Кажется, что между ревом гоночного мотора и тихим потрескиванием виниловой пластинки на проигрывателе про́пасть. Один наш герой ищет вдохновение в адреналине и скорости на треке, где важна каждая сотая доля секунды. Другой находит его в неторопливом ритуале: первом касании иглой дорожки редкой пластинки. Но общее между ними все-таки есть — настоящая страсть к своему увлечению. А еще — участие в конкурсе и возможность выиграть 10 000 рублей. В новом выпуске проекта «Свое дело. Вдохновляет» вместе с «Альфа Бизнесом» мы расскажем, как редкие хобби помогают предпринимателям сохранять жизненный баланс.
У нас впереди еще один выпуск проекта, так что возможность запрыгнуть в последний вагон еще есть. Поучаствовать в конкурсе могут собственники бизнесов из совершенно разных сфер и форматов: самозанятые, ИП, представители малого бизнеса — те, у кого, помимо интересной работы, есть вдохновляющее хобби. Обращаем ваше внимание: те истории, где любимое хобби переросло в бизнес, не подойдут.
Присылайте рассказ о себе — вашем деле и хобби — на почту dko@onliner. Всего мы отберем 12 самых интересных героев — осталось еще два вакантных места. Уже скоро стартует голосование. Победителя определите, конечно же, вы, читатели Onlíner. Он получит от «Альфа Бизнеса» 10 000 рублей на развитие своего вдохновляющего хобби.
Полные правила конкурса можно посмотреть по ссылке.
В отличие от большинства других наших героев, в жизни которых хобби появилось случайно, Павел искал его целенаправленно: понял, что сидячая, рутинная работа требует настоящей отдушины… Так, для начала немного о самой работе.
Карьерный путь нашего героя был довольно извилистым. Все началось с металлургии: Павел работал на литейном заводе. Потом ушел в офлайн-бизнес и стал совладельцем магазина спортивных и туристических товаров. При этом тема походов никогда не была ему близка — все только ради бизнеса. Но и тут нашего собеседника ждало выгорание: слишком много проблем нужно было решать абсолютно каждый день с утра до позднего вечера.
Тогда Павел заинтересовался темой таргетированной рекламы, прошел первые курсы… А потом продал свою долю в магазине и полностью ушел в диджитал. Последние десять лет наш герой работает маркетологом на фрилансе, а точнее «специалистом по трафику в соцсетях».
— Казалось бы, вот он, идеал: свободный график, работа из дома или коворкинга, никаких начальников. Но я столкнулся с другой проблемой. Работа стала бесконечной: она начиналась в девять-десять утра и тянулась до вечера, а иногда и до ночи. Ты физически дома, но мысленно всегда в работе. Добавились проблемы с самочувствием. Стало понятно, что необходимо какое-то хобби, которое в прямом смысле выдернет меня из этого состояния.
Павел перечисляет: он пытался ходить в спортзал (но хватало его ненадолго — полгода активных занятий, потом полгода перерыва), пробовал тайский бокс и другие единоборства (совсем не зашло), думал про вейкбординг (но и к нему душа не лежала).
Кстати, интересным критерием выбора были… высокие затраты на потенциальное увлечение. Так Павел искал дополнительную мотивацию, чтобы больше зарабатывать.
Подбираемся ближе к тому самому увлечению. Наш герой признается, что еще в детстве вместе с братом смотрел «Формулу-1», болел за Айртона Сенну и очень четко помнит момент его гибели. После трагического происшествия следить за гонками стало морально тяжело. Но интерес к машинам остался. Брат, который и привил любовь к гонкам, сам собрал для Павла карт.
Но когда тот уже во взрослом возрасте перебирал варианты возможных хобби, о картинге даже не задумывался. Казалось: ну это же для детей, поздно! Все изменилось, когда Павел наткнулся на рекламу любительских соревнований по картингу — и приехал в Стайки.
— Я был потрясен: трасса, звук моторов, азарт… Все было так по-настоящему! Мы гонялись на прокатных картах, но все было серьезно: тренировочный заезд, квалификация, несколько финалов. В первой же гонке я приехал то ли четвертым, то ли пятым. И это дало невероятный заряд: оказывается, я могу! Но потом стало получаться хуже, и я начал анализировать, расспрашивать более быстрых гонщиков о технике.
Павлу подсказали, что в тех самых Стайках есть школа картинга. Когда он позвонил туда, чтобы записаться, услышал вопрос: «Сколько лет ребенку?» Уверенно ответил: «Сорок два». На том конце провода посмеялись, но пригласили приехать.
— Так я оказался в школе картинга, где занимались дети от 6 до 14 лет. Я сел на заднюю парту — огромный дядя среди малышни. После первой же тренировки я был в полном восторге и твердо решил: буду ходить. Покорил тренер Константин — фанат своего дела, который может часами с упоением рассказывать о картинге.
Я боялся, что будет много скучной теории, но здесь все построено на практике. Мы не просто садимся и едем — мы сами готовим карты к тренировке: проверяем давление в шинах, двигатель, доливаем бензин. Ты полностью отвечаешь за свою технику. И тренер относится ко всем одинаково: и к шестилеткам, и ко мне. Объясняет сложные вещи на доступном, но не детском языке.
Кстати, детям обучение давалось куда легче, ведь у них еще нет опыта вождения обычного автомобиля, в котором все устроено иначе. А вот Паше пришлось переучиваться. Более опытные подростки с легкостью обгоняли его — это било по самолюбию, но одновременно и зажигало азарт.
Заниматься Павел начал в сентябре 2024-го, а уже через полгода тренер предложил ему перейти в спортивный разряд и участвовать в чемпионатах. Начинающий спортсмен долго сомневался: казалось, что он для этого еще недостаточно хорош. Но все-таки согласился. Так начал участвовать в гонках на карте класса «Формула-500».
— Моей реалистичной целью в первом сезоне было попасть в топ-10 Беларуси. Не получилось, финишировал где-то на 11—12-м месте. Это технический вид спорта, где результат зависит от миллиона факторов: настройки карта, резины, пилотажа и везения.
Цель на новый сезон — попасть в пятерку. Но в голове, конечно, мечта — стать чемпионом. Конкуренция бешеная, в лидерах очень сильные ребята 15—17 лет, которые в картинге с детства. Хоть я и самокритичен, думаю, для первого сезона мои результаты неплохие.
Павел признается: увлечение его действительно захватило, летом он практически жил на трассе. Но, несмотря на усталость, появилась мощная мотивация работать и зарабатывать больше.
К слову, о деньгах. Немного о спортивном картинге в цифрах:
— Самое удивительное, что картинг не истощает, а дает энергию. Когда у тебя тысяча проблем, ты приезжаешь, надеваешь шлем — и в голове наступает полная тишина. Существуют только ты, карт, трасса и поворот впереди. Это лучшая терапия.
На этом моменте герой с гордостью демонстрирует нам свой карт — пока арендованный, но уже с его личным номером — 37.
— Сам процесс сборки занял несколько дней. Я приезжал в бокс после основной работы и проводил за этим по два-три часа. Если бы мне два года назад сказали, что я буду самостоятельно собирать гоночный карт, я бы лишь недоуменно покрутил пальцем у виска. Я не тот человек, который копается в своей обычной машине: всегда шутил, что если лезу под капот, то в 90% случаев что-то ломаю. Заправляться — это мой потолок.
Но теперь все изменилось. После окончания летнего сезона у меня была настоящая ломка. Я смотрю на карт в боксе и жду не дождусь, когда снова смогу сесть за руль. Это тот редкий случай, когда увлечение не надоедает, а только разжигает внутренний огонь.
История Гриши прямо противоположна рассказу нашего первого героя. Он не просто нашел себе занятие для души много лет назад, но именно хобби привело его к тому, чем он занимается сейчас.
— Меня зовут Гриша, и я очень люблю хорошую интеллектуальную музыку, — официально представляется наш собеседник. — Это может быть рок во всех его проявлениях, джаз — от скучноватого до того импровизационного, от которого можно сойти с ума. Или инди- и синти-поп. Музыка позволяет людям жить. Все наши важные моменты мы проживаем под саундтреки.
Многие белорусы — как минимум 52+ тыс. человек — знают нашего героя под ником «Где ходил». Блогер рассказывает об интересных местах Минска и Беларуси. Но его основное дело — это бары с необычной концепцией: тот самый «Рок-н-рольщик», где мы встречаемся, с музыкой на виниле; «Персонажи», посвященные кино; совсем недавно открывшаяся «Фантазия» в изысканном стиле ар-нуво. Для каждого из заведений у нашего героя есть особая коллекция, но о них чуть позже.
Пока вернемся к музыке. Его личный «саундтрек» начался во времена учебы в третьем классе во вполне конкретной точке на Комаровском рынке, где он купил первую кассету — Californication группы Red Hot Chili Peppers 1999 года. До этого были Queen и Pink Floyd из родительской фонотеки, но тот альбом стал точкой невозврата: «Я понял, что с этой музыкальной иглы я уже не слезу». Так со временем он и начал коллекционировать виниловые пластинки.
Гриша сразу же признается, что ценит в вещах историю, красоту и… тактильность. На этот счет у него есть собственная философия.
— В мире, прошедшем эволюцию от CD- и MP3-плееров до стриминга, физический носитель стал актом осознанности. Когда ты можешь не только послушать музыку, но и «пощупать» ее, достать конверт любимой группы, найти именно ту пластинку — вот это настоящее удовольствие.
Но, как и каждому настоящему коллекционеру, особое наслаждение ему приносит и азарт поиска. Точное количество экземпляров своей коллекции Гриша назвать не может: никогда не пересчитывал. Почти все пластинки он хранит в своих барах, называя их своеобразной «публичной библиотекой музыки». Выбирать и ставить альбомы на свой вкус могут все гости. Правда, каждая из пластинок уже прошла тщательный отбор — ничего оскорбляющего уши истинного меломана здесь нет.
Мы рассматриваем основную часть коллекции, которая занимает сразу три большие полки в баре «Рок-н-рольщик». Обсуждать название, кажется, излишне. Именно желание «делиться музыкой» стало одной из мотиваций для создания первого бара.
— У нас один из немногих баров в Беларуси, где музыка звучит только на виниле. Если ломается игла, проводим вечер поэзии, — шутит Гриша.
Но это все же преувеличение — как минимум потому, что в баре есть музыкальный автомат, проигрывающий CD. Так что путь к поэзии оказывается более многоступенчатым.
Самые ценные для коллекционера пластинки вовсе не самые дорогие в материальном плане, а самые личные. Тот самый Californication, но уже на виниле; Made in Heaven Queen, под который мама часто делала уборку; пластинка Oasis, привезенная прямо из Лондона другом, работающим на круизном лайнере. Гриша подмечает, что знает историю происхождения абсолютно каждой пластинки.
Казалось бы, у близких никогда не возникает вопрос, что подарить коллекционеру. На деле же ситуация сложнее. Угодить искушенному меломану не так просто.
— Но! Дед Мороз, если вдруг ты это читаешь, пиши в личку. Виш-лист у меня готов.
Помимо писем волшебникам, Гриша все же использует и другие способы поиска пластинок. При этом его нетривиальный совет новичкам в этом деле слегка удивляет.
— Начинайте собирать пластинки до покупки проигрывателя. Найти музыку, которая резонирует, — это самое важное и сложное. А аппарат — дело техники. Начинать можно с совсем недорогих экземпляров, например купить пластинки «Мелодии». Их можно найти в хорошем состоянии даже за 5—7 рублей. Понятно, что цена за редкие пластинки может доходить до сотен и даже тысяч долларов.
Так как все же устроен процесс поиска? На помощь приходят барахолки (и в онлайн-, и в офлайн-формате), аукционы, блошиные рынки, виниловые магазины. Свои фавориты есть в Берлине, Варшаве, Праге. Из каждой поездки наш собеседник обязательно привозит себе музыкальный сувенир. И снова не обходится без философии:
— Если чего-то очень хочешь, сначала «придумай» эту вещь в голове. Есть небольшая вероятность, что кто-то ее уже продает. Этот метод меня не раз выручал.
Возможно, такой же мыслью руководствуются и гости заведения, потому что они регулярно предлагают выкупить понравившуюся пластинку за любые деньги.
— Но мы не продаем — это принципиальная позиция. Только один раз разыграли дубликат среди посетителей — выигравший тут же подарил его симпатичной девушке. Все по-рок-н-рольному.
Неудивительно, что у гостей возникает такое желание: в коллекции немало необычных экземпляров. Например, пластинка Alice Cooper «$1 000 000», конверт которой стилизован под кошелек с купюрой; редкое издание Dead Kennedys с книгой и бонусным диском и даже пластинка-пилюля.
Кажется, на нашу просьбу показать что-нибудь особенно интересное Гриша настроен продемонстрировать всю коллекцию. Ведь, по его словам, здесь нет ни одной случайной и тем более лишней пластинки.
Наш традиционный вопрос — как хобби помогает справляться с делом — герою можно не задавать. В его случае увлечение напрямую повлияло на бизнес: коллекция пластинок стала основой концепции бара.
Но, как мы уже говорили, собирает Гриша не только пластинки, а, например, еще и CD-диски. Его отдельная гордость — стоящий тут же музыкальный автомат из девяностых, читающий только оригинальные CD.
— Искать их порой сложнее, чем винил, — улыбается герой. — Аппарат с капризным лазером, ему нужны качественные диски. Нельзя просто прийти с флешкой.
И на этом еще не все. Продолжаем список: тематические книги об искусстве, городской среде и вывесках легендарных заведений, а еще коллекционные фигурки (они хранятся тут же), винтажные киноафиши и пластинки с саундтреками к фильмам в баре «Персонажи», коллекция ретрооткрыток с изображением Минска и авторской посуды в «Фантазии».
В конце разговора Гриша признается: все остальные коллекции так или иначе связаны с проектами. И если их эпоха закончится, он вполне может представить, что когда-нибудь с ними расстанется. А вот винил — это душа, и это уже навсегда.
Для крутого заведения важны детали: интересная концепция, расположение, а ещё — приём любых оплат!
Торговый эквайринг с Альфа Кассой:
• специальный режим для работы в HoReCa с возможностью оплаты - прямо за столиком и каталогом позиций,
• один терминал вместо трёх устройств,
• техническая поддержка 24/7.
Пользуйтесь бесплатно с пакетом услуг «Большие продажи»!
Альфа Бизнес — делаем больше!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by