Мировые рынки стали мишенью, которой никто не хотел быть. Одного дня хватило, чтобы инвесторы почувствовали себя неспокойно, российский рынок акций рекордно рухнул, акции начали падать во всем мире. Разбираемся, что происходит с акциями и можно ли найти «тихую гавань», когда надвигается «идеальный шторм».
Основной удар пришелся на российский валютный и фондовый рынки. Падение российских индексов 24 февраля ускорилось до 40–45% и стало максимальным за всю историю, российский рубль побил исторический рекорд. Масштабы можно оценить на инфографике.
Отголоски этого «идеального шторма» прокатились по всем мировым фондовым площадкам. Подобной участи не избежал и американский рынок.
— Россия объявила о военной операции в Украине. Военные действия — это экстраординарное событие, и реакция рынков на такие новости понятна и предсказуема, — объясняет финансовый консультант, эксперт фондового рынка Михаил Грачев. — Основу рынков составляют инвесторы, которые вкладываются в ценные бумаги в расчете получить прибыль. Когда возникают кризисные явления, инвесторы начинают паниковать, уходить в кэш и избавляться от бумаг.
Любое массовое избавление от ценных бумаг приводит к резкому, обвальному падению цен и котировок. Так произошло и сейчас: инвесторы избавляются от бумаг, уходят в наличные деньги, это ведет к обвальному падению.
Как будут развиваться события, сейчас никто не сможет предсказать. Если падение происходит по каким-то экономически обоснованным причинам, то можно с той или иной степенью достоверности прогнозировать сроки восстановления и рост рынка.
— К большому сожалению, нынешняя ситуация далека от подобных условий. Военно-политические события абсолютно непредсказуемы, говорить о каких-то ближайших последствиях для рынков было бы опрометчиво.
Лучшее, что сейчас можно сделать, — не поддаваться панике, постараться хладнокровно оценить ситуацию и свои риски, считает эксперт.
— Это сравнимо с поведением водителя на дороге: если вы каким-то образом попали в ДТП или видите, что авария неминуема, то нужно проявить хладнокровие, насколько вы в состоянии это сделать, и постараться как-то удержать под контролем ситуацию, как бы ни было трудно.
В нашей ситуации это значит не бежать в ближайший обменник, не пытаться купить валюту по самому высокому курсу. Это только вопрос времени, когда курс развернется — может, рубль подешевеет не настолько, но 99%, что коррекция последует. То же самое касается и фондового рынка.
Некоторые рекомендуют на ультранизких позициях входить в рынок и покупать падающие бумаги. Михаил Грачев считает, что это не лучшая идея. Когда рынок стремительно идет вниз, не надо пытаться поймать «падающие ножи».
«Падающий нож» — так говорят о резком падении стоимости ценной бумаги. Инвестор пытается купить акции «на дне», но их стоимость еще больше уходит вниз. Тогда он пытается купить эти бумаги снова.
Да, на рынке не бывает всегда все хорошо или все плохо. В истории есть даты, за которыми закрепились названия «черного понедельника» или «черного четверга».
Из последнего — пузырь доткомов в 2000 году, когда обвалился технологический индекс NASDAQ и обанкротилось множество стартапов, глобальный экономический кризис 2008 года, обвал российского фондового рынка в 2014 году после референдума по Крыму.
Кто-то может посчитать, что у банка автоматически стало вдвое меньше денег, но это не так.
— Есть понятия рыночной капитализации и собственного капитала. Собственный капитал находится у банка на счетах, в резервах, металлах, ценных бумагах, — объясняет Михаил Грачев. — А рыночная капитализация показывает, сколько стоит компания именно на рынке, сколько стоят акции. Были примеры, когда падали акции Facebook, Tesla, и за одну ночь компании теряли в цене десятки миллиардов. Так что падение акций влияет на рыночную капитализацию, но не на собственный капитал.
«Сбербанк» подешевел на рынке, но не стал хуже именно как финансовое предприятие и субъект хозяйствования. На данный момент банк как выполнял свои функции и операции, так и будет выполнять, активов у него хватит.
Почему падали акции именно «Сбербанка» и прочих? Вероятно, инвесторы опасались, что именно эти компании и структуры попадут под влияние западных санкций, как вариант. И вечером 24 февраля действительно было объявлено о новых санкциях.
Если коротко: остановка торгов — это больше технический момент и защитный механизм при высокой волатильности. Хотя, конечно, когда он срабатывает, хорошего в этом мало.
— Торги на биржах идут в электронном виде. Есть технические параметры торгов, при достижении которых торги автоматически прекращаются. Это как если бы напряжение в сети увеличилось и автоматически сработал предохранитель. Так было и сейчас: когда акции и курс обвалились до установленных Московской биржей границ, торги автоматически прекратились. Потом снова возобновились. Ничего сверхъестественного в этом нет, такое бывало и на других площадках.
Так что остановка торгов — однозначно не хорошо, но это стоит рассматривать как защитный предохранитель для того, чтобы кто-то не улетел в такой глубокий минус, что его потом придется доставать из петли.
По возможности они стараются избегать вложений в рисковые активы. А российский рынок всегда относился к этой категории, объясняет эксперт.
Тем не менее и у крупных трейдеров бывают провалы.
— Допустим, знаменитый инвестор Джордж Сорос, которого называют чуть ли не одним из величайших трейдеров, приводил пример, когда он якобы обвалил курс британского фунта. Но на самом деле мало кто знает, что и в его практике были провальные моменты, например, когда он вкладывался в бумаги на Гонконгской бирже, но в итоге понес убытки.
Еще один пример с Соросом: вместе с Владимиром Потаниным он выкупил у Михаила Прохорова акции «Норникеля» по высокой цене, а затем эти бумаги резко упали в цене и они вместе с Потаниным потеряли миллиарды долларов.
Так что абсолютно любой игрок на рынке может потерпеть неудачу. Просто крупные инвесторы чаще говорят о своих успехах, а не провалах.
И еще неплохой совет от знаменитого инвестора Уоррена Баффета: «Самое важное, что нужно сделать, если вы окажетесь в яме, — это перестать копать».
Михаил Грачев объясняет это тем, что биткоин, в общем-то, спекулятивная валюта, он не является никаким реальным активом в отличие от того же золота.
— При всех прочих обстоятельствах (и так было долгое время) золото было надежной, проверенной инвестицией. Покупательная способность золота не меняется на протяжении столетий. Поэтому очевидно, куда уходят деньги, когда складывается кризисная ситуация.
Нет, последствия куда серьезнее. Рынок акций — это часть фондового рынка, который является отдельным сегментом большого финансового рынка. Поэтому естественно, что все сегменты — фондовый рынок, долговой рынок, рынок «Форекс», сырьевой рынок — связаны между собой.
— Если начинает лихорадить в одном месте, то это затрагивает и другие сектора. Это как если бросить камень, то волны от него идут во все стороны. Точно так же и на финансовом рынке.
Украина и Россия — одни из крупнейших поставщиков на мировой рынок зерна, энергоносителей, металлов, угля. И естественно, что нынешняя ситуация и по сути военные действия не могут не отразиться на стоимости активов. Цена на нефть уже подскочила выше сотни долларов. Это все звенья одной цепи, которая называется финансовый рынок.
«Onlíner па-беларуску» у Telegram. Падпісвайцеся, каб не прапусціць нашы новыя тэксты на роднай мове
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner запрещена без разрешения редакции. ng@onliner.by