«Мы живем в XXI веке, какое рабство?» — спросите вы и окажетесь не правы. До сих пор в разных уголках цивилизации люди рождаются и умирают рабами, несмотря на десятки международных конвенций и запретов. Как так получилось, почему одна страна узаконила рабство в 1975 году, а другая отменила свой рабовладельческий строй лишь в 2013 году, выгодно ли использование бесплатного труда с точки зрения экономики — все это читайте в материале Onlíner.
Прежде всего, рабство подразумевает нахождение одного человека в собственности у другого (господина, рабовладельца, хозяина) или государства. Большинство современных государств на официальном уровне запрещают использовать человека в качестве собственности, но неофициально рабство продолжает существовать и обретает самые разные уродливые формы — сексуальное рабство, попрошайничество, детский труд, трудовое рабство. Мы остановимся подробнее на последнем виде.
На протяжении как минимум последних 5 тысяч лет рабство существовало почти повсюду. Наиболее известные примеры — Древняя Греция и Рим, которые поначалу использовали рабов в качестве работников тяжелого труда (военной силы, строителей), а потом поняли, что те могут хорошо рисовать, танцевать или играть в театре. В новое время рабство существовало в основном на территории США и Бразилии, а также (куда меньше) в Европе. Европейцы во время освоения Африки быстро смекнули, что могут получить неограниченное количество бесплатной рабочей силы с помощью коренных африканцев. Причем усилий для этого не надо было: «белые господа» платили одним африканцам, чтобы те вербовали других, грузили на корабли и отправляли морским путем в один конец.
Рабами были не только темнокожие, но и европейцы, азиаты, индусы. Однако для работы на южных плантациях наибольшим спросом пользовались именно выходцы из Африки: они были физически выносливыми и легче переживали изнурительный труд в жарком климате, а также были менее склонны к побегам — не знали ни языка, ни куда бежать. Еще один немаловажный фактор — относительная устойчивость к трехдневной малярии, от которой бы большинство белых рабов отходили бы несколько лет. Все это делало темнокожего раба на рынке примерно вдвое дороже белого.
В США рабство фактически действовало более 250 лет, пока Авраам Линкольн не отменил его своим указом в 1862 году. Правда, плантаторы южных штатов запрет не признали, и до окончания гражданской войны в 1865 году отмена рабства де-факто не вступила в действие. Затем в ходе долгой борьбы с нелегальным рабовладением справедливость восторжествовала.
Поправка звучит так: «В Соединенных Штатах или в каком-либо месте, подчиненном их юрисдикции, не должно существовать ни рабство, ни подневольное услужение, кроме тех случаев, когда это является наказанием за преступление, за которое лицо было надлежащим образом осуждено».
И хотя последний официальный раб был привезен в США в 1860 году, официально страна отменила рабство лишь в 2013 году. Оказалось, власти штата Миссисипи еще в далеком 1865 году ратифицировали 13-ю поправку к Конституции, но не отправили копию подтверждающего документа в Федеральный реестр США. Поэтому формально на территории штата эта поправка принята не была, а обнаружили это случайно.
Стоит сделать оговорку, что не во всех странах в принципе было развито рабство или оно шло своим собственным путем. Азия африканских пленных практически не покупала, но у них уже тогда было «импортозамещение» в виде местного населения, которых называли «кули». В Канаде рабство за все время тоже не очень прижилось: урожайных плантаций с таким климатом не наделаешь, непокорные пленные индейцы считались так себе рабами, к тому же они быстро обращались в христианство и примыкали к остальным жителям. В исламских странах сдерживающим фактором стал Коран, который говорил, что мусульманин рождается и умирает свободным.
А вот католическая церковь в 1452 году разрешила обращение в рабство жителей африканских земель для «приобщения их к истинному Богу и ценностям христианского мира». Спустя 540 лет дико извинялись за такие «благословения».
В отличие от южных стран с почти полным отсутствием зимы и плодородной почвой, северные европейские страны изначально не нуждались в таком количестве рабов, поэтому в большинстве своем занимались именно работорговлей. Здесь было не так затратно содержать и кормить пленных работников зимой, когда сажать и убирать нечего. Север пошел по другому пути, сделав упор на сельхозтехнологии XIX века и культуры, способные расти в суровом климате. Часто этим занимались фермеры, а рабов отправляли на строительство инфраструктуры — дорог, рек и каналов, которые позволяли организовать доставку продукции на рынки. В итоге торговля в Северной Европе развивалась куда быстрее, чем на юге.
Идеальная торговая страна того времени — Голландия, полностью состоящая из водных каналов. Не нужно даже высаживать плантации — просто бери налоги с приплывающих судов да продавай свою рыбу во все концы света.
Теперешние европейские страны долго пытались избавиться от рабства: его то запрещали, то снова вводили. Например, Ирландия отменила работорговлю в 500 году, но спустя три века снова ее ввела. Многие страны запрещали работорговлю, но оставляли принудительный труд и не наделяли свободой уже проданных рабов.
Англия запретила работорговлю в далеком 1102 году, но спустя почти 600 лет снова разрешила, пусть только для частных лиц. Спустя еще столетие судебных споров и метаний, в 1833 году, рабство в стране официально запретили. Правда, сделав оговорку для Индии, где рабство признали частью «национальной культуры». В итоге оно кое-где вытеснялось экономическими причинами, но в большинстве своем отмена была политическим решением: северяне выступали против рабства по религиозным мотивам. Южане такой подход, конечно, не разделяли.
Если попытаться отбросить мораль (сложно, но допустим) и рассмотреть работорговлю как экономический механизм, то изначально она была сверхвыгодным делом. С использованием самого рабского труда все обстоит сложнее. Изначально может показаться, ну в чем проблема: купил раба, отправил его на плантации — и пожинай плоды. Но на деле понадобится еще целый список сопутствующих трат: транспортировка, охрана от побегов, жилье и еда (а зимой — полное содержание «безработных» рабов), медицинская помощь, теплая одежда (опять же, мыслим корыстно — умрут и не окупят себя).
Большинство экспертов сходятся во мнении: рабство принесет больше прибыли, чем наемный труд, но только на короткой дистанции. Если же теоретически представить, что сейчас во всех странах узаконят бесплатный рабский труд, то человечество откатится в своем развитии на много лет назад.
Дело в психологии: человек не будет выкладываться в работе на 100%, если ему это не интересно или не принесет какие-то выгоды в будущем. Раб не видит смысла в своем труде и не будет работать усердно, так как не получает за свою работу ничего. Его основная задача — провести рабочее время, минимально напрягаясь, поэтому качества от такой работы не ждите.
Если во времена грубого ручного труда это, может, и имело неплохой профит, то сейчас рабы практически бесполезны: если вы вывезете из далекой глуши раба и посадите его за сложный станок или компьютер, вреда от этого будет больше, чем пользы.
Что имеем в итоге? Незамотивированных людей низкой квалификации, которых нужно охранять, содержать, кормить и лечить. Идея нанять свободных работников за хоть какую-то зарплату кажется куда выгоднее. Все это также подрывало институт рабства, и первым исчез класс рабов-земледельцев.
Некоторые страны даже в XX веке заново вводили рабство после его официальной отмены. Так, к примеру, сделали красные кхмеры, пришедшие к власти в Камбодже в 1975 году и за последующие четыре года устроившие в стране невиданный геноцид. Рабство официально ввели для большей части интеллигенции (для этого хватало просто носить очки или знать иностранный язык), а также национальных меньшинств, священников (а потом и всех остальных, кто не разделял идеи власти).
Один из выживших тогда детей — основатель образовательного фонда Килонг Унг в своей книге «Золотой лист» вспоминает, как одетые в черное солдаты заставили миллионы людей работать в сельской местности в качестве рабов, копая каналы и ухаживая за посевами. Семьи разделили, а детей «предателей» отправили в мобильные трудовые бригады, безжалостно убивая даже за невинную кражу кокоса. В итоге за долгие четыре года от убийств, голода и обезвоживания по разным оценкам умерло до трети населения Камбоджи. Потом пришли вьетнамцы и сменили один террористический режим на другой.
Сбежавшие из трудовых лагерей Северной Кореи также говорят о легализованном государством трудовом рабстве. Согласно многочисленным источникам, включая ООН, в лагерях «кванлисо» в стране находится около 200 тысяч заключенных, а самый большой из них занимает площадь более 560 кв. км. Правительство КНДР долго отвергало любые обвинения, но в 2014 году признало существование в стране трудовых учреждений, назвав их перевоспитательными учреждениями. При этом широкую практику получили коллективные наказания — вместе с «преступниками» в лагерь увозят их родителей, супругов, детей и внуков.
Если не брать в расчет США с ее англосаксонской системой права, в которой путаются даже матерые юристы, последняя страна, которая официально отменила у себя рабовладение и работорговлю, — Исламская республика Мавритания. Произошло это в далеком 1981 году, но с тех пор мало что поменялось, и 20% населения страны вполне официальные рабы. В 2007 году рабство в стране отменили повторно, но рабы снова не заметили никаких улучшений. Как такое вообще возможно? Основных причин несколько, и все они тесно взаимосвязаны.
Мавритания — одна из беднейших стран африканского континента. По статистике, ниже уровня бедности живут 40% мавританцев, каждый второй занят сельским хозяйством, 40% — в сфере обслуживания, а каждый десятый вообще безработный. Более половины территории — пески Сахары, а экономика держится едва ли не на двух продуктах — рыбе и железной руде.
Еще одна причина — существование каст рабов, когда родители-рабы рожают нового раба, который принадлежит их хозяевам. Немаловажное значение при этом имеет неверное толкование ислама, распространенное в мусульманской Мавритании, из-за которого многие рабы по рождению верят, что могут попасть в рай, только если принадлежат своему хозяину, а их судьба была решена еще до рождения и противиться ей бессмысленно.
Винить людей в этом сложно — многие из них живут в изоляции и нищете и не знают, что в мире уже давно можно быть свободным, потому освобождению противятся. Другие хотят свободы, но получить ее не могут — у них нет средств к существованию, а бежать в окружающую пустыню опасно, к тому же их семья остается в плену рабовладельца.
Третьи же хотят свободы любой ценой, но и против них начинают работать законы страны.
Например, именно пострадавший должен доказать, что попал в рабство, и подать об этом лично в органы власти письменную жалобу. То есть доказать это становится невозможно — люди не умеют писать, а правозащитникам не дали возможности им помочь.
Увы, и сейчас торговля людьми занимает третье место по доходности, после торговли наркотиками и оружием. По данным глобального индекса рабства, в разных формах рабства на 2018 год находилось более 40 млн человек, 7 из 10 попавших человек — женщины.
Также данные ООН и правозащитных организаций свидетельствуют о наличии фактически легализованного рабства в других бедных странах: Судане, Сомали, Анголе, Пакистане, Индии, Непале и Мьянме.
Даже в XXI веке каждый военный конфликт неизбежно приводит к всплеску работорговли не только в отсталых странах. По мнению правозащитников, наибольшему риску подвергаются одинокие люди, люди с невысоким образовательным уровнем, молодые неопытные девушки, мигранты, приехавшие из регионов за заработком или бежавшие от военных действий, а также люди в сложных жизненных ситуациях — бездомные или зависимые. Но стоит сделать оговорку: здесь речь идет о мошенничестве, а не о санкционированном государством трудовом рабстве.
«Кошелек» в Telegram: только деньги и ничего лишнего. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner запрещена без разрешения редакции. ng@onliner.by