В Беларуси реальных безработных на 200 тысяч больше, чем официальных. Куда подевались эти люди и почему так получилось?

 
15 127
04 мая 2021 в 19:28
Автор: Таисия Воеводова
Автор: Таисия Воеводова
Напишите отзыв на товар и получите шанс выиграть робот — мойщик окон

За первые три месяца 2021 года фактически безработных в стране насчитали 207,9 тысячи, а официально безработных — всего 8,6 тысячи. Откуда такая разбежка, почему уволенных больше, чем принятых, и как Минск за год спустился с первого на последнее место по показателю замещения работников. Объясняем простым языком.

Куда подевались почти 12 тысяч уволенных?

Белстат раз в квартал публикует данные о принятых и уволенных в стране. Судя по последней статистике, в январе — марте этого года в Беларуси наниматели уволили 143,5 тысячи человек, а приняли — 131,7 тысячи человек. То есть почти 12 тысяч человек по статистике остались уволенными. Но не все так просто.

Дело в том, что количество уволенных Белстат учитывает не на всех предприятиях, а только на средних (где численность работников 101—250 человек) и крупных (более 250 работников). То есть, если работник ушел с завода в самозанятые, в небольшую частную фирму или открыл ИП, статистика его «не видит».

— То, что одних увольняют, а других берут на работу, — это нормальное движение, которое показывает, что на рынке труда есть жизнь. Однако не может не волновать то, что уволенных у нас стабильно больше, чем принятых. И в этом году разрыв увеличился, людей стали увольнять чуть более активно, — объясняет академический директор Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Катерина Борнукова. — Первая причина — старение населения, то есть люди уходят с работы на пенсию. Второй фактор — малые и микропредприятия не сдают ежемесячную отчетность по принятым-уволенным, поэтому какая-то часть людей переходит с крупных предприятий на более мелкие. Какая-то часть может уходить в ИП и самозанятые. Третье объяснение — иммиграция: уволенные пробуют найти новую работу за границей. Более точно сказать нельзя, но лучше такие данные, чем никаких.

Также специалисты подсчитывают коэффициент замещения, который показывает, сколько работников взяли на место каждых 100 уволенных. За первые три месяца этот коэффициент составил 91,8% (в прошлом году был 92,8%) и не превысил сотню ни в одной области страны. Но один примечательный момент в этой статистике есть: в прошлом году самый высокий коэффициент замещения (99,8%) был в Минске, а сейчас столица на последнем месте среди всех областей (89,4%). То есть на 100 уволенных — только 89 принятых.

— Раньше в столице процент замещаемости был лучше всех за счет «перетекания» работников из промышленности в услуги, а эпицентр услуг — как раз Минск. Сейчас же из-за пандемии и других причин сфера услуг замедляет рост (например, ретейл и IT-сфера). Кроме того, большое количество людей, которые иммигрируют по политическим причинам, — это минчане, — объясняет Катерина Борнукова.

Как измеряют безработицу и почему данные по ней отличаются в десятки раз?

Уровень фактической безработицы в Беларуси за первый квартал — 4,2%, а уровень официальной безработицы более чем в 20 раз ниже: он составил 0,2 процента и за весь последний год ни разу не изменился. То есть фактически безработных в стране 207,9 тысячи, а официально безработных — всего 8,6 тысячи. Почему такая разбежка?

Огромные отличия между официальной безработицей и реальной существовали всегда. Оба показателя выводит Минтруда, но по разным формулам — по принятой в Беларуси и по методологии Международной организации труда. Фактическая безработица — это процент случайных людей от 15 до 74 лет, которые считают себя безработными, от всего трудоспособного населения. Именно так подсчитывает безработных МОТ во всем мире, и этот показатель является наиболее приближенным к реальности.

А официальная безработица — это процент людей, зарегистрированных на бирже труда в качестве безработных. Таких в Беларуси традиционно немного, потому что пособие по безработице очень маленькое (до 40 рублей, хотя были идеи поднять его в пандемию, но они так и остались на бумаге) и безработных могут привлекать к общественным работам. Так что люди по-прежнему предпочитают искать работу самостоятельно и идут на биржу только от безысходности. Например, чтобы не числиться среди тунеядцев.

4,2% безработных в Беларуси — это много или мало?

По данным МОТ, из-за пандемии коронавируса во всем мире за 2020 год без работы осталось четверть миллиарда человек, что в четыре раза превышает показатели финансового кризиса 2008—2009 годов. А вот в Беларуси уровень фактической безработицы в последние годы только падал. В первом квартале 2018 года он достигал 5,1%, а 2019-го — 4,6%, за первые три месяца 2020 года — 4,1%. Теперь 4,2%. И это просто объяснимо: Беларусь не закрывалась на карантин и многие предприятия продолжали работать во всю мощь, даже несмотря на туманные перспективы поставок товара в пандемию.

— Фактическая безработица 4,2% — это комфортный для нас и низкий показатель. Во время кризиса 2015—2016 годов он доходил до 6%, — объясняет эксперт.

Кстати, слишком низкая безработица — это тоже плохо, так как при этом страдает производительность труда и снижаются зарплаты. Уровень безработицы 4—5% считается нормой, а показатель от 2 до 4% безработных в стране говорит о том, что в экономике подъем, безработица более 7% свидетельствует о спаде.


Деловые, повседневные и спортивные рюкзаки в Каталоге Onliner

Выбор покупателей
городской, унисекс; 1 отделение
городской, унисекс; 1 отделение
городской, унисекс; 10 л; 1 отделение

«Кошелек» в Telegram: только деньги и ничего лишнего. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро