Эти ребята какие-то уж слишком загадочные. Сейчас не про магию с тростью, а в первую очередь об остававшемся за ширмой процессе создания костюма, графике работы, навыках, подводных камнях и самих лицах профессии — живой статуи. И сколько раз я слышал, что костюмы стоят то 500 долларов, то 1000 евро; что их собирают не то три года, не то чуть быстрее; секретные тут и фокусы, и краска (все есть в интернете), поэтому пришлось с головой окунуться в будни уличных артистов. А удалось ли мне озолотить карманы или я получил приглашение в клуб «Больная спина до тридцати», читайте в эксперименте Onlíner.
Алексей и его супруга Вероника — создатели «Студии Золотого Режиссера», уличные артисты жанра живых скульптур. Выступают на центральной площадке Верхнего города. Ребята выступают по 3—4 часа в день, чаще всего с пятницы по воскресенье в хорошую погоду. Алексей выступает живой статуей уже около 20 лет, в Беларуси — более 8. Вероника увлеклась жанром 4 года назад и стала художником по костюмам. Пара поделилась со мной тонкостями своей работы и дала несколько советов, а также предоставила возможность попробовать себя в роли золотой статуи.
— Суть живых скульптур в том, чтобы подарить людям самые яркие, необыкновенные эмоции, которые они не могут испытать в обычной жизни. Создать индивидуальное шоу для каждого зрителя. Используются при этом самые разнообразные приемы: необычный костюм, реалистичный грим, актерское мастерство и т.д. Самое главное, чтоб артист выглядел как самая настоящая скульптура и тогда восторг зрителя обеспечен.
Бывает, что зрители не только удивляются, но и иногда по-настоящему пугаются скульптур. Их охватывает небольшой шок, позже они подходят радостные и удивляются вновь. — продолжает Вероника. Она еще в детстве наблюдала за отцом и братом, когда те писали маслом, поэтому раскрашивает костюмы по художественной технологии. — По сути, это картина, объем, покрытый золотом. Другой человек, имея в распоряжении все те же материалы, не получит такого же эффекта - чтобы в темноте материал заблестел как золото, если конечно, он не художник. Тут важен опыт: при создании каждого костюма, с каждым смешиванием красок я получала разные эффекты, вспомнила живописные техники папы и брата. Были и неудачные эксперименты.
— Уйдем от жанра, что по условиям?
— Если не считать этот год, то Беларусь не самая солнечная страна и дождь — это полный стоп, потому что костюмы не водостойкие. Этим летом выступать было жарко даже мне, хотя мой образ самый открытый, его пора — это весна, лето, зимой — в помещении. Ребята выступали и в жару, но не в пик , в тени, с перерывами, поддержкой, водой. Есть и троица зимних образов — их особенно любят горожане. Всего — больше десяти персонажей.
— Просто взяв баллончики с краской, реально ли сделать костюм?
— Нет ничего нереального, это вопрос качества. Вам понадобится не меньше 10 баллонов. но будьте готовы, к множеству неприятных моментов. Даже если вы покрасите костюм без подтеков, вопрос в том, сколько раз вы сможете в нем выступить, чтоб он сохранил свой вид? Ответ — один. Весь блестящий пигмент скапливается на поверхности ткани, со временем он будет не просто тускнеть, а стираться, оставаться на соприкасающейся поверхности.
По-этой причине мы используем жидкие полимерные краски. У нас специальные методы окраски, поэтому наши костюмы можно трогать — зрители не испачкаются.
Алексей, он же Золотой режиссер, рассказывает о требованиях к артисту, путешествиях и правилах выступления — так он готовит меня к первому в жизни опыту работы скульптурой.
— В путешествиях было много приключений. Мы как-то ехали в Бельгию на машине, и в Берлине у нас закончились деньги, но в багажнике были два костюма, а с ними можно заработать в любой точке мира. В Берлине за день мы получили 300 евро и доехали до Голландии. Раньше это была хорошая возможность путешествовать, изучать культуру, нации, народы, понять, чем живут другие страны.
Требований к артисту много: это и здоровье, и образование, и выносливость, умение общаться со зрителем, делать классные фотографии с первого раза, и, конечно, способность долго неподвижно стоят. Важны навыки модели или мима, они позволяют вести интересный интерактив. Как все работает: зритель смотрит, кидает монетку — и скульптура оживает так же, как когда вы заводите музыкальную шкатулку. Максимум было 20 рублей, но, наверное, только один раз, а так бумажные деньги бросают редко, в основном монеты, — заканчивают ликбез профессионалы.
Располагаются живые статуи во многих городах, чаще всего на пешеходных улицах. Согласование с местными властями обычно не требуется, но лучше изучить этот вопрос заранее. Так же не требуется регистрация ИП или другой формы собственности, а сам уличный доход не облагается налогом. Алексей отводит меня в секретное место, где ему разрешают переодеваться. Там с моей одеждой происходят некие метаморфозы. Спустя 10 минут, пока часы на ратуше отбивают шестой час, приступаю к творческой деятельности.
В сундучок кидаем пятерку на удачу, плюс Вероника подбрасывает монеты, зачем — не знаю, их я не считал. Как итог — за час работы вышла получка в 9,80 рубля, хватит на кофе и билет домой. Затем еще час решил постоять профи Алексей, и уже с первых минут было видно, что он меня сделает с его магией и навыком привлечения публики. Люди выстраивались кругом, наблюдая, как летает его трость. Итог — 46 рублей за час.
Дышать в маске с непривычки трудно, ощущение, будто в противогазе. Обзор здесь минимален из-за сеточки, которая закрывает глаза, поэтому большую часть времени ориентируюсь на слух. Грубость некоторых зрителей — данность жанра, а еще Алексей рекомендует следить за сундуком: мол, бывали случаи, когда зарабатывала не только статуя. Пить можно на месте через трубочку.
Не прошло и 5 минут, после того как я отошел от «Городских весов» и меня сменил Алексей, и случилось страшное. На часах чуть больше 7 вечера, а это значит, что сейчас к скульптурам начнут подходить разного рода уличные музыканты. И если две девушки заняли очередь и готовы ждать 2 часа, пока мы не уйдем, то другой, более агрессивный персонаж пытается отбить локацию.
— Это твое место? Я вот могу здесь стоять? Ты не можешь мне запретить, стану где захочу, — начинает парень, который занимается уличной музыкой с 2007 года. Вероника начала переговоры, и вроде бы успешно, музыкант уходит к «Галерее». Смотрится это все нелепо: представьте, золотая статуя оживает в момент дележки места и ведет себя более чем по-человечески, а затем вновь входит в образ. Но такие вещи далеко не шутка, существует даже негласное правило между уличными артистами: две выступающие скульптуры не должны попадать в угол обзора человека, а музыкантов надо гнать или стоять с ними по очереди, так как, если они расположатся возле живой статуи, о заработке можно забыть.
— Вообще, по международным правилам сразу две скульптуры не должны попадать в угол обзора зрителя. Чем дальше друг от друга они расположены, тем больше они будут зарабатывать. Правда, трудно предположить, кто больше получит, это решает сам зритель. А вот когда музыкант появляется слишком близко, зритель не понимает, кто больше заслуживает монету, отчего оба остаются в проигрыше. Такие ситуации случаются, когда появляются новички со своими правилами… — объясняет Вероника.
— Если говорить о заработке в целом, то выходит не больше средней зарплаты по стране. Сейчас такая просадка, ни про какие $500 в месяц речи быть не может. Повлияла пандемия и ситуация в стране, поэтому и не смогли сделать что-то новое, так как, если учитывать стоимость моей работы, создать новый костюм — от $500. Также мы можем создать новый костюм под заказ, стоимость обсуждается индивидуально. Красить его примерно неделю, к тому же нужно придумать и закупить необходимую одежду, — заканчиваем считать чужие деньги, займемся своими.
Окунемся в финансовую часть ремесла. За суточную аренду прикида золотого человека его создатели просят от 80 до 100 рублей, мы же за эти деньги соберем костюм не на один день, а такой, который сможет на несколько лет прописаться в шкафу с возможностью увидеть свет на ближайшем корпоративе. Отправляемся в магазин.
Для этого образа я купил 5 баллончиков краски, отдал 75 рублей. Плюс в 16,50 рубля обошлась маска, глаза которой обтянули марлей. Всё. После этого карманы перестают пустеть, а в голове появляются фантазии, мол, если профи за час срубил 46 рублей, то за 2 часа костюм отобьется, а дальше я выйду на чистую прибыль. А ведь столько в час не получают даже айтишники — заманчиво, не так ли?
Все остальные вещи собирал в шкафу: тут и кроссовки, топившиеся в болоте, бабушкино пальто, штаны, в которые я не влезаю с 2015 года, галстук с выпускного, рубашка и шляпа. Вторую жизнь получила и пропаленная трубка для табака — сойдет как аксессуар для нашего экспоната. Кстати, процесс, пока копаешься в шкафу, способен многим удивить: например, я и знать не знал, что у моей девушки была балаклава. Еще больше вопросов возникло, когда фотограф предложил мне свой женский парик. Короче, можно найти дополнительные темы для обсуждения прошлого, сравнить свой уровень понимания стиля и моды, даже чуточку поностальгировать.
Позолоту на одежду наносим на улице, перед этим на землю кладем старое покрывало, чтоб не дай бог не навредить природе. Баллончики расходуются быстрее, чем предполагалось, — зря не поверил Веронике. На пальто ушло два баллона, материал поглощает золото и выдает нечто больше похожее на медь. Зато перчатки, маска, галстук и кроссовки блестят, как у собаки... Впрочем, не важно, просто блестят.
За полчаса возни с краской, под внимательным наблюдением бабушек на лавке заканчиваю своего Франкенштейна. Вещи развесил на балконе — за 6 часов практически все сухо и готово к употреблению. Однако запах краски, как и кошачьих наполнителей, еще долго будет обитать на балконе.
В 5 часов вечера отправляемся на Немигу в сопровождении кратковременных осадков.
В 6 мы уже возле ратуши, заодно заскочили за заколками, а то мало ли ветер дунет. Секретного места переодевания, как у Алексея, у меня нет, в этом мне помогает подворотня с закрывающим от взора прохожих кофе-поинтом. Переодеваюсь, конечно, не со скоростью горения спички, но в хорошем темпе, маску и парик ровняю по отражению в окне, надеюсь, никого не напугал. Пару минут на принятие себя, затем отправляюсь к повозке с лошадьми, там часто фотографируются люди — возможно, и мне что-то прилетит.
Не прилетело: лошади оказались теми еще конкурентами — передвигаюсь в центр площади. Тут у меня появляются первые донатеры, дети охотно верят в мою «каменность», а родители подыгрывают.
Не пересчитать, сколько раз я услышал фразы «Он живой», «Вон, рука трясется», «Ну и чего ты стоишь?» и прочие провокации от подростков, некоторые даже положили глаз на святое — мою коробку с монетками, отчего под маской стали появляться капли пота. Думал: «Что мне делать, если заберут? Бежать или продолжать стоять?»Благо отделался фотографиями. Смелые ребята даже потерли нос на удачу, кинув при этом 20 копеек. Но все же основная аудитория — дети. Эти удивляются по-настоящему и, замечая за мной небольшое движение головой, бегут прятаться за спины родителей.
За час работы я сменил три точки, благо музыкантов сегодня не было — обошлось без конфликтов. Время проходит быстро, особой тяжести в стоянии нет, в армии бывало и дольше, и бесплатно. Также мной был отработан запрещенный прием: когда подростки попытались забрать трубку, я сделал резкое движение с выкриком — пацан чуть не помер. Но монету бросил. Общие ощущения точно такие же, как и в костюме Алексея: трудно дышать, ничего не видно, тесновато, плюс добавилась «золотая вонь» от краски.
Из этой кучи монет и 15 бумажных рублей — всего 7,35 рубля заработанные, остальные были брошены для заманухи.
Будучи живой статуей, ты действительно статуя, по крайней мере, люди так тебя воспринимают. Они будут обсуждать недочеты костюма, трясущиеся руки и вид деятельности, мол, «чувак, зачем?». Одним словом, отличная закалка для социофобов. За час работы в пятницу и аналогичный период в воскресенье я заработал около 17 рублей. Пару таких вылазок — и затраты на краску отбиваются, но необходимы будут новые вложения на латание дыр и реставрацию костюма. Вот что лично для себя я вынес из всего этого:
Плюсы:
Минусы:
«Кошелек» в Telegram: только деньги и ничего лишнего. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by