30 января 2022 в 8:00
Автор: Кристина Сухаревич. Фото: Влад Борисевич, архив героев и архив Onlíner

От «не испытываю дискомфорта» до «не знаю, сколько смогу продержаться». О белорусах, которые работают ночью

Не хотите вставать рано на работу? Есть выход, но он вам вряд ли понравится. Практически все наши герои просыпаются после обеда, вот только со своей работы возвращаются утром. Мы пообщались с белорусами, которые работают ночью, и узнали, чем они живут, как и сколько спят и когда находят время на общение с близкими.

«За десять лет работы ночью никакого дискомфорта я не испытывал»

Дмитрий уже около десяти лет работает только по ночам. Ему 37 лет, он оператор дефектоскопной тележки в метро — пока вы, скорее всего, спите, он проверяет рельсы ультразвуком, чтобы обеспечить безопасность движения поездов. У мужчины обычная рабочая неделя: пять рабочих дней, два выходных. Только все смены ночные, а рабочий день (точнее, ночь) длится 6 часов, а не 8.

— Я работал ночью в метро сначала с 2003 по 2008 год, даже приходилось встречать Новый год на рельсах. Потом меня комиссовали по здоровью, и пришлось идти на другую работу.

Три года я работал с обычным графиком и, как мне кажется, полноценно перестроиться на дневную работу так и не смог, я постоянно не высыпался.

Когда в 2017 году я вернулся в метро, то при первой же возможности перевелся на ночные смены. За десять лет работы ночью никакого дискомфорта я не испытывал. Даже наоборот, я практически всегда высыпаюсь.

Дмитрий работает с 0:00 до 6:00.

На работу добирается на общественном транспорте и говорит, что проблем с этим нет, особенно по утрам: автобусы и троллейбусы ходят один за одним. В начале седьмого утра мужчина уже дома, в 8 утра ложится спать и просыпается после обеда в 15—16 дня, выходит 7—8 часов сна.

— Это очень удобно — просыпаться не по будильнику, а когда ты сам захотел.

Что немаловажно, примерно с обеда у меня свободен весь день, можно порешать какие-то дела. Единственный недостаток — иногда надо сделать что-то в первой половине дня, когда есть какая-то беготня со справками — и конкретно сейчас у меня решается жилищный вопрос. Благо разбираться с делами именно утром и до обеда приходится совсем не часто.

Если Дмитрий не выспался из-за «беготни со справками», то на следующий день спит не семь-восемь, а десять часов и просыпается не в 15—16, а ближе к 20 часам.

На выходных и во время отпуска мужчина ведет такой же ночной образ жизни: ночью бодрствует, утром ложится спать.

Считает, что другого варианта нет, иначе будет издевательство над организмом из-за перестроения графика. Жена и дети к такому распорядку Дмитрия привыкли, конфликтов из-за рабочего графика в семье нет, на общение с близкими время всегда находится. А друг, с которым Дмитрий постоянно общается, уже больше десяти лет живет в Америке, рабочие графики совпадают.

«Недавно на чай дали 100 рублей. На моей „дневной“ работе такое было невозможно»

Кириллу 42 года, он работает водителем такси тарифа «Бизнес». Машина принадлежит не ему, поэтому на работу и назад Кирилл едет на маршрутке. Примерно в 9—10 утра он приезжает домой и сразу ложится спать, просыпается около 17:00—17:30. Через два часа после этого нужно выходить на работу.

Рабочее время Кирилла — с 19—20 до 8—9 часов.

— Я работаю 12 часов, а чтобы добраться на работу, мне нужен час туда, потом обратно еще час, получается 14 часов. Что-то сделать по своим делам — это еще час. Сколько времени у меня остается свободным? Час, то есть практически ничего.

Можно спать и по шесть часов, но вас хватит максимум на неделю-две, потом не сможете нормально работать. Я не хочу подвергать опасности свою жизнь и жизнь пассажиров. Если серьезно относиться к работе в такси, нет другого выхода, кроме как спать по 8 часов.

Мужчина решил работать в такси именно ночью с декабря, когда появилась возможность работать на дорогом авто. С небольшими перерывами Кирилл работает в такси три с половиной года — начинал в середине 2018-го.

— Сейчас я езжу на мерседесе S-класса, это комфортное рабочее место. Попасть на S-класс в такси — это редкая удача для водителя, а в моем случае предлагалась работа на таком мерседесе лишь ночью. У меня дорогой тариф, заказов немного — в час может быть один заказ, остальное время стою в ожидании клиента.

Раньше Кирилл работал на более скромной машине и ездил по тарифу «Эконом». Рассказывает, что в «Экономе» денег можно заработать больше, чем в «Бизнесе», но это если делать по 40 поездок за смену, а это «рабский труд, рабский».

— За работу ночью денег зарабатываете больше?

— Это хороший вопрос, потому что денег больше не выходит.

Я зарабатываю немного меньше, чем раньше, когда работал днем на тарифе «Эконом». Зато в «Бизнесе» у меня комфортное рабочее место и другие пассажиры, меньше устаю и можно работать качественнее, а это интерес к работе.

Еще есть лотерея по чаевым: никогда не знаешь, кто сколько даст. Недавно на чай дали 100 рублей. На моей «дневной» работе такое было невозможно — в тарифе «Эконом» такие деньги не оставляют. А тут ехал пассажир за 18 рублей и, выходя, протянул еще сотню — сказал, что у меня хорошая музыка. У меня руки дрожали, а через пять минут появилось чувство удовольствия и удовлетворенности, что высоко оценили мои услуги.

— Почему сложнее работать в такси ночью, чем днем?

— Фары и фонари влияют на зрение, много светового шума. Ощущаю недостаток солнца, хотя организм приспосабливается ко всему. Перестроиться на ночь мне было тяжело, особенно в первую неделю — мне нужно было часа четыре, чтобы заснуть. Не представляю, каково тем, кто работает сутки через двое, когда нет постоянного режима. Или тем, кто едет в другой часовой пояс на неделю.

Если перестроиться один раз, то со временем становится неважно, в какое время суток ты работаешь: только днем либо только ночью.

Еще одна сложность, с которой столкнулся Кирилл, — это покупка продуктов, потому что, если он заканчивает работу 8 утра, все магазины в округе еще закрыты.

Поэтому спасается хот-догами на заправке и шаурмой на «Монетке» у Комаровки, иногда заезжает в «Пит-стоп», дома практически не ест, пьет только кофе перед работой «утром» — так мужчина называет промежуток между своим сном и началом работы (примерно 17—19 часов вечера). Он женат, но жена живет в другом городе, а в Минске Кирилл снимает комнату.

— Не знаю, сколько смогу продержаться. У меня машина, в которой комфортно работать, нормальный процент. За это расплачиваюсь тем, что перешел на ночной образ жизни, за все в этой жизни надо платить. Я рад бы что-то поменять, но вариантов лучше пока не вижу.

А вы сова или жаворонок?

Чтобы сделать свой выбор, войдите или зарегистрируйтесь
Сова
Жаворонок

«Иногда занятия в академии могут быть с утра, и сразу после ночной работы я еду на учебу»

Андрею 19 лет, днем он получает высшее образование в Академии связи, ночью работает членом бригады ресторана. Он не готовит бургеры, а занимается уборкой, когда здание сети фастфуда закрыто: нужно под высокой температурой с помощью химии отмыть жир от фритюра и грилей, потом убрать два этажа помещения.

Андрей приступает к работе в 23:00, заканчивает в 7:00.

— Иногда занятия в академии могут быть с утра, и сразу после ночной работы я еду на учебу, а иногда после смены успеваю поспать. Количество смен в месяц может быть разным у работников: у кого-то 10 в месяц, у кого-то 18. Можно попросить немного смен, но тогда не будешь зарабатывать. Если это только подработка, тогда и неплохо. Но не в моем случае, мне нужно снимать жилье и как-то питаться, поэтому приходится достаточно много работать и учиться. За последние 10 дней у меня было 9 смен.

О жизни по своему графику Андрей выражается одним словом: тяжеловато.

Особенно во время сессий, когда после работы нужно готовиться к экзамену. Он бюджетник, получает стипендию и старается, чтобы на учебе не было завала или хвостов. Еще важный вопрос — отношения.

— Если у тебя есть близкий человек, а ты много работаешь, то вы видитесь крайне мало, особенно если работаешь даже в выходные. Получается, ты приезжаешь с работы ночью — твой человек провел эту ночь один, а ты приезжаешь и сразу ложишься спать. Когда ты просыпаешься, идешь в магазин, приходишь из магазина — и все, тебе приходится идти на работу. Но выбора особо нет.

— А с друзьями как?

— Общаемся, но со встречами не очень, потому что больше хочется домой, чем гулять. Хотя бывает, что мои выходные выпадают на субботу и воскресенье, когда все отдыхают. Тогда мне удается куда-то выбраться, но это происходит крайне редко.

На сон Андрей тратит не более шести часов в сутки: спит перед занятиями, идет на пары и потом по возможности снова спит перед работой — чтобы оклематься.

— Сон получается сбитый и не такой качественный, как обычно бывает ночью. Если живешь не один, то и заснуть сложно, когда все шумят.

Эта работа для 19-летнего Андрея не первая, он уже успел поработать курьером в разных доставках на своем авто. Не понравилось — нет четкого графика, устают глаза и спина, вдобавок курьерам на собственных авто компании покрывают только расходы только на бензин, амортизация уже за свой счет.

— В доставке я уставал больше. Не скажу, что сейчас намного проще. Я работаю с прошлого лета, около полугода — для «ночников» у нас это большой срок. Сейчас у нас текучка, увольняются даже те, кто работал по 8—9 лет. Люди начали искать работу в день, пусть даже с меньшей зарплатой. Все же работа ночью — это достаточно тяжелый труд, не все такое выдерживают. Я никому не советую рассматривать ночную работу на длительный срок.

«Сейчас гораздо легче — работа только ночью»

Евгений и Марина живут вместе (пара в отношениях больше шести лет) и больше двух с половиной лет вместе работают водителями на одной фуре: сначала один за рулем 4,5 часа, потом другой, затем все повторяется. Рабочая неделя выходит пятидневной, потом выходные.

Работа у Евгения и Марины начинается в 22—23 и длится примерно до 12—13.

— Мы едем по очереди, по 4,5 часа каждый, и потом меняемся — нельзя одному человеку ехать девять часов подряд, в компании соблюдается режим труда и отдыха водителей. Спим около шести-семи часов, но это, как правило, рваный сон часа по три-четыре. Можно спать во время 9-часового перерыва, а можно во время работы коллеги. Марина спит чуть меньше, потому что собирает нас в дорогу. На выходных мы отсыпаемся, — рассказывает Евгений о специфике работы.

— Почему вы работаете именно ночью, а не днем?

— Работодатель так составил график. Подозреваю, это связано с тем, что компании важна своевременность доставки, а ночью дороги свободнее, нет пробок и нервозного трафика, тебя вообще ничего не отвлекает.

Раньше мы работали на фуре в другой компании, график был другой, ненормированный, а по нему работать сложнее. У нас были рабочие «сутки» не 24 часа, как у всех, а 30 часов, мы 21 час работали, потом 9 часов отдыхали. С таким ритмом ты застаешь на работе и день, и ночь, дни недели быстро путаются.

Сейчас гораздо легче — работа только ночью. Мы три месяца назад поменяли работодателя, и теперь у нас постоянный маршрут, а раньше мы были как ветер в поле и были привязаны к машине. А теперь закончили маршрут и пошли в квартиру со всеми удобствами.

Каково работать ночью — это зависит от настроения. По словам Евгения, если не выспался либо есть накопленная усталость, то бывает настолько тяжело, что приходится стучать себе по коленке — лишь бы не заснуть. Энергетиками Евгений и Марина не увлекаются, со сном проблем нет: Евгений говорит, что если хочется спать, то засыпает легко и при любых условиях.

— Это достаточно утомительная работа. Казалось бы, просто смотришь в окно, но на самом деле от этого очень устаешь. А бывает, включаешь подкаст или аудиокнигу, едешь и балдеешь, время пролетает быстро. Сейчас слушаем с Мариной «Цветы для Элджернона», до этого были «Унесенные ветром».

В отпуске и на выходных Евгений с Мариной перестраиваются и живут по привычному для многих белорусов графику: ночью спят, днем бодрствуют. Разве что перед и после рейсов спят больше обычного.

— Наверное, это ввиду молодости пока все легко дается, а дальше будем смотреть.

Спрашиваем, что в такой работе мешает больше общаться и встречаться с близкими — ночной график или частое отсутствие дома.

— Сложно ответить. Наша работа предполагает несколько аскетичный образ жизни, и я это осознавал с самого начала. Большой потребности в общении у меня нет, иногда только с домашними раз в пару дней разговор в формате «Все нормально? Все нормально». Марине немного сложнее, но для нее это компенсируется тем, что эта работа позволяет путешествовать, что особенно непросто в коронавирусную эпоху — мы постоянно бываем в Италии и Испании.

Есть ли у вас постоянный график работы?

Чтобы сделать свой выбор, войдите или зарегистрируйтесь

Как работа ночью влияет на человека?

Психолог Павел Зыгмантович, автор телеграм-канала «Доказательная психология», на вопрос о влиянии ночной работы на человека ответил нам кратко:

— Увы, это очень вредно, долго в таком режиме без последствий прожить нельзя, на дистанции в десять лет можно ожидать самого неприятного. Это, кстати, одна из причин раннего выхода некоторых работников на пенсии. Плюс ночной график портит социальную жизнь: человек теряет возможность общаться с близкими, ведь графики обычно не совпадают. В общем, чем такого меньше, тем лучше.

В феврале 2021 года научный журнал Journal of Pineal Research опубликовал исследование американских ученых, которое показало, что работа в ночную смену способствует развитию злокачественных образований. Ночная работа нарушает циркадные ритмы (грубо говоря, ваши биологические часы), а это фактор возникновения лишнего веса, заболеваний сердца и возникновения рака.


Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner запрещена без разрешения редакции. ng@onliner.by

Автор: Кристина Сухаревич. Фото: Влад Борисевич, архив героев и архив Onlíner