31 августа 2021 в 8:00
Автор: Артем Беговский. Фото: Александр Побат

Журналист попробовал себя в роли живой статуи, узнал о заработке, войне за локацию и создал свой костюм

Эти ребята какие-то уж слишком загадочные. Сейчас не про магию с тростью, а в первую очередь об остававшемся за ширмой процессе создания костюма, графике работы, навыках, подводных камнях и самих лицах профессии — живой статуи. И сколько раз я слышал, что костюмы стоят то 500 долларов, то 1000 евро; что их собирают не то три года, не то чуть быстрее; секретные тут и фокусы, и краска (все есть в интернете), поэтому пришлось с головой окунуться в будни уличных артистов. А удалось ли мне озолотить карманы или я получил приглашение в клуб «Больная спина до тридцати», читайте в эксперименте Onlíner.

Перенимаем опыт у профессионалов

Алексей и его супруга Вероника — создатели «Студии Золотого Режиссера», уличные артисты жанра живых скульптур. Выступают на центральной площадке Верхнего города. Ребята выступают по 3—4 часа в день, чаще всего с пятницы по воскресенье в хорошую погоду. Алексей выступает живой статуей уже около 20 лет, в Беларуси — более 8. Вероника увлеклась жанром 4 года назад и стала художником по костюмам. Пара поделилась со мной тонкостями своей работы и дала несколько советов, а также предоставила возможность попробовать себя в роли золотой статуи.

— Суть живых скульптур в том, чтобы подарить людям самые яркие, необыкновенные эмоции, которые они не могут испытать в обычной жизни. Создать индивидуальное шоу для каждого зрителя. Используются при этом самые разнообразные приемы: необычный костюм, реалистичный грим, актерское мастерство и т.д. Самое главное, чтоб артист выглядел как самая настоящая скульптура и тогда восторг зрителя обеспечен.

Бывает, что зрители не  только удивляются, но и иногда по-настоящему пугаются скульптур. Их охватывает небольшой шок, позже они подходят радостные и удивляются вновь. — продолжает Вероника. Она еще в детстве наблюдала за отцом и братом, когда те писали маслом, поэтому раскрашивает костюмы по художественной технологии. — По сути, это картина, объем, покрытый золотом. Другой человек, имея в распоряжении все те же материалы, не получит такого же эффекта -  чтобы в темноте материал заблестел как золото, если конечно, он не художник.  Тут важен опыт: при создании каждого костюма, с каждым смешиванием красок я получала разные эффекты, вспомнила живописные техники папы и брата. Были и неудачные эксперименты.

— Уйдем от жанра, что по условиям?

Если не считать этот год, то Беларусь не самая солнечная страна и дождь — это полный стоп, потому что костюмы не водостойкие. Этим летом выступать было жарко даже мне, хотя мой образ самый открытый, его пора — это весна, лето, зимой — в помещении. Ребята выступали и в  жару, но не в пик , в тени, с перерывами, поддержкой, водой. Есть и троица зимних образов — их особенно любят горожане. Всего — больше десяти персонажей.

— Просто взяв баллончики с краской, реально ли сделать костюм?

Нет ничего нереального, это вопрос качества. Вам понадобится не меньше 10 баллонов. но будьте готовы, к множеству неприятных моментов. Даже если вы покрасите костюм без подтеков, вопрос в том, сколько раз вы сможете в нем выступить, чтоб он сохранил свой вид? Ответ — один. Весь блестящий пигмент скапливается на поверхности ткани, со временем он будет не просто тускнеть, а стираться,  оставаться на соприкасающейся поверхности. 

По-этой причине мы используем жидкие полимерные краски. У нас специальные методы окраски, поэтому наши костюмы можно трогать — зрители не испачкаются.

Алексей, он же Золотой режиссер, рассказывает о требованиях к артисту, путешествиях и правилах выступления — так он готовит меня к первому в жизни опыту работы скульптурой.

— В путешествиях было много приключений. Мы как-то ехали в Бельгию на машине, и в Берлине у нас закончились деньги, но в багажнике были два костюма, а с ними можно заработать в любой точке мира. В Берлине за день мы получили 300 евро и доехали до Голландии. Раньше это была хорошая возможность путешествовать, изучать культуру, нации, народы, понять, чем живут другие страны.  

Требований к артисту много: это и здоровье, и образование, и выносливость, умение общаться со зрителем, делать классные фотографии с первого раза, и, конечно, способность долго неподвижно стоят. Важны навыки модели или мима, они позволяют вести интересный интерактив. Как все работает: зритель смотрит, кидает монетку — и скульптура оживает так же, как когда вы заводите музыкальную шкатулку. Максимум было 20 рублей, но, наверное, только один раз, а так бумажные деньги бросают редко, в основном монеты, — заканчивают ликбез профессионалы.

Располагаются живые статуи во многих городах, чаще всего на пешеходных улицах. Согласование с местными властями обычно не требуется, но лучше изучить этот вопрос заранее. Так же не требуется регистрация ИП или другой формы собственности, а сам уличный доход не облагается налогом. Алексей отводит меня в секретное место, где ему разрешают переодеваться. Там с моей одеждой происходят некие метаморфозы. Спустя 10 минут, пока часы на ратуше отбивают шестой час, приступаю к творческой деятельности.

В сундучок кидаем пятерку на удачу, плюс Вероника подбрасывает монеты, зачем — не знаю, их я не считал. Как итог — за час работы вышла получка в 9,80 рубля, хватит на кофе и билет домой. Затем еще час решил постоять профи Алексей, и уже с первых минут было видно, что он меня сделает с его магией и навыком привлечения публики. Люди выстраивались кругом, наблюдая, как летает его трость. Итог — 46 рублей за час.

Дышать в маске с непривычки трудно, ощущение, будто в противогазе. Обзор здесь минимален из-за сеточки, которая закрывает глаза, поэтому большую часть времени ориентируюсь на слух. Грубость некоторых зрителей — данность жанра, а еще Алексей рекомендует следить за сундуком: мол, бывали случаи, когда зарабатывала не только статуя. Пить можно на месте через трубочку.

Локальные конфликты за место

Не прошло и 5 минут, после того как я отошел от «Городских весов» и меня сменил Алексей, и случилось страшное. На часах чуть больше 7 вечера, а это значит, что сейчас к скульптурам начнут подходить разного рода уличные музыканты. И если две девушки заняли очередь и готовы ждать 2 часа, пока мы не уйдем, то другой, более агрессивный персонаж пытается отбить локацию.

— Это твое место? Я вот могу здесь стоять? Ты не можешь мне запретить, стану где захочу, — начинает парень, который занимается уличной музыкой с 2007 года. Вероника начала переговоры, и вроде бы успешно, музыкант уходит к «Галерее». Смотрится это все нелепо: представьте, золотая статуя оживает в момент дележки места и ведет себя более чем по-человечески, а затем вновь входит в образ. Но такие вещи далеко не шутка, существует даже негласное правило между уличными артистами: две выступающие скульптуры не должны попадать в угол обзора человека, а музыкантов надо гнать или стоять с ними по очереди, так как, если они расположатся возле живой статуи, о заработке можно забыть.

Вообще, по международным правилам сразу две скульптуры не должны попадать в угол обзора зрителя. Чем дальше друг от друга они расположены, тем больше они будут зарабатывать. Правда, трудно предположить, кто больше получит, это решает сам зритель. А вот когда музыкант появляется слишком близко, зритель не понимает, кто больше заслуживает монету, отчего оба остаются в проигрыше.  Такие ситуации случаются, когда появляются новички со своими правилами…  — объясняет Вероника.

— Если говорить о заработке в целом, то выходит не больше средней зарплаты по стране. Сейчас такая просадка, ни про какие $500 в месяц речи быть не может. Повлияла пандемия и ситуация в стране, поэтому и не смогли сделать что-то новое, так как, если учитывать стоимость моей работы, создать новый костюм — от $500.  Также мы можем создать новый костюм под заказ, стоимость обсуждается индивидуально. Красить его примерно неделю, к тому же нужно придумать и закупить необходимую одежду, — заканчиваем считать чужие деньги, займемся своими.

Создаем костюм без 10 баллонов и 500 долларов. Опыты дилетанта

Окунемся в финансовую часть ремесла. За суточную аренду прикида золотого человека его создатели просят от 80 до 100 рублей, мы же за эти деньги соберем костюм не на один день, а такой, который сможет на несколько лет прописаться в шкафу с возможностью увидеть свет на ближайшем корпоративе. Отправляемся в магазин.

Для этого образа я купил 5 баллончиков краски, отдал 75 рублей. Плюс в 16,50 рубля обошлась маска, глаза которой обтянули марлей. Всё. После этого карманы перестают пустеть, а в голове появляются фантазии, мол, если профи за час срубил 46 рублей, то за 2 часа костюм отобьется, а дальше я выйду на чистую прибыль. А ведь столько в час не получают даже айтишники — заманчиво, не так ли?

Все остальные вещи собирал в шкафу: тут и кроссовки, топившиеся в болоте, бабушкино пальто, штаны, в которые я не влезаю с 2015 года, галстук с выпускного, рубашка и шляпа. Вторую жизнь получила и пропаленная трубка для табака — сойдет как аксессуар для нашего экспоната. Кстати, процесс, пока копаешься в шкафу, способен многим удивить: например, я и знать не знал, что у моей девушки была балаклава. Еще больше вопросов возникло, когда фотограф предложил мне свой женский парик. Короче, можно найти дополнительные темы для обсуждения прошлого, сравнить свой уровень понимания стиля и моды, даже чуточку поностальгировать.

Позолоту на одежду наносим на улице, перед этим на землю кладем старое покрывало, чтоб не дай бог не навредить природе. Баллончики расходуются быстрее, чем предполагалось, — зря не поверил Веронике. На пальто ушло два баллона, материал поглощает золото и выдает нечто больше похожее на медь. Зато перчатки, маска, галстук и кроссовки блестят, как у собаки... Впрочем, не важно, просто блестят.

За полчаса возни с краской, под внимательным наблюдением бабушек на лавке заканчиваю своего Франкенштейна. Вещи развесил на балконе — за 6 часов практически все сухо и готово к употреблению. Однако запах краски, как и кошачьих наполнителей, еще долго будет обитать на балконе.

Так будут выглядеть рэперы в 2025-м

В 5 часов вечера отправляемся на Немигу в сопровождении кратковременных осадков.

Дождь против алчности

В 6 мы уже возле ратуши, заодно заскочили за заколками, а то мало ли ветер дунет. Секретного места переодевания, как у Алексея, у меня нет, в этом мне помогает подворотня с закрывающим от взора прохожих кофе-поинтом. Переодеваюсь, конечно, не со скоростью горения спички, но в хорошем темпе, маску и парик ровняю по отражению в окне, надеюсь, никого не напугал. Пару минут на принятие себя, затем отправляюсь к повозке с лошадьми, там часто фотографируются люди — возможно, и мне что-то прилетит.

Не прилетело: лошади оказались теми еще конкурентами — передвигаюсь в центр площади. Тут у меня появляются первые донатеры, дети охотно верят в мою «каменность», а родители подыгрывают.

Не пересчитать, сколько раз я услышал фразы «Он живой», «Вон, рука трясется», «Ну и чего ты стоишь?» и прочие провокации от подростков, некоторые даже положили глаз на святое — мою коробку с монетками, отчего под маской стали появляться капли пота. Думал: «Что мне делать, если заберут? Бежать или продолжать стоять?»Благо отделался фотографиями. Смелые ребята даже потерли нос на удачу, кинув при этом 20 копеек. Но все же основная аудитория — дети. Эти удивляются по-настоящему и, замечая за мной небольшое движение головой, бегут прятаться за спины родителей.

За час работы я сменил три точки, благо музыкантов сегодня не было — обошлось без конфликтов. Время проходит быстро, особой тяжести в стоянии нет, в армии бывало и дольше, и бесплатно. Также мной был отработан запрещенный прием: когда подростки попытались забрать трубку, я сделал резкое движение с выкриком — пацан чуть не помер. Но монету бросил. Общие ощущения точно такие же, как и в костюме Алексея: трудно дышать, ничего не видно, тесновато, плюс добавилась «золотая вонь» от краски.

Из этой кучи монет и 15 бумажных рублей — всего 7,35 рубля заработанные, остальные были брошены для заманухи.

Итоги эксперимента

Будучи живой статуей, ты действительно статуя, по крайней мере, люди так тебя воспринимают. Они будут обсуждать недочеты костюма, трясущиеся руки и вид деятельности, мол, «чувак, зачем?». Одним словом, отличная закалка для социофобов. За час работы в пятницу и аналогичный период в воскресенье я заработал около 17 рублей. Пару таких вылазок — и затраты на краску отбиваются, но необходимы будут новые вложения на латание дыр и реставрацию костюма. Вот что лично для себя я вынес из всего этого:

Плюсы:

  • Работа три дня в неделю по 3—4 часа;
  • Люди реагируют по-разному, в основном положительно, получаем плюс в карму;
  • На любом корпоративе вы будете незабываемы;
  • Не слишком сложный вход в профессию, основные затраты — краска и реконструкция костюма, из навыков — взаимодействие с публикой, актерское мастерство (хотя бы минимум);
  • Путешествия. С таким костюмом в багажнике вы не пропадете в Европе.

Минусы:

  • Заработок здесь нестабилен, сильно зависит от погоды, дня зарплаты у населения и времени суток;
  • Для переноски костюма необходим чемодан; если изобретать что-то с левитирующей статуей, понадобится автомобиль;
  • Организм не скажет вам спасибо, особенно спина;
  • На одном образе далеко не уедешь, статуи быстро приедаются, и нужно всегда искать что-то новое.

Для учебы, работы и отдыха. Более 5 тыс. моделей ноутбуков в Каталоге с детальными фильтрами

15.6" 1920 x 1080 IPS, 60 Гц, несенсорный, AMD Ryzen 3 5300U 2600 МГц, 8 ГБ, SSD 512 ГБ, видеокарта встроенная, без ОС, цвет крышки серебристый
13.3" 2560 x 1600 IPS, 60 Гц, несенсорный, Apple M1 3200 МГц, 8 ГБ, SSD 256 ГБ, видеокарта встроенная, Mac OS, цвет крышки серый
17.3" 1920 x 1080 IPS, 60 Гц, несенсорный, AMD Ryzen 5 5500U 2100 МГц, 8 ГБ, SSD 256 ГБ, видеокарта встроенная, без ОС, цвет крышки серый
15.6" 1920 x 1080 IPS, 60 Гц, несенсорный, AMD Ryzen 3 5300U 2600 МГц, 8 ГБ, SSD 512 ГБ, видеокарта встроенная, без ОС, цвет крышки серебристый

«Кошелек» в Telegram: только деньги и ничего лишнего. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

Автор: Артем Беговский. Фото: Александр Побат
Без комментариев