Пышное дрожжевое тесто, немного ветчины, грибы, огурцы и майонез сверху «сеточкой» — вкус пиццы из «Сказочного замка» не забудет тот, кто ее пробовал. Многие помнят, как в 90-е у здания стояли очереди. Уже потом в Минск завезли более «правильную» пиццу, и рынок стали завоевывать сети. Но «Сказочный замок» жив — ему 27 лет. Мы узнали, как заведение выдерживает конкуренцию.
Кафе десятилетиями не меняет свою прописку: находится на проспекте Независимости между станциями «Академия наук» и «Парк Челюскинцев». Говорят, сейчас на одном пятачке здесь работают 8 заведений общепита, а раньше конкурентов в округе не было. За пиццей сюда приезжали жители Уручья, Зеленого Луга и других районов города.
— Мы сюда ходили в студенчестве, лет 20 назад, — рассказывает компания мужчин, обедавших в «Сказочном замке» как раз во время нашего интервью. — Решили встретиться здесь с друзьями впервые за долгое время, чтобы узнать, изменился вкус или нет.
— И как, изменился?
— Кажется, все то же самое, а может, и нет… Все-таки 20 лет прошло, вкус забылся. Не было всяких Papa John's или «Пицца Лисицца» — тогда это была единственная пицца, по сути. И она казалась очень вкусной. Очереди стояли!
— А не казалось вам странным стоять в очереди за тестом?
— Вы что… Это как праздник был. Вкусно и недорого. Приезжали специально. Конечно, когда мы попробовали другую пиццу, разницу почувствовали, но, мне кажется, сравнивать такое нельзя, — улыбается Павел, отрывая себе кусочек горячей пиццы.
А вот воспоминания Ирины, которая уехала из Беларуси, но периодически навещает родных в Минске. И всегда старается заглянуть в легендарное кафе:
— Пиццерию знаю с детства. В школьные годы мы прогуливали уроки и всегда брали несколько пицц с собой и лимонную фанту. Кто-то скажет, что это заведение морально устарело. Но лично для меня это такая машина времени, куда ты можешь прийти и попробовать на вкус свое детство и юность. Сажусь я обычно у аквариума с рыбками и любуюсь причудливыми деревянными узорами, как будто и не прошло много лет.
Мы пришли в кафе в середине рабочего дня в пятницу — столики были заняты не все, но посетителей оказалось достаточно — это и молодые ребята, и компании постарше. Две дамы заказали пиццу и бутылку водки — конец недели нужно отмечать с размахом.
Изучаем меню: сегодня здесь предлагают 17 видов пиццы. Большая (500—600 граммов) стоит 12—15 рублей, маленькая — 6—9 рублей.
Несмотря на низкую цену, все пиццы готовятся в печи, это не разморозка. Повар, который работает в пиццерии с 1997 года, уверяет, что рецепт теста с тех пор не поменялся.
— Тесто очень простое: вода, масло, сахар, дрожжи и мука. Замешиваем все тестомесом — и оно должно какое-то время постоять на расстойке. А дальше все как обычно: раскатываем тесто, кладем начинку — и в печь. Пицца толстенькая получается, потому что тесто поднимается.
— Пицца «Сытная большая»! — громко объявляет о готовности девушка-кассир. Посетители должны сами подойти к барной стойке и забрать свой заказ. Такой формат обслуживания здесь был всегда, официантов не было и, наверное, не будет. Говорят, если улучшать сервис и вводить обслуживание, сидеть за столиком посетители будут дольше, а это сразу же скажется на потоке гостей.
Когда-то даже алкоголь из меню убирали для того, чтобы люди не задерживались надолго (правда, потом спиртное все-таки вернули). Заведение уплотняли, делали стоячие места — чтобы вместить всех желающих.
Вообще, раскрутилось заведение очень быстро. Изначально в этих стенах было детское кафе — возможно, кто-то из минчан помнит, как на входе каркала ворона — такая звучала аудиозапись.
В том виде, в котором большинство минчан знают «Сказочный замок», кафе открылось осенью 1994 года. И буквально через несколько месяцев про пиццу уже знали во всем городе. Кормить людей тестом с начинкой стали предприниматели, которые общепитом до этого не занимались.
— Когда мы это кафе открывали, мне было 25 лет, в том же году у меня родился сын. И всю мою жизнь оно работает, — не без гордости отмечает один из основателей заведения Сергей Сурнович. — Вообще, мы с партнерами пошли в бизнес, потому что есть было нечего — это же 90-е годы были. Постепенно вырос большой холдинг. Чем мы только не занимались: был и завод, и ветеринарный цех, и много чего еще.
Что-то мы продали, что-то ушло в другие руки — это жизнь. А вот кафе пытаемся сохранить несмотря ни на что.
Собеседник подчеркивает: идейным вдохновителем этого места всегда был другой человек — Сергей Демидович. Это он привез из Москвы идею угощать минчан пиццей. Он также разработал рецептуру дрожжевого теста, которую на каком-то этапе владельцы даже хотели патентовать. Сейчас из-за проблем со здоровьем Демидович отошел от дел, но все равно остается партнером.
— Он попробовал в Москве пиццу. Химик по образованию, Демидович взял сколько нужно муки для выпечки, того-сего и эмпирическим путем изобрел то тесто, которое у нас сейчас есть, — рассказывает нынешний директор заведения Александр Стрелковский.
— До вас кто-нибудь пиццу в Минске делал? — спрашиваем.
— На Комаровке готовили смажни и называли их «белорусской пиццей». А пиццу в чистом виде — наверное, нет, не делал никто. Хотя у нас пицца такая… Итальянцы посмеялись бы, наверное. Но она была востребована. Тогда было очень мало кафе, и мы были единственными во всей округе. Когда люди пиццу распробовали, приходили к нам толпами.
Несмотря на ошеломительный успех, кафе никогда не приносило больших денег, уверяет Сергей Сурнович. По его мнению, в общепите разбогатеть нереально — это слишком сложный бизнес. Держаться на плаву — да, возможно.
— Какие были самые удачные годы для «Сказочного замка»?
— Наверное, как и у всех, 2010—2012 годы. И до пандемии в целом все было нормально. Но сколотить состояние в общепите в принципе невозможно. Если у тебя есть сеть — это другой разговор, а отдельные кафе — это семейный бизнес скорее должен быть.
Владельцы «Сказочного замка» тоже пытались построить сеть пиццерий. Более 17 лет работала точка на Машерова, более 11 лет — в парке Горького. Как выяснилось, оба кафе работали в ноль, а в последние годы приносили убытки. Из-за высокой аренды их пришлось закрыть.
— Когда пришел коронавирус, работать стало очень сложно. Мы с арендодателями не нашли общего языка, и нам очень жаль, что так получилось. Мы ведь сами строили тот ресторан в парке, вложили большие деньги, брали кредиты. А потом началось… Первое, что они сделали, это посчитали нам смотровую площадку на крыше как торговую площадь. Мол, люди могут купить пиццу и там ее съесть — значит, надо платить аренду… И много было таких историй, поэтому мы приняли решение закрыться.
Теперь то здание пустует и разваливается, никому не приносит деньги.
Помещение на Машерова тоже пустует — кафе закрылось 2 года назад. Завершается процедура банкротства.
— Аренду, которую нам предлагали в тех местах, потянуть невозможно — эта стоимость уровня Зыбицкой. Мы просили неоднократно пересмотреть ставки, объясняли, писали письма, но это не помогло. И теперь у нас только это кафе осталось. Для проспекта аренда здесь еще терпимая, но с каждым годом становится тяжелее, — говорит Сергей Сурнович.
— Смотрите, здесь помещение 230 квадратных метров, — приводит конкретные цифры Александр Стрелковский. — В прошлом месяце только за отопление я заплатил 1600 рублей. За аренду — 5800 рублей. А есть еще электричество, за которое мы платим вперед, иначе нам насчитают пеню. Только за то, чтобы здесь играла музыка, мы отдаем 417 рублей каждый месяц. И таких побочных платежей очень много. А еще зарплаты людям нужно платить (у нас директор последним деньги получает), налоги…
Чтобы все правильно посчитать, тут надо три бухгалтера, ведь в общепите каждую булочку надо учитывать.
По словам учредителей, чтобы выходить в ноль, заведению нужно увеличить посещаемость на 30%. Для этого в кафе привлекли специалиста, который будет продвигать «Сказочный замок» в интернете.
— Надо сайт хороший делать, надо развивать социальные сети. Вся молодежь переходит жить в интернет, а у нас с этим слабо, в силу возраста, наверное, мы уже старенькие… И, конечно, с большой надеждой мы ждем завершения эпидемии, хотя основная причина даже не в ней… Народ не богатеет, вы сами знаете. Средний чек у нас сегодня на 30% меньше, чем раньше. Пока у людей не появятся деньги, сложно что-то сделать.
— А может, просто такой формат кафе людям уже не нужен?
— Может, и другой нужен, но мы живем уже 27 лет, а остальные заведения — по 2—3 года. Конечно, у нас были мысли сменить концепцию, поменять формат, да хоть японскую кухню сделать. Но это сделали все вокруг — все наши соседи поменяли учредителей.
Белорусы любят все модное. Открывается какая-то новая точка, все туда идут, а через год она закрывается или меняет формат. А мы как-то пока держимся.
— А если готовить пиццу по другому рецепту? Чтобы была похожа на итальянскую?
— Но их же тысячи… таких пиццерий. А у нас всегда была основная фишка — это дрожжевое тесто. И сейчас у многих заведений в Минске появилась такая пицца. Более того, они даже названия наши забрали — «Сытная», «Студенческая», — смеется Александр Стрелковский.
— Мы многое пробовали. С морепродуктами пиццы почему-то не пользовались спросом, овощные запускали, сладкие пиццы для детей — не пошли. По-прежнему самая ходовая пицца — это «Сытная», с грибами и ветчиной. Но мы тоже не стоим на месте, запустили обеденное меню. Раньше здесь, кроме пицц, ничего не было, а теперь можно заказать комплекс, причем мы стараемся придерживаться ценовой политики столовых.
Пытаемся спорить с учредителями на тему того, что перемены могут все-таки взбодрить бизнес. Спрашиваем, не думали ли они о том, чтобы увеличить чек? Поднять цены?
— Тогда мы выпадем из своего формата. К сожалению, у нас нет ни суперобслуживания, ни суперменю, ни какого-то особенного интерьера. Но качество еды всегда было хорошее и цены невысокие. Это то, за счет чего мы держимся уже много лет. Есть же еще и объективные факторы: жизнь не стоит на месте. Раньше к нам все Уручье ездило, а потом построили McDonald’s, открыли торговый центр Dana Moll. И молодежь рассосалась, поменяла геолокацию.
Ребята лучше пойдут в торговый центр, попьют колу в KFC, походят по магазинам… И я их за это не осуждаю.
— Может, вам тоже надо идти в торговые центры?
— Конечно, хотелось бы. Но не хватает у нас на это ни мозгов, ни энергии, ни денег, ни знакомств. Кто там открывается? Какая-нибудь Terra Pizza? С сетями вообще сложно конкурировать, и не только у нас, а во всем мире. Монополии всегда побеждают. Мы еще как-то держимся — и во многом за счет людей. У нас есть сотрудники, которые по 20—25 лет работают, вот это показатель.
Спрашиваем, работает ли кухня на доставку — сегодня для многих пиццерий это очень важная ниша.
— Доставка у нас есть, но она не очень развита. Не знаем даже, сохранять ее или нет. Это невыгодно получается: бензин, работа водителя, аренда автомобиля… Сейчас ведь агрегаторы появились. Нам проще им доставку отдать и снять ее с себя.
Собственники в очередной раз повторяются: основная цель — сохранить легендарное заведение на плаву, говорить о каком-либо развитии пока сложно.
— Все упирается в деньги. Если у тебя есть прибыль, ты можешь из нее на развитие что-то выделить. Если прибыли нет, ты думаешь лишь о том, чтобы как-то продержаться и не опустить планку. Последние два года бизнес-проектом это уже тяжело назвать, мы просто сохраняем бренд, — с грустью отмечает Сергей Сурнович.
«Onlíner па-беларуску» у Telegram. Падпісвайцеся, каб не прапусціць нашы новыя тэксты на роднай мове
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner запрещена без разрешения редакции. ng@onliner.by