Вопрос о том, чтобы сделать донорство бесплатным, вызвал резонанс в середине июня. Тогда соответствующий законопроект внесли в Палату представителей. Однако для многих передовых стран мира — Великобритании, Испании, Швейцарии, США и прочих — безвозмездное донорство является нормой жизни. Мы нашли белорусов, которые регулярно сдают кровь за деньги, и узнали, заработок ли это и что они думают насчет изменений в законе.
В Беларуси насчитывается около 100 тысяч доноров крови и ее компонентов.
Около 65 тысяч человек стали почетными донорами (сдали кровь 40 и более раз).
1,5—2 тысячи человек приходят ежедневно во все донорские пункты страны.
122,97 рубля стоят 450 мл крови.
147,56 рубля стоят 450 мл плазмы крови.
Антон Отраднов, 28 лет, работает в IT-сфере. Сдавать кровь начал десять лет назад на первых курсах университета, периодически делал перерывы. Сейчас проходит процедуру каждые три месяца, на его счету — 28 возмездных кроводач. Если переводить в денежный эквивалент — это чуть больше 3400 рублей за все время.
— Как и большинство студентов, раньше я сдавал кровь ради денег, но со временем такая необходимость отпала. Сейчас для меня донорство осталось чем-то вроде полезной привычки и приятного бонуса.
На удивление, сейчас наше государство хорошо заботится о донорах. Кроме выплаты за саму кроводачу и сухпайка, нам оплачивается рабочий день, когда проходит сама процедура (по факту это полноценный выходной: пара часов в больнице с утра — и ты свободен). Плюс оплачивается любой другой день на выбор, его можно считать дополнительным бонусом к отпуску.
По возможности я пользуюсь всеми льготами. И раньше, и сейчас сдаю кровь только за деньги. Выходные беру не сразу, потом просто прибавляю их к отпуску. Сухпаек тоже радует: 0,5 минеральной воды, зефир, мармеладки, штук 5 гематогенов, две пачки печенья и много чая и сахара.
Отмену возмездного донорства считаю глупым, так как большинство сдающих кровь просто откажутся это делать.
По моим наблюдениям, чаще всего это обычные работяги, которые приходят именно за деньгами. Как говорится, не обязательно быть супергероем, чтобы спасать жизни. Именно поэтому я продолжу сдавать кровь и после изменений в законодательстве.
Ирина Жукова, 43 года, юрист. Кровь сдает регулярно — раз в 2 месяца — с 2008 года. В 2017 году стала почетным донором, сейчас у нее на счету — 50 кроводач. В рублях: около 6150 за весь период донорства.
— В плане донорства ярким примером для меня стала мама. Первый раз она сдала кровь еще в институте бесплатно, потом был перерыв — рожала детей. После распределения она некоторое время занималась донорством бесплатно, затем стала индивидуальным предпринимателем и сдавала кровь за деньги. Для нее это была незначительная сумма, зато мама всегда чувствовала удовлетворение от важности и нужности такого благородного поступка.
А еще мама всегда рассказывала, насколько полезная эта процедура для организма. Мол, кровь очищается, и вместе с тем как будто обновляются все клетки.
Мама в конце концов стала почетным донором, но через пару лет ей пришлось прекратить донорскую «карьеру» из-за проблем со щитовидной железой.
В 2007 году у очень дорогого для меня человека обнаружилась онкология. Ему понадобилась срочная операция. Две недели я круглосуточно дежурила у койки моего близкого друга в онкологическом отделении больницы и видела, что донорская кровь там в прямом смысле спасает жизни. Она нужна была и для прямого переливания крови, и для изготовления медицинских препаратов. Год спустя я впервые сдала кровь сама и больше не оставляла это дело.
Я всегда сдаю кровь за деньги и собираюсь так делать дальше, пока это позволяет наш закон. Для меня это не плата за кровь, скорее — компенсация потраченного времени. Эти выплаты никогда для меня не были существенными, наоборот, чисто символическими.
Сдавала кровь, потому что имела серьезную мотивацию из-за болезни друга, и со временем донорство стало привычкой. Причина проста: приятно, что можешь помочь другим людям, плюс польза для собственного здоровья, укрепление иммунитета и улучшение самочувствия.
Я продолжу сдавать кровь, пока мне позволит здоровье, даже безвозмездно. А вот другие — большой вопрос.
В нашей стране для подавляющего большинства людей прибавка в 120 рублей — это немалые деньги.
Существенная сумма выплаты или нет, донорство схоже с работой. Донор должен быть здоров, сыт и доволен, а это требует материальных ресурсов, которые я, при наличии выбора, никому дарить не буду.
И потом, есть же большая разница между «безвозмездно» (как в Европе, например, где работают спонсорство, лотереи, социальные льготы, уважение и почет в обществе) и «бесплатно» под видом «безвозмездно» (как это происходит у нас).
У нас в принципе на безвозмездную сдачу крови очереди практически нет, что доказывает факт: люди приходят в донорские центры именно из-за денег.
Конечно, можно долго рассуждать о гражданском долге, совести, ответственности, но для начала люди должны достойно зарабатывать, чтобы у них появилось желание заниматься благотворительностью и сдавать кровь бесплатно.
Евгений Кайдашов, 24 года, менеджер по персоналу. Занялся донорством 5 лет назад, когда был студентом. Кровь сдает регулярно, раз в 2 месяца. Раз в год берет трехмесячный перерыв, чтобы отдохнуть и восстановиться. За плечами — 21 кроводача, или больше 2580 рублей.
— Донорство мне нужно было изначально как студенту: дополнительная денежка на жизнь, освобождение от занятий, небольшой сухпаек. Затем уже начал мыслить масштабней, захотелось получить льготы от государства и стать почетным донором. Это же настоящая «ачивка», только в реальной жизни. Вот сейчас пытаюсь закрыть гештальт.
У меня редкая группа крови — первая отрицательная. Попросту говоря, моя кровь подходим всем, а мне — только моя. Так что плюсом ко всему вышеперечисленному стала реальная озабоченность тем, что я чем-то могу помочь людям. Короче гуманизм, филантропия, либерализм и любые другие «человеколюбящие» термины.
Я всегда сдаю кровь платно. Если изменится закон — буду сдавать и бесплатно, раз уже начал это делать. Ведь люди, которым нужна моя кровь, не виноваты в таком решении. Правда, и ежу понятно, что в таком случае начнется дефицит крови.
К примеру, сейчас я на паузе, восстанавливаю уровень железа в крови. Лекарства для этого стоят около 45 рублей. Бонус от государства в такой ситуации как раз кстати.
Для обычного человека, чаще всего какого-нибудь работника госпредприятия, эта выплата — неплохая единовременная прибавка к зарплате. Плюс выходной. А еще — какая-то вкусняшка, хоть и ГОСТовская, но она есть. И вот представьте, вас — человека и так с небольшой зарплатой — лишают такой надбавки. Да, обещают сохранить средний заработок в день процедуры, вроде даже в двойном размере.
Но, во-первых, что скажет об этом ваш работодатель, ведь в его глазах вы и так прогульщик и халявщик. Во-вторых, средний заработок-то небольшой, и сумма может выйти значительно меньше, чем 123 рубля (сейчас столько вроде стоит выплата за одну кроводачу). В общем, много демотивирующих факторов, которые точно повлияют на людей, а значит, и на прирост донорской крови.
Наталья Огурцова, 36 лет, преподаватель. Сдает кровь с 20 лет. В 2019 году стала почетным донором. Приходит на процедуру раз в 2—3 месяца. На сегодня у женщины больше 45 кроводач: из них 40 — возмездных на 4920 рублей, остальные — безвозмездные.
— Первый раз я пришла сдавать кровь, когда училась. Очень были нужны деньги, не хватало на самое необходимое. Потом стала сдавать постоянно ради небольшого дохода. Всегда приятно получить такой бонус раз в 2—3 месяца и потратить на что-то нужное. Сначала мне было сдавать кровь нелегко: мучили слабость и сонливость. Потом стало легче, организм привык и стал устойчив к кроводачам.
Я и мои знакомые категорически против безвозмездного донорства. Помощь людям — это дело важное, но самим ведь тоже нужно восстанавливаться. 130 рублей, что сейчас платят за одну кроводачу, идут на витамины, фрукты, мясо и прочее для нормального питания. Это и так не много. Если лишить доноров и этого минимума, кто тогда вообще будет сдавать кровь? Безвозмездно сдают единицы. Все ради денег, так как людям и так не хватает зарплаты.
Возможно, я сдавала бы кровь безвозмездно, если бы взамен предоставляли бесплатный проезд в общественном транспорте или путевку хотя бы раз в год в санаторий. А так, ради идеи, можно сдать пару раз, но не постоянно.
Алексей Алексеев, 40 лет, ведущий инженер в IT. Ведет активный образ жизни, растит детей и занимается спортом. Сдает кровь и ее компоненты на постоянной основе с 2015 года. В сумме — 33 кроводачи на 4060 рублей.
— Начинал сдавать кровь еще в студенческие времена, когда это была хорошая возможность подзаработать и получить отгул на свои нужды. Если долго не философствовать о спасении жизней, в донорстве я не вижу ничего хорошего, кроме минимального финансового поощрения. Это самый приятный процесс, при этом не быстрый.
Не каждому работодателю нравится, что его сотрудник хоть и занимается благородным делом, но его нет на рабочем месте.
Поэтому я в дни сдачи исключительно отпрашиваюсь с утра, выходные не беру и довольствуюсь только денежной компенсацией.
У нас, чтобы сдать кровь, нужно потратить немало времени на сбор необходимых документов, анализы и мониторинг здоровья. А дальше — постоянно поддерживать эту информацию актуальной. Эти трудовые и временные затраты никто не компенсирует.
Поэтому, если примут новый закон о безвозмездном донорстве, на этом моя сдача крови однозначно закончится. Исключение — экстренный случай для спасения чьей-то жизни. А так, бегать за кучей справок и в ответ видеть недовольное лицо администратора, который жалуется на опоздание в полчаса, как-то не хочется.
Читайте также:
«Кошелек» в Telegram: только деньги и ничего лишнего. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onliner запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by