Мы продолжаем изучать магазины, которые ассоциируются с низкими ценами. В прошлый раз заходили в «Светофор» и «Три цены», теперь же потребительское любопытство направило нас в места, где бо́льшую часть ассортимента составляют продукты. Так в шопинг-маршруте оказались две сети, раскинувшиеся на всю Беларусь: «Маяк» и «Копеечка». Что берут там люди? Как с ценами? Чем эти магазины привлекают покупателей? Пробуем разобраться.
Для Беларуси эта сеть сравнительно молодая: первые магазины появились в 2021 году. Сейчас их по стране больше 150, есть точки во всех областных центрах и во многих райцентрах, например в Бобруйске и Кобрине. Это часть более крупного ретейлера — компании ЗАО «Доброном». Кстати, в России тоже есть сеть магазинов «Маяк», но она принадлежит семье Шнайдер — собственникам «Светофора».
В один из магазинов этой сети мы отправляемся в обеденное время буднего дня. По ощущениям, он довольно большой по площади — пара человек в проходе могут свободно разойтись в разные стороны. Торговый зал оформлен в фирменной желто-красной цветовой гамме, со стен подмигивают слоганы, намекающие на выгоду. Взгляд отмечает красные ценники — так подписаны все товары, некоторые из них дополнительно выделены на полках.
Выкладку можно назвать смешанной: есть как товары, разложенные на стеллажах, так и стопки в заводских упаковках на полу — например, сахар, соль и кукуруза.
Каждого вошедшего встречает непродовольственный ассортимент — от бумажных полотенец и чистящих средств до галош, трусов и парфюмерии. Центральное место занимает зона сезонных товаров — в этот раз на новогоднюю тематику: елочные украшения, наборы сладостей, мелкие сувениры.
Забираемся чуть дальше вглубь торгового зала, где находятся овощи и фрукты — от «борщевого» набора до ананасов и манго.
Взгляд задерживается на стопках муки и соли с крупными ценниками — это распечатанные листы формата A4. Справа от них такие же, но со шпротами, банками огурцов, горошка и кукурузы.
В этот момент ассортимент плавно перетекает в бакалейный — в памяти отпечатываются полки с растительными маслами, специями и лапшой быстрого приготовления.
Дальше маршрут до касс пролегает уже только через продукты. Неподалеку холодильник в виде отдельной комнаты с прозрачными виниловыми жалюзи.
Несмотря на холод, люди вдумчиво берут сметану и майонез, рассматривают упаковки рыбы и батоны колбас. На полках с молочкой замечено сразу несколько недавних новинок от белорусских производителей: йогурты и молочные коктейли, а еще взбитые сливки в баллоне.
На этом «холодная» зона не заканчивается, есть еще два больших морозильных ларя с рыбой, мороженым, пельменями и варениками.
Шагаем дальше и подмечаем две особенности ассортимента: у многих продуктов есть альтернатива, но это не такой широкий спектр, как в гипермаркете. Например, форели есть два вида, томатов черри мы насчитали четыре варианта. Еще одна фишка — много «семейных» упаковок (например, такие легко найти среди печенья и семечек).
Теперь прицельно рассматриваем, чем интересуются покупатели. Подросток с мамой пришли за пакетом шоколадных кексов и двумя пачками булок. Мужчина зашел в холодильник с крупной веткой бананов. В корзине еще у одной женщины замечаем пару батонов, сыр и гречку.
Навскидку в магазине одновременно находится человек 10—15, на кассе даже образовывается небольшая очередь. А вот у электронных касс очередей нет. На выходе в уголке замечаем кофемашину и микроволновку — правда, в тот момент ими никто не пользуется.
Кстати, бонусной программы в сети нет, но есть временные акции в листовке. Та, которая действует на момент публикации материала, новогодняя и в дизайне, и в товарах: например, в ней есть форель, кукуруза и мандарины.
Сегодня по плану у нас еще один магазин в красно-желтых цветах, намекающих на бюджетный формат. И сразу выясняем не самый очевидный для покупателей факт: «Копеечка» и «Маяк» принадлежат одному и тому же крупному ретейлеру (ЗАО «Доброном»). Забегая вперед, отметим: в этих сетях есть некоторые пересечения по ассортименту, то есть можно найти товары одних и тех же марок и характеристик, а вот ситуация с ценами чуть интереснее.
И еще один факт: если перемещаться по стране, то «Копеечку» чисто статистически можно увидеть чаще, чем «Маяк» (у нее на всю Беларусь 800 магазинов). Мы отправились в точку сети в центре города. Магазин довольно компактный, занимает небольшую площадь и находится на первом этаже жилого дома. В спальных районах встречаются более крупные по площади «Копеечки», но и стоимость аренды коммерческих помещений там должна быть ниже, чем в пределах второго кольца.
На входе в торговый зал посетителей встречает пара полок с овощами — одна из них с зеркалом сверху, в отражении апельсинов и лимонов с виду становится больше. Внимание привлекает полка в центре с подписью «Внешне неидеальные» — это второй шанс для помятых и слегка потерявших товарный вид фруктов (цена, разумеется, более низкая). Кстати, это не единственный такой уголок: в молочном отделе со скидкой продается молоко, у которого до конца срока годности остается буквально пару дней.
Четкого разграничения на отделы в магазине в силу его компактности нет, в целом ассортимент можно описать как «всего по чуть-чуть». Есть достаточно свежие новинки — например, зимние вкусы чипсов. На стеллажах привлекает внимание полка с мукой — заметно, что тут на нее есть спрос: пачки разобрали, остались пробелы. Помимо продуктов, есть полка с бытовой химией и самыми необходимыми товарами вроде туалетной бумаги.
Несмотря на то что магазин компактный, тут есть электронная касса (правда, одна). На тумбочке притаилась микроволновка, а возле выхода — кофемашина.
В будний день в обеденное время в этом магазине не слишком много людей — навскидку за 10 минут через дверь проходят человек семь. Сюда забегает пара подростков за чипсами, мужчина в спешке оплачивает два огурца, женщина на пенсии неторопливо и рассматривает разные виды колбасы. Параллельно происходит приемка товара — часть зала занимают коробки и тюки, которые вскоре распределятся по полкам.
Чтобы понять, за чем в эту сеть приходят покупатели, заглядываем в другой ее магазин и уже вечером. Студент отправляется на электронную кассу с большой пачкой вареников, парой апельсинов и творогом. Мужчина постарше заинтересованно рассматривает круглую пластиковую банку селедки. Уже на обычной, не электронной кассе встречаем девушку, которая выложила на ленту туалетную бумагу, бумажные полотенца, пакет лука и батончик Bounty.
В сети есть социальная программа лояльности, которая также распространяется на «Доброном». Периодически сменяются акции — актуальные можно найти в листовке. Например, на момент выхода материала действует предновогодняя: оформлена в хвойно-снежных тонах, рассказывает о скидках на куриное филе, майонез и главные ингредиенты декабрьских салатов — горошек и кукурузу.
Для удобства мы нашли одинаковые товары в этих сетях — цены на них зафиксировали в магазинах 23 декабря. Важный момент: сравнение носит иллюстративный характер, выборка товаров не отображает полный ассортимент.
| Товар | Цена в «Маяке», рублей | Цена в «Копеечке», рублей |
| Чай Greenfield Golden Ceylon (черный, 25 пакетиков), 1 шт. | 3,89 | 3,99 |
| Сыр «Российский» («Брест-Литовск», жирность 50%, 200 г), 1 шт. | 4,49 | 4,59 |
| Клементин, 1 кг | 6,69 (Италия) | 6,72 (Испания) |
| Coca-Cola без сахара, 1 л | 2,59 | 3,09 |
| Овсяные хлопья «Экстра №3» (500 г), 1 шт. | 1,05 | 1,15 |
| Батончик Snickers (50 г), 1 шт. | 1,89 | 1,99 |
| Жидкое крем-мыло Floria (кокос) (500 мл), 1 шт. | 1,99 | 2,49 |
| Зубная паста Colgate «Тройное действие» (100 мл), 1 шт. | 4,19 | 4,18 |
| Колготки Conte Solo (40 ден, черные, размер 4), 1 шт. | 5,39 (Ранее была указана ошибочная цифра 7,29) | 5,36 |
Читайте также:
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by

29 декабря в 18:00 на новогоднем стриме Betera выступят Алексей и Илья Протасы — хоккеисты «Вашингтон Кэпиталс» и амбассадоры бренда. Братья выйдут на связь из США и поделятся эксклюзивами о жизни в НХЛ, итогах 2025 года и целях на 2026-й.
В программе — чат со зрителями, звезды, блогеры, розыгрыши iPhone 17 Pro Max, PlayStation 5 Slim, MacBook Pro M4 и эксклюзивных призов. Во время трансляции каждый лайк превратится в корм для бездомных животных.
Все подробности — в телеграм-канале Betera.