Газопровод «Северный поток — 2» почти полгода на замке с туманными перспективами и под санкциями. Теперь открыть вентиль будет еще сложнее: Германия остановила сертификацию, без которой проект не сможет стартовать. Разбираемся, что теперь с транзитом и ценами на газ и как это может сказаться на нас.
Это больше чем 1200 километров газопровода, которые проходят под Балтийским морем. Инфраструктура «Северного потока — 2» связывает Усть-Лугу в восточной России и Грайфсвальд в северной Германии, как это видно на карте.
Две нитки «Северного потока — 2» повторяют маршрут первого «Северного потока», поставки по которому начались в 2011 году. Каждый из этих трубопроводов рассчитан на поставку 55 миллиардов кубометров газа в год. Это больше четверти импорта газа в ЕС.
«Северный поток — 2» начали строить в 2018 году. В сентябре прошлого года объявили, что он полностью готов. Закончить его планировали еще в 2019 году, но этому помешали санкции США.
Владельцем трубы является российский «Газпром», который профинансировал половину стоимости, параллельно в него инвестировал ряд европейских компаний, которые предоставили кредиты. Это OMV (Австрия), Wintershall Dea (Германия), Engie (Франция), Uniper (Германия) и Shell (Великобритания). В проект вложили $11 миллиардов.
Несмотря на то, что технически проект полностью готов, его не запустили в сентябре 2021 года после окончания всех работ. Сам процесс строительства также сопровождался спорами, внутри Германии и в ЕС не было единого мнения о необходимости запуска этого проекта, США высказывались против, параллельно предлагая поставки в Европу сжиженного газа. «Северный поток — 2» критиковали и в Украине, поскольку он создавался как альтернатива украинскому транзиту газа.
Сторонники говорили, что это экономический проект, который поможет Германии иметь стабильный источник энергоресурсов и быть распределительным хабом для остальной Европы. Противники утверждали, что Россия будет использовать этот проект в политических интересах и новый газопровод увеличит влияние Москвы в Европе.
В техническом плане: то же, что и полгода назад, он готов к транспортировке и заполнен газом, но не эксплуатируется.
В экономическом плане: эксперты не видят предпосылок к тому, чтобы рассуждать о запуске «Северного потока — 2» на фоне боевых действий в Украине.
22 февраля Германия остановила сертификацию в ответ на признание ДНР и ЛНР. «В свете последних событий мы должны пересмотреть ситуацию, в частности, в отношении „Северного потока-2“», — объяснил решение канцлер Германии Олаф Шольц.
На следующий день США ввели санкции против оператора «Северного потока — 2» — швейцарской компании Nord Stream 2 AG (единственным акционером выступает «Газпром»). Под санкции попали также должностные лица Nord Stream 2 AG.
Вслед за этим агентство Reuters сообщило, что компания рассматривает возможность банкротства. Однако в самой Nord Stream 2 AG заявили, что не подавали заявление о банкротстве, но компания прекратила работу своего сайта из-за кибератак.
Сейчас Европа импортирует большую часть газа и получает примерно 40% поставок из России.
В отсутствие «Северного потока — 2» газ транспортируют так же, как и ранее — по уже существующим газопроводам.
Один из них, «Ямал — Европа», проходит через территорию России, Беларуси, Польши и Германии. Эта ветка может прокачивать 33 миллиарда кубометров газа.
Кроме этого, газ идет в Европу и по украинской газотранспортной системе. По информации «Газпрома», в 2021 году было прокачано через Украину транзитом 41,6 миллиарда кубометров.
Технически нынешних мощностей достаточно для того, чтобы снабжать европейские рынки газом необходимых объемах. В «Газпроме» заявляли, что российский газ идет через территорию Украины в штатном режиме по заявкам европейских потребителей.
Аналитики считают, что сжиженный природный газ из США и Катара поможет ЕС выдержать любые перебои с поставками газа через Украину, если трубопроводы будут повреждены в ходе боевых действий. Но если Москва решит сократить экспорт газа по другим веткам, это может обострить ситуацию.
Тем не менее пока прогнозы сдержанные: Европе нужен газ, а «Газпрому» — европейский рынок, который приносит деньги. Из-за этой взаимозависимости никто не делает резких движений.
Биржевые цены на газ продолжают методично обновлять рекорды. Одной из причин была холодная зима в сезоне 2020/2021, потом безветренное лето и повышенный спрос на СПГ в Азии. Цены на природный газ в Европе достигли новых максимумов, превысив $1900 за тысячу кубометров.
На фоне военных действий цены на сырьевые товары, в том числе на газ, снова начали расти и пробили отметку в $2400 за тысячу кубометров. Чего ждать дальше, во многом зависит от того, как будут развиваться события в Украине.
Как эти цены затрагивают нас? Беларусь договаривается с Россией и получает газ по фиксированным ценам от «Газпрома». В 2022 году действуют условия прошлого года — $128,52 за 1 тыс. куб. м, то есть цена не поменялась. Колебания цен на европейском рынке никак не влияют на эту величину. Хотя косвенно эта ситуация так или иначе влияет на всех потребителей импортных товаров. Дорогой газ для производителей означает удорожание конечного товара, так что импорт из Европы поднимается в цене.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро