Не хотите вставать рано на работу? Есть выход, но он вам вряд ли понравится. Практически все наши герои просыпаются после обеда, вот только со своей работы возвращаются утром. Мы пообщались с белорусами, которые работают ночью, и узнали, чем они живут, как и сколько спят и когда находят время на общение с близкими.
Дмитрий уже около десяти лет работает только по ночам. Ему 37 лет, он оператор дефектоскопной тележки в метро — пока вы, скорее всего, спите, он проверяет рельсы ультразвуком, чтобы обеспечить безопасность движения поездов. У мужчины обычная рабочая неделя: пять рабочих дней, два выходных. Только все смены ночные, а рабочий день (точнее, ночь) длится 6 часов, а не 8.
— Я работал ночью в метро сначала с 2003 по 2008 год, даже приходилось встречать Новый год на рельсах. Потом меня комиссовали по здоровью, и пришлось идти на другую работу.
Три года я работал с обычным графиком и, как мне кажется, полноценно перестроиться на дневную работу так и не смог, я постоянно не высыпался.
Когда в 2017 году я вернулся в метро, то при первой же возможности перевелся на ночные смены. За десять лет работы ночью никакого дискомфорта я не испытывал. Даже наоборот, я практически всегда высыпаюсь.
Дмитрий работает с 0:00 до 6:00.
На работу добирается на общественном транспорте и говорит, что проблем с этим нет, особенно по утрам: автобусы и троллейбусы ходят один за одним. В начале седьмого утра мужчина уже дома, в 8 утра ложится спать и просыпается после обеда в 15—16 дня, выходит 7—8 часов сна.
— Это очень удобно — просыпаться не по будильнику, а когда ты сам захотел.
Что немаловажно, примерно с обеда у меня свободен весь день, можно порешать какие-то дела. Единственный недостаток — иногда надо сделать что-то в первой половине дня, когда есть какая-то беготня со справками — и конкретно сейчас у меня решается жилищный вопрос. Благо разбираться с делами именно утром и до обеда приходится совсем не часто.
Если Дмитрий не выспался из-за «беготни со справками», то на следующий день спит не семь-восемь, а десять часов и просыпается не в 15—16, а ближе к 20 часам.
На выходных и во время отпуска мужчина ведет такой же ночной образ жизни: ночью бодрствует, утром ложится спать.
Считает, что другого варианта нет, иначе будет издевательство над организмом из-за перестроения графика. Жена и дети к такому распорядку Дмитрия привыкли, конфликтов из-за рабочего графика в семье нет, на общение с близкими время всегда находится. А друг, с которым Дмитрий постоянно общается, уже больше десяти лет живет в Америке, рабочие графики совпадают.
Кириллу 42 года, он работает водителем такси тарифа «Бизнес». Машина принадлежит не ему, поэтому на работу и назад Кирилл едет на маршрутке. Примерно в 9—10 утра он приезжает домой и сразу ложится спать, просыпается около 17:00—17:30. Через два часа после этого нужно выходить на работу.
Рабочее время Кирилла — с 19—20 до 8—9 часов.
— Я работаю 12 часов, а чтобы добраться на работу, мне нужен час туда, потом обратно еще час, получается 14 часов. Что-то сделать по своим делам — это еще час. Сколько времени у меня остается свободным? Час, то есть практически ничего.
Можно спать и по шесть часов, но вас хватит максимум на неделю-две, потом не сможете нормально работать. Я не хочу подвергать опасности свою жизнь и жизнь пассажиров. Если серьезно относиться к работе в такси, нет другого выхода, кроме как спать по 8 часов.
Мужчина решил работать в такси именно ночью с декабря, когда появилась возможность работать на дорогом авто. С небольшими перерывами Кирилл работает в такси три с половиной года — начинал в середине 2018-го.
— Сейчас я езжу на мерседесе S-класса, это комфортное рабочее место. Попасть на S-класс в такси — это редкая удача для водителя, а в моем случае предлагалась работа на таком мерседесе лишь ночью. У меня дорогой тариф, заказов немного — в час может быть один заказ, остальное время стою в ожидании клиента.
Раньше Кирилл работал на более скромной машине и ездил по тарифу «Эконом». Рассказывает, что в «Экономе» денег можно заработать больше, чем в «Бизнесе», но это если делать по 40 поездок за смену, а это «рабский труд, рабский».
— За работу ночью денег зарабатываете больше?— Это хороший вопрос, потому что денег больше не выходит.
Я зарабатываю немного меньше, чем раньше, когда работал днем на тарифе «Эконом». Зато в «Бизнесе» у меня комфортное рабочее место и другие пассажиры, меньше устаю и можно работать качественнее, а это интерес к работе.
Еще есть лотерея по чаевым: никогда не знаешь, кто сколько даст. Недавно на чай дали 100 рублей. На моей «дневной» работе такое было невозможно — в тарифе «Эконом» такие деньги не оставляют. А тут ехал пассажир за 18 рублей и, выходя, протянул еще сотню — сказал, что у меня хорошая музыка. У меня руки дрожали, а через пять минут появилось чувство удовольствия и удовлетворенности, что высоко оценили мои услуги.
— Почему сложнее работать в такси ночью, чем днем?
— Фары и фонари влияют на зрение, много светового шума. Ощущаю недостаток солнца, хотя организм приспосабливается ко всему. Перестроиться на ночь мне было тяжело, особенно в первую неделю — мне нужно было часа четыре, чтобы заснуть. Не представляю, каково тем, кто работает сутки через двое, когда нет постоянного режима. Или тем, кто едет в другой часовой пояс на неделю.
Если перестроиться один раз, то со временем становится неважно, в какое время суток ты работаешь: только днем либо только ночью.
Еще одна сложность, с которой столкнулся Кирилл, — это покупка продуктов, потому что, если он заканчивает работу 8 утра, все магазины в округе еще закрыты.
Поэтому спасается хот-догами на заправке и шаурмой на «Монетке» у Комаровки, иногда заезжает в «Пит-стоп», дома практически не ест, пьет только кофе перед работой «утром» — так мужчина называет промежуток между своим сном и началом работы (примерно 17—19 часов вечера). Он женат, но жена живет в другом городе, а в Минске Кирилл снимает комнату.
— Не знаю, сколько смогу продержаться. У меня машина, в которой комфортно работать, нормальный процент. За это расплачиваюсь тем, что перешел на ночной образ жизни, за все в этой жизни надо платить. Я рад бы что-то поменять, но вариантов лучше пока не вижу.
Андрею 19 лет, днем он получает высшее образование в Академии связи, ночью работает членом бригады ресторана. Он не готовит бургеры, а занимается уборкой, когда здание сети фастфуда закрыто: нужно под высокой температурой с помощью химии отмыть жир от фритюра и грилей, потом убрать два этажа помещения.
Андрей приступает к работе в 23:00, заканчивает в 7:00.
— Иногда занятия в академии могут быть с утра, и сразу после ночной работы я еду на учебу, а иногда после смены успеваю поспать. Количество смен в месяц может быть разным у работников: у кого-то 10 в месяц, у кого-то 18. Можно попросить немного смен, но тогда не будешь зарабатывать. Если это только подработка, тогда и неплохо. Но не в моем случае, мне нужно снимать жилье и как-то питаться, поэтому приходится достаточно много работать и учиться. За последние 10 дней у меня было 9 смен.
О жизни по своему графику Андрей выражается одним словом: тяжеловато.
Особенно во время сессий, когда после работы нужно готовиться к экзамену. Он бюджетник, получает стипендию и старается, чтобы на учебе не было завала или хвостов. Еще важный вопрос — отношения.
— Если у тебя есть близкий человек, а ты много работаешь, то вы видитесь крайне мало, особенно если работаешь даже в выходные. Получается, ты приезжаешь с работы ночью — твой человек провел эту ночь один, а ты приезжаешь и сразу ложишься спать. Когда ты просыпаешься, идешь в магазин, приходишь из магазина — и все, тебе приходится идти на работу. Но выбора особо нет.
— А с друзьями как?
— Общаемся, но со встречами не очень, потому что больше хочется домой, чем гулять. Хотя бывает, что мои выходные выпадают на субботу и воскресенье, когда все отдыхают. Тогда мне удается куда-то выбраться, но это происходит крайне редко.
На сон Андрей тратит не более шести часов в сутки: спит перед занятиями, идет на пары и потом по возможности снова спит перед работой — чтобы оклематься.
— Сон получается сбитый и не такой качественный, как обычно бывает ночью. Если живешь не один, то и заснуть сложно, когда все шумят.
Эта работа для 19-летнего Андрея не первая, он уже успел поработать курьером в разных доставках на своем авто. Не понравилось — нет четкого графика, устают глаза и спина, вдобавок курьерам на собственных авто компании покрывают только расходы только на бензин, амортизация уже за свой счет.
— В доставке я уставал больше. Не скажу, что сейчас намного проще. Я работаю с прошлого лета, около полугода — для «ночников» у нас это большой срок. Сейчас у нас текучка, увольняются даже те, кто работал по 8—9 лет. Люди начали искать работу в день, пусть даже с меньшей зарплатой. Все же работа ночью — это достаточно тяжелый труд, не все такое выдерживают. Я никому не советую рассматривать ночную работу на длительный срок.
Евгений и Марина живут вместе (пара в отношениях больше шести лет) и больше двух с половиной лет вместе работают водителями на одной фуре: сначала один за рулем 4,5 часа, потом другой, затем все повторяется. Рабочая неделя выходит пятидневной, потом выходные.
Работа у Евгения и Марины начинается в 22—23 и длится примерно до 12—13.
— Мы едем по очереди, по 4,5 часа каждый, и потом меняемся — нельзя одному человеку ехать девять часов подряд, в компании соблюдается режим труда и отдыха водителей. Спим около шести-семи часов, но это, как правило, рваный сон часа по три-четыре. Можно спать во время 9-часового перерыва, а можно во время работы коллеги. Марина спит чуть меньше, потому что собирает нас в дорогу. На выходных мы отсыпаемся, — рассказывает Евгений о специфике работы.
— Почему вы работаете именно ночью, а не днем?
— Работодатель так составил график. Подозреваю, это связано с тем, что компании важна своевременность доставки, а ночью дороги свободнее, нет пробок и нервозного трафика, тебя вообще ничего не отвлекает.
Раньше мы работали на фуре в другой компании, график был другой, ненормированный, а по нему работать сложнее. У нас были рабочие «сутки» не 24 часа, как у всех, а 30 часов, мы 21 час работали, потом 9 часов отдыхали. С таким ритмом ты застаешь на работе и день, и ночь, дни недели быстро путаются.
Сейчас гораздо легче — работа только ночью. Мы три месяца назад поменяли работодателя, и теперь у нас постоянный маршрут, а раньше мы были как ветер в поле и были привязаны к машине. А теперь закончили маршрут и пошли в квартиру со всеми удобствами.
Каково работать ночью — это зависит от настроения. По словам Евгения, если не выспался либо есть накопленная усталость, то бывает настолько тяжело, что приходится стучать себе по коленке — лишь бы не заснуть. Энергетиками Евгений и Марина не увлекаются, со сном проблем нет: Евгений говорит, что если хочется спать, то засыпает легко и при любых условиях.
— Это достаточно утомительная работа. Казалось бы, просто смотришь в окно, но на самом деле от этого очень устаешь. А бывает, включаешь подкаст или аудиокнигу, едешь и балдеешь, время пролетает быстро. Сейчас слушаем с Мариной «Цветы для Элджернона», до этого были «Унесенные ветром».
В отпуске и на выходных Евгений с Мариной перестраиваются и живут по привычному для многих белорусов графику: ночью спят, днем бодрствуют. Разве что перед и после рейсов спят больше обычного.
— Наверное, это ввиду молодости пока все легко дается, а дальше будем смотреть.
Спрашиваем, что в такой работе мешает больше общаться и встречаться с близкими — ночной график или частое отсутствие дома.
— Сложно ответить. Наша работа предполагает несколько аскетичный образ жизни, и я это осознавал с самого начала. Большой потребности в общении у меня нет, иногда только с домашними раз в пару дней разговор в формате «Все нормально? Все нормально». Марине немного сложнее, но для нее это компенсируется тем, что эта работа позволяет путешествовать, что особенно непросто в коронавирусную эпоху — мы постоянно бываем в Италии и Испании.
Как работа ночью влияет на человека?
Психолог Павел Зыгмантович, автор телеграм-канала «Доказательная психология», на вопрос о влиянии ночной работы на человека ответил нам кратко:
— Увы, это очень вредно, долго в таком режиме без последствий прожить нельзя, на дистанции в десять лет можно ожидать самого неприятного. Это, кстати, одна из причин раннего выхода некоторых работников на пенсии. Плюс ночной график портит социальную жизнь: человек теряет возможность общаться с близкими, ведь графики обычно не совпадают. В общем, чем такого меньше, тем лучше.
В феврале 2021 года научный журнал Journal of Pineal Research опубликовал исследование американских ученых, которое показало, что работа в ночную смену способствует развитию злокачественных образований. Ночная работа нарушает циркадные ритмы (грубо говоря, ваши биологические часы), а это фактор возникновения лишнего веса, заболеваний сердца и возникновения рака.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner запрещена без разрешения редакции. ng@onliner.by