце тренировки уже лежат на воде. И у них в глазах радость! Это очень сильно вдохновляет работать дальше.
Какого-то бизнес-плана на тот момент у Аркадия не было. Когда он ушел из школы олимпийского резерва и стал тренировать новичков самостоятельно, ему было 24 года. Говорит, что никогда не занимался холодной математикой и все решения шли от сердца.
— Здесь не работает геометрия. Ты просто чувствуешь, что эта услуга — уроки плавания — нужна людям, и между вами происходит химия.
С 2008 года Аркадий стал учить плавать взрослых. На тот момент в Минске детских секций хватало, а вот взрослые почему-то оставались за бортом. Парень подумал, что это удачная ниша. И не прогадал.
Для первых занятий парень арендовал дорожку в бассейне и приглашал клиентов. Он давал рекламу в метро — лист формата A5 со словами «А ты умеешь плавать?». И первый поток клиентов шел именно оттуда. Затем люди стали передавать контакт Аркадия своим знакомым, заработало сарафанное радио.
Так без громких слов и сторонних инвесторов начала формироваться школа плавания Swimming.by, которая станет первой в Беларуси с историей почти в два десятилетия.
Уже через три-четыре месяца работы стало понятно, что школа плавания — очень востребованное направление. Запросы сыпались один за другим, молодой человек за ними уже не успевал.
— У меня не было ни администратора, ни помощника. В одной руке я держал телефон и отвечал на звонки, записывал людей, а другой — шест для обучения плаванию.
Переломный момент случился через полгода занятий, когда внезапно на одну тренировку пришли сразу около 30 человек. Аркадию тогда было очень неловко: он уже физически не мог обеспечить людям комфорт.
Тогда парень впервые почувствовал: если не менять систему и подход, все просто рассыплется, он потеряет клиентов. Пришлось оформить юрлицо и нанять первых тренеров.
— Приходили молодые амбициозные ребята со своими виденьем и идеями. Уже на старте я четко сформулировал принцип, который позже стал философией школы: сначала разговор с клиентом — потом техника.
Часто приходят специалисты и сразу учат человека гребку, когда тот еще даже дышать правильно не умеет и боится воды. А ведь сначала ученику важно просто успокоиться, привыкнуть к воде, настроиться психологически.
И истории новичков лишь подтверждали этот принцип. Многие взрослые записывались и сейчас записываются на тренировки не ради спортивных результатов, а чтобы победить страх воды, который формировался годами.
— Хорошо помню женщину, которая не могла даже зайти в воду. В детстве она пережила гибель брата: он утонул. Мы с ней работали где-то год — очень медленно, маленькими шажками: сначала просто зайти в воду, потом опустить лицо. И все это дало плоды. Таких людей очень много, и начинать с ними нужно с их головы.
Постепенно в школе плавания появился администратор, потом — еще два тренера, помимо Аркадия.
Больших стартовых инвестиций для развития своего дела у молодого человека не было.
— На все про все понадобилось около $5 тыс. Для плавания нужны только аренда дорожек и зарплаты людям, которых ты нанимаешь. Это самая весомая часть трат. На старте я тратил деньги, накопленные за годы работы.
Бизнес рос стремительно. Не было большой конкуренции: частные школы плавания тогда только появлялись, а немногочисленные занятия, которые предлагались на рынке, не могли обеспечить достойный сервис и предложить клиентам комфорт (маленькие группы, индивидуальный подход, современные методы обучения).
— У нас же были группы по 5—8 человек. Да, стоило это дороже, чем в среднем по рынку, но люди были готовы за это платить. Они шли за качеством услуги, — убежден Аркадий.
Информации о школах плавания тогда тоже почти не было. Ни соцсетей, ни сайтов — конкуренты были не заметны.
— Я был один на рынке лет пять. Сайт появился благодаря другу-айтишнику. Крутое и запоминающееся доменное имя мы заняли быстро — и благодаря ему нас легко находят и сейчас. В этом отчасти нам просто повезло.
Конечно. Серьезные — две:
— Когда ты погружен в операционку, не видишь картину целиком. Ты просто не можешь поднять голову. Как итог — выгорание. В 2011—2012 годах я всерьез задумывался о том, чтобы продать бизнес. Я много лет подряд целыми днями был на ногах, спал по пять-шесть часов в сутки, и сначала это не чувствуется, а потом жестко накрывает.
Хорошо, что вовремя появился партнер по бизнесу, который тоже был увлечен плаванием и подхватил часть обязанностей. Они объединили усилия и стали работать сообща. И это дало школе новый толчок в развитии.
Одним из самых тяжелых периодов стали 2019—2020 годы, когда бушевал коронавирус. Для управленца тогда основной целью было сохранить команду: «Если бы я упустил людей, потом пришлось бы начинать все с нуля».
Аркадий сознательно пошел в кассовый разрыв, который держится до сих пор. Подключил кредитование — и ни капли не пожалел.
— Это было решение от сердца, благодаря которому школа выжила. Сегодня со мной по-прежнему работают тренеры, с которыми мы вместе уже лет десять.
Сегодня школа плавания Swimming.by — это 5 филиалов в Минске и около 1400 учеников. Из них 95% — это дети, в основном 6—12 лет.
Казалось бы, почему, ведь история начиналась как школа плавания для взрослых? Здесь все просто: спрос диктует предложение. По словам Аркадия, услуги для детей оказались более востребованными.
— Вообще, мы постоянно работаем на удержание клиентов. Детский бизнес живет по своим законам: они часто болеют, летом куда-то уезжают. За последние три месяца к нам пришли 400 новых учеников, но количество занимающихся не изменилось. Поэтому мы усиленно вкладываемся в маркетинг: это необходимость.
За 18 лет через школу прошло около 30 тыс. человек. Кто-то приходил и уходил, кто-то оставался надолго. Но самый ценный показатель для Аркадия — это не цифры.
— Я просто таю, когда мои взрослые ученики, которые занимались в нашей школе лет 10—15 назад, приводят к нам своих детей. Это главный маркер доверия.
Аркадий долго думает, прежде чем ответить на этот вопрос.
В школе четко определяют: уметь плавать — это не просто держаться на воде, а быть в состоянии проплыть хотя бы по 100 метров без остановок каждым из четырех стилей (кроль на груди, кроль на спине, брасс и баттерфляй) и 1 километр любым из этих способов. Именно так приобретается навык на всю жизнь.
Кому-то на приобретение навыка нужно полгода, кому-то — год или два.
Все мы разные.
Абонемент на 4 занятия стоит 160 рублей на месяц, на 8 — 270.
Около 50% расходов — это зарплаты и налоги, примерно 30% — аренда дорожек в разных местах, остальное — реклама и прочие расходы.
В школе около 40 сотрудников, средняя зарплата — 2500—3000 рублей, и это не зависит от должности, тренер ты или администратор. Мотивация выстраивается от объема работы и количества учеников.
— Можно сколько угодно говорить о ценностях компании и крутой команде на собеседованиях, но людям нужно достойно зарабатывать, — говорит Аркадий. — Эмоции и идеи держат недолго, а стабильность — в зарплате.
В итоге рентабельность бизнеса относительно невысокая: в среднем, без учета сезонности выходит до 10%.
Аркадий отмечает, что за последние годы сильно выросла конкуренция.
— Сейчас любой выпускник может создать страницу в соцсетях и назвать себя школой плавания. Красивую упаковку умеют сделать все, а вот что происходит в воде — вопрос. Но рынок все равно расставляет все на свои места. Выживает сильнейший.
О планах Аркадий говорит кратко: больше всего в ближайшие годы он хочет делать упор на качестве услуг.
— Если раньше можно было закрыть глаза на шероховатости, то сейчас — нет. Конкуренция выросла, и это сразу обнажает слабые места: сервис, администрирование, сам тренировочный процесс. Все нужно улучшать: прописывать четкие стандарты сервиса, пересматривать методики обучения, донастраивать тренировочные программы и больше работать с клиентами — от первого звонка до крутых результатов.
Также есть идея создать мобильное приложение — платформу для родителей, преподавателей и учеников, где можно будет фиксировать прогресс и личные рекорды, а также общаться.
— Сейчас в интернете очень много ложной мотивации, — считает Аркадий, говоря о бизнесе. — «Живи легко», дорогие машины, «успешный успех» — все это большой обман. Бизнес — это нелегко. Наоборот, это постоянное напряжение, большие риски и решения, за которые ты отвечаешь не только деньгами. Ты ответственен за людей, которых привлекаешь. Если этой ответственности нет, нет смысла начинать.
Совет новичкам-предпринимателям от Аркадия звучит просто и без пафоса: не жить «полурешениями».
— У меня был период, когда я метался: и бизнес, и работа в найме… Днем трудился в найме из-за некоего чувства долга, ранним утром и поздним вечером учил плавать на частных уроках, а ночью работал над рекламой и новыми идеями, потому что горел этим. Много энергии уходило на банальную нерешительность.
Поэтому главный совет — не тянуть резину. Если ты понял, чем хочешь заниматься и что это твое, принимай решение быстро: либо да, либо нет.
Беларусбанк готов поддержать бизнес любого масштаба.
5 причин воспользоваться кредитами банка:
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by