37 151
18 июля 2021 в 8:00
Автор: Таисия Воеводова. Фото: архив Onliner

Почему мы меряемся своими ВВП и правда ли, что чем больше, тем лучше? Объясняем простыми словами

Автор: Таисия Воеводова. Фото: архив Onliner

Услышав словосочетание «показатель ВВП», вы наверняка представите россыпь цифр, процентов и сложных терминов. Но даже самое сложное экономическое явление можно объяснить простыми словами. В рубрике «Ликбез» продолжаем разубеждать вас в том, что экономика — это скучно и сложно. И наш очередной герой — показатель валового внутреннего продукта, которому в Беларуси почти что поклоняются, считая, что чем больше цифры, тем лучше. Разбираемся, так ли это и о чем говорят неплохие последние значения ВВП страны.

Что такое ВВП?

Если упростить, то валовой внутренний продукт показывает рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг, которые произвели за год во всех отраслях экономики на территории страны. Понятие ВВП в 1934 году ввел в обиход уроженец Пинска Саймон Кузнец, который чуть позже получил за это Нобелевскую премию (о его жизни, похожей на остросюжетный фильм, мы уже писали).

Саймон Кузнец. Фото: Frank C. Curtin/AP

Почти за каждым словом в определении понятия скрываются определенные моменты.

— При подсчете ВВП речь идет о конечных продуктах, которые непосредственно употребляются, что исключает их двойной подсчет. То есть если один сделал сырье, а второй — товар из этого сырья, то считается только последний, — объясняет старший аналитик «Альпари Евразия» Вадим Иосуб. — Второй важный момент — этот товар отражается по рыночной стоимости. И вот здесь многие историки любят спорить, прикидывая, какой ВВП был в Советском Союзе. Но подсчитать его практически невозможно, ведь в СССР не было такого понятия, как рыночная стоимость. Следующий момент — неважно, отечественное предприятие произвело продукт или иностранное, в расчет берутся все предприятия на территории государства.

Как считают показатель?

Есть несколько способов подсчета ВВП. В первом случае ВВП считают по доходам, основная часть которых — национальный доход, состоящий из суммы заработков, арендных плат, процентов платежей и прибыли компаний. Второй подход — считать ВВП по расходам. В этом случае ВВП равен сумме конечного потребления и инвестиций, в том числе в складские запасы. Сюда относят государственные расходы и чистый экспорт (это разница между экспортом и импортом).

— То есть даже если продукт произведен и просто лежит на складе, то он добавляет стоимость к ВВП. И чем больше произвели товаров и услуг, тем выше показатель ВВП, — объясняет аналитик. — Сами по себе складские запасы — нормальное явление, ведь мало кто работает по схеме «произвел и сразу продал». Но если при рыночной экономике товар отвезли на склад с твердой уверенностью, что его потом продадут, то в Беларуси такой товар может не продаваться очень долго, а потом продаться с большой скидкой или не продаться вовсе. А в ВВП считают ту стоимость, по которой товар поставили на склад.

И третий подход — это просто суммирование всех добавленных стоимостей, созданных на территории страны. Считается любой ВВП в национальной валюте, но для сравнения с ВВП других стран его часто переводят в доллары.

От чего ВВП повышается, а от чего понижается?

Взять иностранный кредит и тем самым напрямую повысить ВВП страны нельзя, потому что финансовые операции в него не включаются. Пусть у государства и увеличилось количество денег, но и долг тоже вырос. А вот косвенно это повлиять может — например, если направить кредит на производство товаров.

— Если мы взяли у России миллиард, чтобы погасить свой старый долг перед ней, то для ВВП это ничего не изменит. А вот если эти деньги направили на толковую модернизацию отрасли, это будет большой и жирный плюс для ВВП. Но только если модернизация помогла и предприятия смогли нарастить продажи и вернуть кредит, а модернизация не привела в итоге к сплошным убыткам для самого предприятия и для бюджета. Как ни парадоксально, не всегда рост ВВП — это благо для экономики, поэтому гнаться за цифрами не стоит. Такой рост может быть неустойчивым (год подъема и затем год обвала) или низкого качества (например, растут складские запасы, которые некому продать).

Есть и некоторые внешние факторы, влияющие на значения ВВП — например, спрос на продукцию, которую производят в стране. Если в мире большой спрос на нефть или калийные удобрения, это пойдет в плюс нашему ВВП. Здесь важнее не сколько мы произвели, а за сколько сможем это продать.

У кого валовый продукт самый высокий, а у кого самый низкий?

Есть разные показатели ВВП, и в каждой стране они считаются в своей валюте, поэтому нельзя упускать такой момент, как курсовая разница.

— Для межстранового сравнения ВВП считают в долларах просто для того, чтобы привести валюты разных стран к общему знаменателю. Но считают по-разному: как номинальный ВВП или ВВП по паритету покупательской способности (ВВП по ППС). Последний показатель учитывает разницу цен в странах, благодаря чему ВВП государства, где товары просто дороже, не будет самым высоким. Грубо говоря, у нас поставить пломбу в стоматологии стоит 100 рублей, а в США — $500. Поэтому ВВП по паритету покупательской способности в более богатых странах обычно меньше номинального, а в более бедных — больше.

ВВП разных стран сравнивают МВФ, Всемирный банк, ООН и другие организации. Их подсчеты могут немного различаться. Если сравнивать номинальный ВВП, то первая пятерка стран выглядит так: США, Китай, Япония, Германия и Индия. В этом списке Беларусь находится на 74-м месте из 186. А если сравнить ВВП по ППС, то лидеры располагаются в такой последовательности: Китай, США, Индия, Япония и Германия. Беларусь в этом списке чуть повыше — на 69-м месте из 198.

К странам с самым низким ВВП относятся даже не африканские, а островные государства, о большинстве из которых вы даже вряд ли слышали: Тувалу, Науру, Кирибати, Маршалловы острова и Палау.

Правда ли, что ВВП отражает уровень благосостояния людей?

Сам по себе ВВП часто отражает масштаб страны: чем она больше, тем больше ВВП. Поэтому, несмотря на то что лидирующую позицию в рейтинге по показателям ВВП занимает Индия, это не значит, что люди там живут лучше, чем в Швеции. Чтобы понять, как ВВП отражает уровень благосостояния жителей этой страны, нужно смотреть отдельный показатель — ВВП на душу населения. Грубо говоря, это номинальный ВВП, или ВВП по ППС, поделенный на всех жителей страны.

— В целом можно сказать, что есть корреляция между размером ВВП на душу населения и уровнем благосостояния: при маленьком ВВП неоткуда ждать больших зарплат. Но этот показатель имеет свои недостатки. Он показывает, сколько в стране заработано денег, но мало говорит о том, как эти деньги распределяются и используются. То есть ВВП на душу населения может сильно расти, но этот рост пойдет не на зарплаты и пенсии людей, а на строительство новых дворцов. И благосостояние людей от этого никак не улучшится, — говорит Вадим Иосуб.

В пятерке лидеров по ВВП на душу населения совсем другие страны: Люксембург, Сингапур, Ирландия, Катар и Швейцария. Беларусь и здесь где-то посередине — под номером 62, между Маврикием и Гайаной.

Как Беларусь «выстояла» в «коронакризис» и почему мы так гонимся за цифрой ВВП?

За последние 10 лет ВВП Беларуси вырос примерно на 10%. Вроде цифра хорошая, но все познается в сравнении: это все равно что стоять и смотреть, как другие страны убегают вдаль.

— Развивающиеся страны за последние 10 лет выросли примерно на 40%, а общемировая экономика — на 35%. Так что за 10 лет мы отстали и от мира в целом, и от большинства соседей. Такой медленный рост ВВП выливается в то, что средняя зарплата в Украине, которую нам любят ставить в пример, уже вплотную приблизились к нашей. А по уровню минимальных пенсий Украина и Молдова уже обогнали Беларусь. По всем прогнозам, если в ближайшие три года у нас и будет рост ВВП (хотя лично я в это не верю), то гораздо более медленный, чем у всех соседей, — считает Вадим Иосуб.

Прошлый «коронакризисный» год дал жару экономикам практически всех стран, в том числе вызвав и снижение уровня ВВП. В США этот показатель уменьшился на 3,5%, что стало худшим показателем со времен Второй мировой войны. А валовый продукт Беларуси за 2020 год упал всего на 0,9%. Как нам это удалось?

— Рост ВВП за прошлый год вышел только у Китая. Экономика США падала очень сильно, а Европа и все наши соседи падали намного сильнее, чем мы. На их фоне наше наши минус 0,9% динамики ВВП выглядят хорошо. Но если разобраться, то сильное падение экономики в условиях заметного снижения спроса — это нормальная реакция. Если спрос упал, то нормально сократить или закрыть производство. У нас же продолжили производить вопреки всему, в том числе спросу. За этот небольшой упадок ВВП мы расплатились ростом числа убыточных предприятий, увеличением сумм их убытков, а также ростом кредитной задолженности. Теперь приходится судорожно искать, кто бы нам одолжил еще денег. Такова цена за красивую цифру ВВП.

Есть и внешние факторы. В первом полугодии нам везло: мир начал выходить из пандемии, подскочили цены на различные ресурсы, в том числе на те, что экспортирует Беларусь (например, калий и нефтепродукты). Спрос на них превышает предложение, что заставляет цены двигаться вверх. Из-за совокупности разных факторов стал расти и ВВП Беларуси: по последним данным, на 3,3% за половину 2021 года.

— Исторически сложилось так, что в Беларуси это важный экономический фетиш, на который у нас молятся. Ведь чтобы повышать прибыль, нужно повышать и качество управления на всех уровнях. У нас же по традиции, который около 90 лет, все измеряют в выпуске чугуна и стали на душу населения. Это абсолютный пережиток СССР, но психология управленцев пока не поменялась.


Вадим Иосуб — старший аналитик компании «Альпари Евразия». Специалист по методам анализа на финансовых рынках и доверительному управлению инвестиционными портфелями на фондовом рынке. С 1998 года работает на рынке Forex, с 2005-го — на российском фондовом рынке.

Готовимся заранее делать запасы — sморозильники в Каталоге с доставкой на дом

без No Frost, механическое управление, класс A+, полезный объём: 85 л, 55x58x85 см, белый
No Frost (морозильная камера), электронное управление, класс A, полезный объём: 204 л, 60x64x150 см, белый
без No Frost, электронное управление, класс A++, полезный объём: 98 л, 55.3x62.4x85.1 см, белый

«Кошелек» в Telegram: только деньги и ничего лишнего. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by