После университета Евгения могла бы работать географом или экологом, но судьба занесла ее на курсы по скалолазанию. Сначала девушка научилась этому сама, а потом стала обучать детей, причем за символическую зарплату. Виктор из Бреста сменил работу в деревенской школе на автошколу — и счастлив. А вот Татьяна из Несвижа поднялась по карьерной лестнице от официантки до заведующей производством и не прочь стать директором. Читайте истории тех, кто живет в регионе и каждый день ходит на любимую работу.
Евгения из Гомеля закончила педагогический университет. По специальности она географ-эколог и преподаватель географии. По распределению попала в Гомельский областной центр туризма и краеведения детей и молодежи и два года проработала там методистом. В один момент скучная рабочая рутина перевернулась на сто восемьдесят градусов.
— Молодежь приходила к нам в центр заниматься скалолазанием. Я с детства спортивная, у меня папа спортсмен. Подумала: почему бы и мне не попробовать? — вспоминает педагог дополнительного образования (секция по скалолазанию) Евгения Причинич. — Попробовала, а у меня не получилось. Обычно в таких случаях у людей возникает отторжение, а мне захотелось пробовать снова и снова.
Со временем у Евгении стало получаться. В 2013 году администрация центра предложила девушке съездить в Минск на курсы педагога по скалолазанию. А уже в следующем году Евгения набрала группу детей и начала их тренировать. В любимой профессии она почти восемь лет.
— Сначала взяла ребятишек из 5-го класса и старше. С малышами связываться было страшно. Откуда я знала на тот момент, как справляться с этими гавриками, — рассказывает 31-летняя девушка. — А потом набрала первоклашек, и многие занимаются со мной до сих пор. Мы с ними друзья, постоянно обнимаемся, летом с удовольствием устраиваем пикники, отправляемся в походы. Раньше даже выезжали на скалы под Житомиром и в Крым.
Спрос на занятия скалолазанием в Гомеле очень высокий. Обычно родители отдают детей на эту секцию, чтобы направить их энергию в мирное русло и притупить «лазательный» рефлекс. Часто группы бывают перенасыщены, одновременно может проходить по несколько тренировок, мест не хватает.
Евгения рассказывает, что постоянно растет на работе. Еще будучи методистом, девушка защитилась на первую категорию. А высшую категорию получила уже в должности педагога, когда ее воспитанники стали занимать призовые места на республиканских соревнованиях.
Со всеми надбавками за стаж и высшую категорию педагога зарплата девушки на ставку — около 600 рублей. Нагрузка при такой зарплате — 20 часов в неделю. Можно брать сверхурочную работу за дополнительную плату, но это не каждому подходит.
— У меня занимаются дети, которые входят в сборную областную команду, они выезжают на республиканские соревнования. Я стараюсь найти время потренировать их индивидуально, мы с ними ведем спортивные дневники. На все это уходит очень много времени. Чем больше я возьму групп и часов, тем меньше детального внимания уделю каждому ребенку. У меня был эксперимент с двумя работами, мне не понравилось. Да, денег было больше, но свободного времени нет, сильно уставала. Конечно, по Гомелю у меня не самая большая зарплата, но мне достаточно, это же образование.
Виктор Клебанович из Бреста в школе любил историю. Выбор специальности был очевиден: исторический факультет педагогического университета. После учебы парень два месяца поработал по специальности — учителем в деревенской школе. За полставки ему платили рублей 300—350.
— Я жил у бабушки. Там в деревне ничего не было: ни интернета, ни душа. Максимум — телик. Для городского такие условия, мягко говоря, не очень. В принципе, работать можно было, но не возникло какого-то огонька.
Потом Виктор вернулся в город и устроился в фотостудию. С восьми утра до шести вечера шесть дней в неделю он сидел за компьютером. На руки за такую работу получал 300 рублей: «Рабская какая-то работа была, месяца три я вытерпел. Заработал тогда тысячу и сделал за них коррекцию зрения».
Молодой человек долго думал, где найти работу по душе. Чтобы ему нравилось то, что он делает, и чтобы хорошо платили. Вспомнил, что, когда учился на вторую «вышку» на юридическом факультете, диплом писал по ДТП. Ему эта тема очень нравилась. Так пришла мысль сходить на собеседование в автошколу.
— Мой папа когда-то работал инструктором в государственной автошколе. Я сходил туда на собеседование, посмотрел, как проходят занятия. Мне совсем не понравился «советский» подход, там нельзя было привнести чего-то своего, — рассказывает 27-летний парень.
Виктор случайно наткнулся на объявление: открывается частная автошкола, набирают штат. Отослал резюме, сходил на собеседование — и работа в кармане. Парень устроился инструктором и уже три года работает в автошколе.
— Сначала для меня это было как хобби. Я постоянно следил, где какое ДТП произошло, мне нравилось читать новости об этом, разбираться в причинах. Потом хобби переросло в профессию, — объясняет Виктор. — Когда я пришел на работу, ПДД знал хорошо. Но было стеснение, как это все объяснить другим. Особенно когда людей много, человек 20—30, и все они разные, разных возрастов — от 18 до 65. Сначала это пугало, а сейчас даже интересно.
Вначале Виктору дали одну группу. За нее он получал 200 рублей в месяц. Когда выделили три группы, стало легче: выходило рублей 450—500. Сейчас молодой человек курирует шесть групп и зарплата у него — 1130 рублей:
— С одной группой было трудновато в финансовом плане. Потом все пошло легко, это оказалось мое. Последние полгода я меньше 900 рублей не получаю. Плюс можно брать дополнительные занятия, подменять кого-то. Это рублей 100—200 сверху. Если хочешь — заработать можно. Зарплаты мне более чем хватает, учитывая, что я один.
Виктор признается, что работает без выходных. В субботу нагрузка даже больше обычной. Но он уже привык к такому ритму. Если очень нужно отдохнуть или куда-то съездить, можно отпроситься или поменяться с кем-то из коллег. Но парень старается этим не злоупотреблять.
А еще мужчина уверен, что ему очень повезло с коллективом и директором. Не каждый начальник привезет гамбургер с колой, когда задерживаешься на внутреннем экзамене. Не каждый директор выплатит материальную помощь, если ты по случайности «помял» личную машину. Также Виктор рассказывает, что воспользовался скидкой для работников автошколы, когда учился на категорию А. Если для всех учеба стоит 250 рублей, то он заплатил 200.
— От работы я получаю удовольствие, мне хочется идти туда каждый день. И это классно. Кажется, как можно постоянно рассказывать одно и то же? Но люди-то каждый раз разные. Очень много появляется знакомых в разных сферах. Куда ни зайдешь — все здороваются. Плюс здесь я могу экспериментировать. Искать новые подходы, показывать видео и картинки, чтобы ученикам легче запоминалось.
Единственный минус в работе — желание некоторых учеников получить «волшебную таблетку». И права получить, и ничего при этом не делать. Но, когда люди получают права, позитивные эмоции захлестывают и перекрывают общий фон. Кстати, 81% из его учеников сдают экзамен в ГАИ с первого раза.
Менять работу Виктор не планирует, его все устраивает. Говорит, что новые автошколы открывают либо бывшие преподаватели, либо бывшие мастера. У себя молодой человек такой жилки бизнесмена пока не открыл. Но все приходит с опытом.
В кафе «Нестерка» в Несвиже Татьяна Грицук пришла работать официанткой еще в 2008 году. Тогда она только закончила 11 классов школы, увидела на двери кафе объявление «Требуется официант» и решила подработать, накопить денег.
— Тогда еще были миллионы. Мне платили где-то 2 миллиона в месяц плюс чаевые, и это было очень круто.
Так девушка проработала все лето по договору подряда. Начальству понравились ее исполнительность и харизма. Провожали со словами: «Если что, приходи к нам работать, мы тебя возьмем».
Посмотреть эту публикацию в Instagram
И в 2014 году Татьяна вернулась в кафе. Тогда она заочно училась в торговом техникуме в Гродно и параллельно работала официанткой в «Нестерке». Спустя два года стала администратором. А потом отучилась на экономиста в университете в Барановичах и с 2018 года занимает должность заведующей производством в том же кафе.
— Мне никогда не хотелось сменить профессию. Я пришла сюда официанткой и почему-то с первого дня знала, что когда-нибудь буду здесь заведующей, — делится 30-летняя Татьяна. — Мне очень этого хотелось, я и учиться на «вышку» пошла с целью продвинуться по карьерной лестнице. Иначе меня бы не взяли.
Сейчас Татьяна принимает заказы у клиентов на банкеты, фуршеты, свадьбы и поминки. Девушка организует праздники и выездную торговлю, подбирает персонал. А еще она выписывает товарные накладные, отправляет продукцию в разные точки — магазины, буфеты, больницы.
— В основном мы работаем на туристов. Кафе находится в центре города, у нас шикарная терраса. Мы кормим целые автобусы туристов, у нас с ними заключены договоры. Буквально каждые выходные здесь проходят свадьбы и гуляния, в выходные можно попеть в караоке. Вообще, мне нравится вся эта движуха, так как я человек активный. Раньше не могла представить, что жизнь сложится вот так. В детстве вообще мечтала стать водителем автобуса, как папа.
Первый год работы администратором Татьяне запомнился стрессом. Она постоянно переживала, чтобы гостям всего хватило и было что поесть. А еще ее каждый раз пугало грозное: «Позовите сюда администратора». Со временем страх ушел, любые конфликтные вопросы стали привычными: Татьяна стала понимать, как выкрутиться в любой ситуации.
Сейчас девушка чувствует себя на работе как рыба в воде. График у нее стандартный, единственное — изредка приходится выходить на работу внеурочно, когда нужно помочь коллегам в подготовке банкета.
— 900 рублей — это хорошая зарплата для нашего Несвижа, — рассказывает она. — Когда я была официанткой, у меня и 600 не выходило. По сути, в зарплате я выросла. Плюс, если мы организуем выездную торговлю, нам за это доплачивают. Это еще возможность подзаработать рублей 100—200.
Девушка не спорит, что со временем сможет дорасти и до директора кафе.
— Я была бы не против. Тем более знаю, как тут все устроено, и энтузиазм есть. Вообще, когда-нибудь я разбогатею и выкуплю это кафе, — улыбается Татьяна. — Хотелось бы, чтобы кафе работало и в ночное время, чтобы было где посидеть молодежи. Можно было бы добавить фастфуд, а то у нас даже нет места, где съесть тот же гамбургер или картошку фри. Почему бы и нет? Это был бы неплохой бизнес. Пока мне хочется набраться опыта, к свободному плаванию я не готова. Но со временем все может быть.
«Кошелек» в Telegram: только деньги и ничего лишнего. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner запрещена без разрешения редакции. ng@onliner.by