Разбираем сетевую компанию Smartup, чьи парни и девушки фотографируются возле чужих машин и коттеджей

19 февраля 2022 в 11:00
Автор: Александр Владыко

Разбираем сетевую компанию Smartup, чьи парни и девушки фотографируются возле чужих машин и коттеджей

Автор: Александр Владыко

На связи рубрика «Успешный успех — 3». «Три» — потому что это третья наша попытка разобрать очередную трансформацию бизнеса главного белорусского трансформатора Райвиса Лациса. А «успешный успех» — потому что все герои из прошлых текстов на месте, заряжают зарядом бодрости и сожалеют о потерянных до сетевого маркетинга годах. Впервые в СМИ без плашки «Реклама» — о дисконтной системе Granat и в целом о Smartup Global.

Предыдущие серии здесь: вот команда Райвиса Лациса продает ювелирные украшения, а вот здесь — кешбэк-карты. По разным причинам оба проекта не выстрелили, как заявлялось, но команда настолько поразительно энергичная, что нельзя о ней не писать снова и снова. А учитывая, что кто-то заработал на вовлечении новых партнеров, — вполне себе бизнес.

За несколько лет работы первые сотрудники, которых и ставят в пример, раскидали столько сетей, что сами стали похожи на микрокомпании. Они создают и пиарят в Instagram и Telegram свои команды, даже не пытаясь сообщить в рекламе успешной жизни о сути работы. Постят успешные снимки с часами и у машин, пишут про мышление, путь к мечтам в стиле волков (вспомните: «Лучше быть последним первым, чем первым последним») и искренне презирают критиков. Критики не верят, а без веры тут нельзя.

Они не скрываются — напротив, будут рады, если вы присоединитесь. Поэтому вот. Хотите почувствовать себя неудачником? Листайте вглубь, переходите по ссылкам.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Smartup Global (@smartup_global)

Бросается в глаза, как все молоды и по-хорошему симпатичны. Как на фотографии с выпускного. Но это никакие не однокурсники. Есть люди с образованием, но большинство компенсирует его отсутствие собственной дерзостью. Если у тебя нет «связей и специального образования» — это лишь повод для гордости: «Я такая же, как ты, доверься и вступай в наши ряды».

Осенью прошлого года весь этот огромный молодежный отряд Райвиса Лациса запустил медийную поддержку нового проекта под названием Granat Market. Серия статей сообщила о том, что покупать со скидкой выгодно, а для бизнеса это приток новых клиентов. Ну как обычно. Но на этот раз немного усложнили, легитимизировали механизм прикрытия основного смысла работы.

Успешные люди зарабатывают друг на друге, но все равно «это экосистема»

Помните текст про любителей бесплатных морских круизов на пенсии? Вот там все было прозрачно, как воды чистого моря.

Экосистема Smartup Global, частью которой является система лояльности Granat, официально настаивает на том, что и без новых клиентов готова продавать продукты: у них есть консалтинг, разработка дизайна, инвестиционные клубы любителей крипты с мануалами от «топ мировых трейдеров» и образовательные курсы.

Анализ каждого из этих продуктов требует отдельного внимания, но погрузиться глубоко не получается. Возможно, мы плохо искали, а возможно, банально нет глубины. Это не капитализируемые вещи, если сравнивать их с продажей партнерства и лицензий.

Самым внешне активным является Smartup Expert, который позиционируют себя как b2b-консалтинг. У них есть и неблагодарная обязанность: компания прописана по тому же адресу, что и «материнская» Smartup Global. Поэтому приходится отбиваться от негативных комментариев в системе поисковика.

Кто работает в этой команде — мы не знаем, потому что «опытные специалисты и эксперты» не подписаны. Зато есть несколько отзывов — их написали реально существующие компании, хотя некоторые уже закрыты. Ожидаемо здесь собраны положительные. В телефонном разговоре с Onlíner люди подтверждают свои оценки. Обращает на себя внимание, что все отзывы — от мелкого бизнеса c соответствующего уровня проблемами.

Еще есть дизайн-студия. Академия с онлайн-образованием, но без кликабельной возможности изучить этот продукт. Организатор бизнес-ивентов Global Forum — так называются собрания и встречи, где одни молодые объясняют другим, как правильно жить. Тоже такая вещь в себе.

Если снять всю эту «одежду», то под ней — прозрачное и старое дело: эмоциональная накрутка молодых ребят «на больше встреч и продаж», «вы все можете», «никого не слушайте — это неудачники» с обещаниями сменить постылый и малооплачиваемый найм (а у многих и найма нет — армия за плечами) на тройку, туфли и Rolex на рулевом колесе. Ведь именно так выглядит успешный успех. Ворота входа — Granat.

Деньги вслух не обещают, но посыл читается без лишних слов

На собеседовании, куда приглашают только через личные рекомендации (потом из этого логично следует привязка к определенному человеку и месту в реферальной системе) никто не спрашивает об образовании, склонностях или профессионализме — здесь вам будут по-братски тыкать и полюбят таким или такой, каковым вы являетесь. Просто купите что-нибудь от подписки до партнерства. А дальше решайте — или вы ступень для кого-то, или сами становитесь на голову новичкам.

Постоянно говорят о развитии и образовании. Его на самом деле много вокруг. Но это не английский или что-то из программирования. Вас будут долго и качественно учить топить сомнения, быть позитивным, не вешать ярлыки и находить мостики к сердцам (или уму).

Из обучающего видео:

— Ты медик? Сложно, наверное. Полторы тысячи? Ну неплохо. А что бы ты хотела? Может быть, машину или квартиру? Угу. Понятно. То есть ты хотела бы много зарабатывать. А как, не знаешь... Понятно. Ок. Я тебе расскажу об одной возможности. Сто тысяч не обещаю в первый же день...

Помните, что некоторые бизнесмены говорят, будто не ставили целью деньги — просто хорошо делали любимое дело? Так вот Smartup — это противоположный полюс. Один из читателей прислал несколько страниц заряженного на заработок конспекта, который он вел, вступая в бодрые ряды.

Системы возможного заработка — классические. Не в Беларуси их придумали. Раз заманивают через Granat, то остановимся на двух обсуждениях — об активном и пассивном доходе.

Одна из форм активного: 30 долларов за каждых 10 новых подписчиков системы Granat (ожидается, что они будут платить по 10 долларов в месяц абонплаты) + процент от их существования. Люди же платят по десятке — 3—4% от этого компания будет давать.

Пассивный доход — это знаменитые таблицы с рядами и Фибоначчи.

Есть еще много других бонусов: машина (которая выглядит как подарок, но на самом деле оплачиваемая аренда), путешествия, закрытые клубы для обсуждений и прочее.

Деньги уже поделены — осталось их найти, подключив новых владельцев карточек.

В чем слабое место, если, в отличие от авантюрных пирамид 90-х, здесь не обещают гарантированных выплат? В скорости. Все ряды заполняются желающими заработать, которые подросли с момента выхода статьи о CashUBack.

Поляна дисконта настолько окучена разными проектами, что еще один за деньги — звучит необычно и удивительно до наглости. Мотивация просто купить дисконтную карту и пользоваться как клиент не прочитывается. Качественный список заведений, с которыми сотрудничает проект, далек от заманчивого. Несмотря на премиальные претензии, львиная доля каталога заведений — это набор малоизвестных локальных мест. Те, что на слуху, можно пересчитать вручную.

Сама компания в разделе «О нас» сообщает вот что:

Есть мнение, что команде не так и важно, чем обеспечивать продажу подписок, лицензий и партнерских пакетов (вход в бизнес стоит от 10 долларов до 2,5 тысячи).

Поэтому наблюдаем за Granat и восхищаемся топ-парнем, которого в конце прошлого года всем поставили в пример: он заработал 291 тысячу долларов на продаже, команде и вот этом вот всем. Правда, не понятно, за год или за все время. Для понимания масштабов — человек на десятом месте заработал 32 тысячи долларов.

Абсолютное большинство не вынесло из проекта и «по пятьсот» за все годы.

Райвис Лацис мог, как многие делают, отказаться от вопросов, но не стал.

 «Amazon тоже сначала книгами торговал»

— Райвис, два года назад вы уверенно говорили о перспективах CashUBack. Первого февраля начался процесс закрытия проекта. Что случилось?

— Было принято решение в сторону трансформации проекта. Мы извлекли из него лучший опыт и пошли по пути упрощения для клиентов, мерчантов и бизнеса.

— Ошибки на этапе проектирования?

— Нельзя назвать это ошибкой. Было много вложено сил и средств в проект. Мы переняли этот опыт из европейской компании, где он неплохо развит. Но на практике было обнаружено много недостатков и нюансов. Для нас он нес большие временные и денежные затраты. Мы переформатировали проект и сделали его удобнее. Теперь это дисконтный премиальный сервис, который называется Granat Market. Это мгновенные скидки, а не кешбэк, который нужно долго ждать клиентам.

— Отличие, которое бросается в глаза, — платные карты / плата за приложение. Десять долларов в месяц за очередную скидочную карту — это серьезно? Выглядит как защита от клиентов.

— Попробуйте углубиться. Если брать карточку за 10 долларов отдельно, то, может, и возникает вопрос. Но если посчитать 10%-ную скидку, то вам достаточно потратить всего 100 долларов, чтобы окупить абонентскую плату. Мы выбрали премиум-сегмент и планируем сделать этот сервис полезным, с востребованными популярными магазинами, которыми пользуется основная масса населения.

Бонусная программа — это не только скидка. Там немножко другая модель, изучите. Вы купили карту, получили доступ к личному кабинету. Дальше у вас есть возможность рекомендовать карту друзьям. За это вы получаете вознаграждение.

Десять человек привели — 30 долларов, каждый из них еще десять — уже 300 долларов.

Двадцать процентов дохода распределяются на всех подписчиков. Чем больше пользуешься сервисом и рекомендуешь его близким, тем больше твой пассивный доход.

— Какое количество карт сейчас на руках?

— Более 5 тысяч. И уже подключено около 500 магазинов.

Скрин из итоговой презентации в конце 2021 года

— Ваши молодые коллеги никогда не останавливаются на предложении карт, а обращают внимание на возможность получения большего дохода от вовлечения в экосистему новых людей.

— За три года по итогам разных проектов у нас включились 8 тысяч партнеров. Сейчас в проекте есть три лицензии: Smart start за 499 долларов, VIP за 1299 и Platinum за 2499. В зависимости от типа лицензии у партнеров есть разный доступ к возможностям.

— Сколько денег может заработать человек 1-го уровня? Который только что пришел и начал с минимальной лицензии?

— Мы никому не гарантируем доход без активной работы. Это написано везде. Если человек не будет заниматься проектом, как мы можем что-то гарантировать? Партнер с лицензией получает доступ ко всем проектам экосистемы Smartup Global. Это проекты по дизайну, обучению фондовому рынку, b2b-сопровождение для бизнеса. Люди сами выбирают, в каком направлении развиваться и что продвигать.

— Ваш внешний посыл для молодых людей остается неизменным: лакшери, успешный успех, дорогие машины, яхты и море. Easy money. При этом в каждом месседже звучит рекомендация не слушать скептиков. Как вы думаете, почему поток критики не прекращается?

— Со стороны кого?

— В любом открытом источнике, где можно оставить комментарий.

— Это извечный вопрос. Каждый имеет право на свое мнение. Кто пишет? Я не знаю. Ни разу не писал ни одного плохого отзыва. Если пишут — значит, ты существуешь.

Что касается easy money — не согласен. Мы даем следующий посыл: большой труд приводит к большим качественным результатам. У меня самого такая же история роста снизу. Если есть хорошие примеры — почему их не транслировать, но только через труд?

— Успешные ребята из Instagram радуются перевязанным лентами машинам. Называется «автобонус» и звучит как «компания подарила». Это все по-настоящему?

— При достижении определенных результатов ребята получают автобонус. Компания оплачивает автомобиль. Так мы благодарим и показываем свое признание лучшим. Да, это по-настоящему.

— Я хотел уточнить, настоящий ли это подарок. Потому что если аренда, то, по-моему, фото и видео излучают передоз радости.

— Это пользование. Когда ты имеешь возможность получить автомобиль, за пользование которого платит компания, — радость искренняя.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Smartup Global (@smartup_global)

— Это важно было уточнить, потому что в сторис выглядит так: парень без образования приезжает к деревянному родному дому в деревню на представительском классе, контраст «было — стало» и будто итоговый успех. А это не так.

— Достигнутый уровень надо поддерживать. Если ребята перестанут работать — они лишатся этой машины. Мы же не благотворительная организация.

— Возможно ли наработать столько контактов, пройти линий и совершить продаж, чтобы до конца жизни обеспечить себя вечным пассивным доходом?

— Есть маркетинг-план, где все это прописано. Чтобы поддерживать уровень, нужно постоянно быть в струе. Если человек полностью перестает работать, по инерции доход на какое-то время сохранится, но потом исчезнет. Чистая математика. Партнеры получают разницу между своим уровнем и нижестоящим. Как только нижний приближается к тебе или догоняет — твой доход не растет от его деятельности.

— Сколько денег вы отдаете на это?

— В плане прописаны 25% плюс бонусы. В совокупности на выплаты уходит порядка 60% выручки. Далее налоги, НДС и остальные расходы на содержание проектов.

— В конце года вы отчитывались о выплате сотрудникам более 3 млн долларов. Ваша выручка составляет около 5 млн?

— Примерно так.

— У вас есть данные по среднему доходу партнера, который купил лицензию?

— Сложный вопрос… Среди наших партнеров есть разные доходы. Кто-то просто купил лицензию и ничего не делает. Среди тех, кто с лицензией и активно учится и работает, тоже большая разница: есть и 500, и 5000 долларов.

— За какой период цифры?

— За все время работы. Три года.

— Ваша выручка зависит от внешнего притока партнеров?

— Любой бизнес зависит от притока клиентов и партнеров. Любой бизнес вкладывается в маркетинг. Мы отдаем львиную часть этих денег нашим партнерам. Такая модель.

Мы получаем выручку от проданных лицензий, которые включают в себя различные продукты и инструменты для продвижения бизнеса. И благодаря полезным действиям партнеров в продвижении наших проектов мы также зарабатываем.

— Когда вы торговали переоцененными ювелирными украшениями, было похоже, что сам продукт не так важен, как продажа партнерства. С картой CashUBack — та же история. Какой продукт вы производите и продаете сейчас? Кроме лицензий.

— Скажите, IT-продукты — это продукты? Мы этим и занимаемся. Аутсорс услуг для бизнеса — дизайнеры, таргетологи, HR. У нас есть команда. Есть курсы, которые мы купили за большие деньги и перепродаем их в розницу за меньшие. По фондовому рынку, по крипте. Можете прийти к нам, получить обучение. Купив лицензию, человек получает доступ к ним и может продавать любые наши продукты.

— Если закроется приток новых партнеров, вы сможете существовать экосистемой в ее нынешнем виде?

— Конечно. Мы просто изменим модель и будем вместо вознаграждения партнерам тратить средства на рекламу.

— Недавно вы сообщили, что идете в Россию и Украину. Зачем, когда там вас ждет большая конкуренция?

— Там на самом деле хватает таких компаний, но у каждого должна быть изюминка и свое преимущество.

Монополии нет, а рынка хватит для всех.

— У вас было много бизнесов. Они бодро начинают и выглядят непотопляемыми, чтобы спустя какое-то время легко смениться другими. Не меняется только команда молодых людей рядом с дорогими машинами, которые им не принадлежат.

— Любой бизнес — это эксперимент, как показывает практика. И если что-то не получилось, нет в этом ничего плохого. Мы всегда готовы к изменениям, используя прошлый опыт. Люди добавляются. Вы же не видите бэкофиса. Там сильные специалисты в IT, менеджменте, маркетинге. Растут и другие ребята. Уверен, совсем скоро вы их будете видеть чаще.

Мы все эволюционируем. Amazon изначально книгами торговал, а сегодня сами видите масштабы. Следим за тенденциями, анализируем и даем людям то, что нужно и полезно.

У нас есть разные ребята, и если люди гордятся своим успехом, в этом нет ничего плохого. А сторисы и их содержание — это личное дело каждого.


зимние, для легковых автомобилей, без шипов, страна производства: Беларусь
зимние, для легковых автомобилей/минивенов и кроссоверов, без шипов, страна производства: Беларусь
зимние, для легковых автомобилей/минивенов и кроссоверов, без шипов, страна производства: Сербия
зимние, для легковых автомобилей/минивенов и кроссоверов, без шипов, страна производства: Россия
зимние, для легковых автомобилей/минивенов и кроссоверов, без шипов, евроэтикетка: C/E/72 дБ, страна производства: Россия

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner запрещена без разрешения редакции. ng@onliner.by