Женщина разбила в магазине бутылку, но решила этого «не заметить» и ушла. Позже она увидела свое фото в местной группе в соцсети и сообщение: если кто-то ее знает, передайте, чтобы вернулась в магазин и заплатила за испорченный товар. Мы узнали у адвоката: а магазин вообще имеет право таким образом отыскивать покупателей, к которым у него есть претензии?
— Я читала, что если покупатель что-то разбил, то магазин это спишет. А магазин выставил мое фото с камер. Есть ли у работников магазина право выставлять мое фото в соцсетях, имеют ли они право позорить меня на весь город?! — недоумевает женщина. Рассказывать об этой ситуации что-то большее журналисту Onlíner она отказывается.
Адвокат юридической консультации Октябрьского района Гродно Юлия Дятчик говорит, что видеозаписи камер видеонаблюдения магазинов и других организаций непозволительно использовать для публикации в корпоративных и тем более личных соцсетях.
— Единственным вариантом использования подобных записей я допускаю предоставление их при обращении в правоохранительные органы для проведения проверки и установления лиц, которые причинили ущерб магазину либо другой организации.
Что же касается заголовков «Ищем человека, который повредил/украл у нас товар» и аналогичных, это категорически недопустимо.
Подобные высказывания содержат в себе обвинение в совершении административного правонарушения либо преступления. А это может быть установлено только на основании вступившего в законную силу постановления об административном правонарушении или приговора суда.
Я встречала ситуации, когда видеофайлы предоставлялись в общий доступ с размытым изображением лиц. Материалы публиковались в интернет-пространстве как своего рода предупреждение для человека, который причинил ущерб. При определенных обстоятельствах и такие действия могут расцениваться как нарушение нематериальных благ лица, запечатленного на видеозаписи. Если человека можно идентифицировать с размытым лицом, например, по одежде (в маленьком городе люди иногда узнают друг друга и по одежде), размещение такого видео также может быть признано нарушением.
Не всегда потребитель несет ответственность за повреждение товара в магазине. Юлия Дятчик объясняет: если покупатель в порыве эмоций взял и разбил бутылку либо уронил по неосторожности, то он должен возместить магазину причиненный вред. Но иногда товар повреждается по вине магазина — например, когда объект торговли не соблюдает нормативы по ширине проходов между торговыми стеллажами, прилавками, если проходы загромождены. Либо когда выкладка товара произведена ненадлежащим образом и товар может упасть при малейшем прикосновении к нему.
Адвокат делает акцент, что магазин не может принудить покупателя возместить ущерб на месте. В такой ситуации возможен только судебный порядок возмещения либо урегулирование спора посредством медиации.
«Кошелек» в Telegram: только деньги и ничего лишнего. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро