Около cеми лет Виктор Топоров проработал авиакурьером. На вопрос, много ли белорусов занято в редкой профессии, отвечает: «Считаю, что я один». Выполняя срочные заказы, налетал 1 миллион 200 тысяч миль, побывал в десятках стран, а во времена пандемии осел на родине, в Минске, и открыл здесь свое дело.
— Самый быстрый сегодня способ доставить посылку, документы — отправить с авиакурьером. Курьер берет с собой груз в личный багаж. Если же отправить груз без сопровождения, авиафрахтом, то перевозка займет несколько дней, плюс по прилете вещь попадет на склады временного хранения. Все это займет гораздо больше времени, а его нет, — рассказывает о профессии Виктор.
Очень часто курьеры возят самолетами инструкции к станкам, важные договоры, электронику, детали.
— Например, сломался у «Люфтганзы» самолет во Франкфурте. Сгорел какой-нибудь сенсор, и нет допуска к полетам. Авиакомпания уже продала билеты, и борт стоит, занимает слот в аэропорту. Такие внештатные ситуации называются AOG — Aircraft on Ground. Расходы авиакомпании могут достигать миллиона евро в сутки. Нужную деталь производят на заказ на заводах «Боинга» в другой стране (возможно, на Тайване или в Китае), ее необходимо доставить как можно скорее, чтобы поднять самолет в воздух.
— В таких ситуациях авиаперевозчики звонят в крупные логистические компании DHL, FedEx. Те в свою очередь аутсорсят заказ и обращаются в компании, специализирующиеся на доставках авиакурьером. Одна из них проверяет, где находится их ближайший курьер. Позвонить могут в любое время суток с простым вопросом: «Через сколько сможешь быть в аэропорту?» — «Через 1,5 часа». — «Окей, прыгай в такси, езжай».
Пока курьер едет в аэропорт, целая команда работает над заказом: оформляются таможенные документы, бронируются билеты, водитель забирает груз с фабрики и везет в аэропорт, чтобы передать его там курьеру. Возможность срочно сорваться и улететь — это дело привычки. Главное — всегда носить с собой паспорт и зарубежные симки.
Частые заказчики — автомобильные заводы и производители медоборудования. Медицинские грузы, по словам Виктора, самые сложные.
— Уже во времена коронавируса я возил из Германии в Китай маски, из Бангкока в Чикаго — детали для вентиляторов легких. Недавно перевозили из Италии в индийский институт деталь для производства вакцин. Мой друг возил допинг-пробы на чемпионаты, перевозят и стволовые клетки, спинной мозг. Такой багаж нельзя проводить через рентген, на сумке — датчик температуры, с него потом снимают показания.
К медперевозкам курьеров основательно готовят: обучение, брифинги. Я за такие заказы не берусь. Одно дело, если из-за тебя немного простоит завод, и совсем другое, если что-то случится с человеком. Если доставка запоздает, а на нее завязана операция — пациенту снова придется ждать, сдавать анализы, еще пару недель оставаться в госпитале. Неприятно. Часто за такую работу берутся курьеры, которые сами раньше тяжело болели. Иногда они даже летают бесплатно или за символическую оплату.
В профессию авиакурьера Виктора привел друг, это было лет семь-восемь назад. Мужчина тогда жил в Греции и остался без работы.
— Я не знал, что делать дальше, и тут друг позвал на Филиппины. Он к тому времени был авиакурьером уже лет десять, но летал для немецких компаний, а на Филиппинах никого не знал. Мы прилетели туда, сначала путешествовали по стране месяц, а потом стали закидывать мейлами логистические компании, предлагая свои услуги. Опыт для первого резюме я придумал. Сработало. Первая доставка была такая: вез коробки с семикондукторами (полупроводниками. — Прим. Onliner), летел авиакомпанией Cathay Pacific по маршруту Манила — Гонконг — Милан. Вообще, первый заказ — самое сложное и потом, в работе с каждым новым клиентом. К новичку обратятся, только если рядом нет проверенного человека.
Самый простой способ стать авиакурьером, говорит Виктор, — подрядиться для дочерней компании «Люфтганзы» Time: matters. Здесь важно, где живет человек.
— Если в экзотическом месте, где курьеров нет, то все заказы оттуда твои. Важно, какой у тебя паспорт, какие есть визы, есть ли у тебя бонусные карты каких-то авиакомпаний.
Коронавирус сильно осложнил жизнь авиакурьерам. Когда из-за пандемии страны стали закрывать границы и вводить карантин, Виктор понял: на этом его работа закончилась.
— Из-за карантинов и других ограничений до сих пор не могу попасть на Филиппины, где остались мои вещи. Помню, как после последнего заказа сидел в аэропорту Амстердама 22 часа. Магазины не работали в связи с ковидом, бизнес-зал закрыли. У меня с собой были три манго и сухая овсянка.
Прилетел в Минск, и тут меня посадили на карантин на две недели. Я понял, что не могу пока больше летать с белорусским паспортом: в ЕС без ВНЖ мне сейчас не влететь, в Америку тоже не попасть, Азия закрыта. Решил открыть компанию в Беларуси и давать работу другим людям. Юрлицо AirFocus зарегистрировано здесь, но белорусских заказов у нас пока нет. Мы находим работу для курьеров со всего мира, в нашей базе их 467. Это фрилансеры, которые летают не только для нас.
Актуальную информацию по закрытым границам и визовым требованиям авиакурьеры постоянно проверяют на сайте IATA (Международной ассоциации воздушного транспорта) и других официальных источников. Чтобы выполнить заказ, порой нужно проявить чудеса комбинации.
— Недавно был багаж из Норвегии в Гану (небольшое государство в Западной Африке. — Прим. Onliner). Чтобы его выполнить, скомбинировали двух курьеров. Норвежцу в Гану нельзя — нет визы, поэтому он только довез груз до Франкфурта. Там его подхватил курьер с тунисским паспортом — человек может летать в Гану, для него в Африке виза по прибытии. Тунисец сам в Норвегию за грузом полететь не мог — его бы там посадили на десятидневный карантин.
На вопрос, сколько зарабатывают в сфере, Виктор отвечает: «Неплохо». И приводит в пример гонорар, который платит авиакурьерам его компания.
— Расценки — 175 евро в сутки плюс покрываются все расходы на билеты, гостиницу. Заказы по Европе занимают в основном день или два, в США и Мексику из Европы — 3—4 дня. Если заказ однодневный, то платим чуть больше — 250.
Сколько времени в месяц работает один авиакурьер, ответить сложно. Виктор отмечает, что раз на раз не приходится. Есть зависимость от сезона. В июле — августе заказов мало, потому что многие заказчики уходят в отпуска. В ноябре — декабре много: все торопятся закрыть дела до конца года. Про свою работу мужчина говорит так:
— Бывало, работал очень напряженно. Был месяц, когда слетал из Манилы в Шанхай 17 раз. В одну сторону — 3,5 часа. А случалось, всего за несколько дней на четырех континентах успевал побывать.
Белорус работает только с заказчиками-фирмами, потому что при их грузах есть все нужные документы.
— У заводов с бумагами все в порядке. Сам багаж упакован, опечатан. С физлицами не работаем. В России есть две компании, чьи курьеры возят частным лицам всякие тапки из Дубая — ерундой занимаются. У нас тоже были предложения: привези пять пар обуви и сумочку! Потом смотришь, а это все 30 тысяч евро стоит, надо декларировать. То есть самому возиться с документами, везти, платить. К тому же не знаешь, вернет тебе этот человек деньги или нет.
В доковидные времена Виктор возвращался из Филиппин в Минск раз в год на полтора месяца. Основная причина — менял паспорта, в которых заканчивалось место для виз.
— По сравнению с другими паспортами, безвизовых стран для нас мало (по свежему рейтингу паспортов белорусы могут путешествовать без визы в 35 стран, с визой по прибытии — в 38. — Прим. Onliner). Несмотря на это, белорусский паспорт дает некоторые «плюшки». Например, безвизовый Китай. Европейцам тяжело получить бизнес-визу в эту страну, так что тут авиакурьер-белорус может быть в дамках. Безвизовые Турция, Россия. Еще Вьетнам — но тут важно не ошибиться, так как в эту страну ты можешь летать без визы только раз в месяц.
Приложение App in the Air подсчитало, что Виктор налетал уже 1 миллион 200 тысяч миль. Это много, но мужчина признается: считать стал далеко не сразу. При этом поначалу белорус вообще боялся летать.
— Ладошки потели постоянно. Особенно боялся взлета и посадки. Теперь тоже бывает тревожно. Когда летишь из Азии в Европу где-то над Индией, самолеты, особенно «Туркишей» (Turkish Airlines. — Прим. Onliner), начинает колбасить, с полок вещи вылетают. Встать с кресла нельзя, надо хорошо пристегнуться.
— Первое время опасался, что меня по какой-то причине не посадят на рейс. У меня был вид на жительство в Греции, но его вклеили неправильно, случайно перевернув. Из-за этого в аэропортах меня отправляли на дополнительную проверку. Это отнимало время. Наконец в немецком аэропорту мне рассказали, в чем дело. Потом я стал смелее и сразу объявлял пограничникам: «Знаю вас, сейчас меня заберете на вторую проверку, потому что у меня перевернута страница! Только в вашем аэропорту так поступают!» И они такие: «Нет-нет, что вы, не собираемся мы вас никуда отправлять!»
Заказы срочные — значит, счет идет на минуты. Отделам логистических компаний приходится быстро придумывать новый план, если что-то пошло не так.
— Был у нас заказ из Франкфурта в Скопье, Македония. Клиент сказал, что груз такой: три коробки по 20 кило. Но курьеру на фабрике выдали огромный ящик на 204 килограмма. Ни одна авиакомпания такое в пассажирский багаж не возьмет. Клиент извинился, но сказал, что коробка ему все равно очень нужна уже сегодня. С разрешения клиента мы открыли и перепаковали багаж за несколько часов до вылета. Оказалось, что внутри — много маленьких коробок, которые можно перепаковать в десять единиц багажа.
Но лимит сербской авиалинии — пять единиц багажа на пассажира, поэтому пришлось присылать на помощь второго курьера. Ситуацию усложняло и то, что груз должен был пройти таможню в аэропорту именно одной большой коробкой, ведь так было указано в документах. А потом уже курьеры все пересобирали: только за обмотку пленкой этого багажа они заплатили 150 евро. Но справились за несколько часов: заказ пришел в час дня, а в 20:30 уже вылетел самолет.
Позитивных эмоций в профессии тоже полно. Когда дело сделано, можно и мир посмотреть. Если хочется задержаться в условном Китае или Штатах, можно попросить заказчика обратный билет с более поздним вылетом.
— Был интересный случай: мне позвонила компания из Гонконга и сказала, что есть доставка в Чунцин. Я обрадовался, потому что это недалеко от Чэнду, моего любимого города в Китае. Думаю, закончу работу и сяду на поезд, приеду в Чэнду, буду там неделю тусить. Говорю: давайте мне обратный билет из Чунцина через неделю. Они согласились. Еду в аэропорт, смотрю на билет, а там код аэропорта назначения другой. И это не Чунцин, а Чанчунь! Это совсем в другой стороне, ближе к России, а еще там мороз, а я в шортах. Сказал заказчику, что срочно надо менять обратный билет на завтра. Поменяли, а я в аэропорту купил штаны и полетел в Чанчунь.
«Кошелек» в Telegram: только деньги и ничего лишнего. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by