В минском общепите скандал между знаменитым шеф-поваром и его партнером: делят площадь, знак и меню

26 апреля 2022 в 8:00
Автор: Александр Владыко. Фото: Максим Малиновский

В минском общепите скандал между знаменитым шеф-поваром и его партнером: делят площадь, знак и меню

Автор: Александр Владыко. Фото: Максим Малиновский

Последние годы Сумуду Приянта — любимец СМИ. News Cafe, Mai Thai, Asia — Сумуду делал классную кухню, не оставляя причин для сомнений в ее качестве. В начале 2020-го он открыл первую точку Kokos. Она везде упоминалась как «собственная», но юридически, как оказалось, не совсем. Спустя 2 года спорящие стороны стали выбрасывать на поверхность (и друг в друга) неприятные подробности.

Сумуду Приянта: «Уберите имя!»

Уже в мае Kokos появится в двух известных торговых центрах. Но пока с Сумуду встречаемся в единственной точке его ООО на Хмельницкого, 4. Рядом с ланкийцем — Юрий, нынешний управляющий с многолетним опытом в минском ресторанном бизнесе. Он помогает с переводом и все объясняет, ссылаясь на то, что доверчивого Сумуду многие хотят обмануть.

Вместе вспоминаем историю открытия первого Kokos в переходе станции метро «Уручье».

— Сумуду искал помещение для своего бизнеса и нашел объявление от Людмилы (ИП Коляда. — Прим. Onlíner). Это был зал с кофемашиной и небольшим количеством оборудования — обычный кофепоинт. Коляда ему все показала, и они договорились работать вместе, заключив договор: кафе на ее ИП, а физлицо Сумуду оказывает услуги по продвижению точки (у ИП Коляда другая информация — о ней ниже. — Прим. Onlíner). Рекламу, название Kokos, меню — все будет делать Сумуду. И устная договоренность: в случае чего все это он забирает с собой.

После этого Сумуду за свои деньги купил оборудование, но, так как не знает законов, поставил его без оформления с ИП актов приемки.

Так этот юридически дружественный гибрид начал работать: содержимое принадлежит одному, внешняя форма — другому. При этом Людмила плотно включилась в работу: администрация, закупки продуктов, контроль — все было в ее руках.

— Но я ей 2 тысячи рублей зарплаты еще платил. И еще столько же составляли 10% от выручки, — говорит Сумуду.

— В переходе все сразу пошло хорошо, и в скором будущем Сумуду в статусе ИП сам открывает еще один Kokos на Хмельницкого, 4. У него желание строить сеть. С этой идеей он приходит к Людмиле и предлагает совместно создать ООО и платить ей 10% от работы двух точек плюс зарплату. Но Коляда отказалась, заявив, что кафе в переходе принадлежит ей — и все. Потом отказалась отдавать купленное Сумуду оборудование, — рассказывает Юрий.

В конфликте все еще нет больших денег. Оборудование, о котором стороны спорят, стоит несколько тысяч рублей. Но теперь у Сумуду есть инвестор (так он сказал) и реальная готовность строить сеть. Мешает только точка на «Уручье», которая могла остаться флагманом, а стала миной замедленного действия для сетевого бизнеса.

— Проблема в том, что на меню в переходе «Уручье» висит мой логотип. И весь Минск знает про это место. А что и как там теперь готовят — я к этому уже не имею никакого отношения.

В данный момент Сумуду доставляет Kokos через Delivio, а Людмила Коляда — «Кокос» через «Яндекс.Еду».

— Мы зарегистрировали знак, отправили претензию о незаконном использовании оборудования и использовании товарного знака. По истечении сроков ее реакции на письма пойдем в суд, — говорит повар. — Оборудование — дело наживное. Но товарный знак! Они даже меню не поменяли, несмотря на то, что там уже нет поваров, которых я учил. Мне обидно. Не говоря уже о том, что это портит репутацию.

Говоря о причинах поведения ИП, Юрий и Сумуду сходятся во мнении, что «от успеха человека повело».

— У нее была точка с кофемашиной и небольшим выбором булочек. А теперь она стала юридической хозяйкой кафе с большим потоком покупателей.

Просто ли управлять этим бизнесом сегодня? Есть карточки производства блюд. Да любой нормальный администратор справится, если процесс запущен.

Сумуду ждет истечения сроков доставки и получения реакции (или ее отсутствия) на письма-претензии, чтобы решить дело в суде. Уверены, что жить первому кафе Kokos под этим именем не больше 2 месяцев.

Людмила Коляда: «Я ему за все заплатила, и за меню тоже»

Кафе с вывеской Kokos в переходе «Уручье» выглядит чуть менее презентабельно. Из того, что отличает нынешнюю ситуацию от дней открытия, — сбитая буква K на фасаде витрины и частичная замена прозрачных стекол матовыми.

Людей в зале нет, но курьеры периодически заходят за заказами.

Людмила Коляда — человек с тихим голосом. Говорит осторожно и, вероятно, до сих пор уверена, что мы — шпионы Сумуду. У нее, как у бывшего партнера, есть рядом активный заместитель, который отстаивает интересы. Он подошел к концу интервью, но успел сделать заявление.

Вот ее история.

— У меня была точка с кофе в ТЦ «Спектр» (находится на выходе из перехода). Но когда появилась возможность аренды небольшого зала внутри перехода — я воспользовалась ею. Поставила здесь кофемашину и продавала как готовый бизнес. Цена $5000. Вдруг появился Сумуду. Ему место понравилось, и он около месяца звонил мне со своей идеей совместного бизнеса. Проблема в том, что денег на покупку помещения у него не было.

Сумуду был убедителен, говорил, что знает, как зарабатывать. Я согласилась. Он принес мне договор от собственного юриста.

Людмила открывает большую папку с документами и достает договор возмездного оказания услуг между двумя индивидуальными предпринимателями. В нем написано, что Коляда — заказчик, Сумуду Приянта — исполнитель. Ее помещение — его услуги по приготовлению еды.

— То, что все его услуги были оплачены, подтверждается всеми чеками и расписками, — говорит Людмила и показывает листы бумаги с рваными краями, где в табличке рукой прописаны суммы, даты, стоят подписи. Фотографировать не разрешает — «не имею права».

— Гостей было много с первого дня (открылись в январе 2020-го). Поэтому вскоре Сумуду попросил найти еще одно место — и уже в мае того же года я нашла площадку на Хмельницкого, 4. Есть свидетели, что это я ее нашла, помогала делать ремонт и покупала оборудование. Ради чего? Он обещал, раз у нас хорошо получается, работать 50/50. Там эффективнее точка работала, активнее была доставка, студентов иностранных больше. И когда все таким образом пошло, между нами начались недопонимания. Сумуду захотел забрать все, и началась травля.

По словам Людмилы, устная договоренность на первой и второй точке составляла 50/50. Сумма ее вложений в Хмельницкого составляет около 5 тысяч рублей — и это причина, почему Сумуду не может забрать свое оборудование из перехода:

— Эти телевизоры на самом деле покупал он. Но то, что висит на Хмельницкого, покупала я. И не только.

Финансовые отношения, по словам Людмилы, сразу пошли не в том направлении, как ей обещали.

— 50%? Он по факту забирал 90%! Но все это было под соусом «на развитие»: мол, давай я буду собирать деньги на новые точки, откроем ООО, ты будешь управлять. Даже мне обещал зарплату в 1200 рублей. Но ее я ни разу не получила.

Каждый месяц я перечисляла на его счет 5 тысяч рублей. Хотя после начала пандемии дела стали идти в несколько раз хуже, денежные претензии Сумуду не уменьшались. Если денег не хватало, он думал, что я его обманываю.

За что я ему платила? Теперь не понимаю. После открытия он сам поработал здесь 2 месяца, потом уехал и больше не стоял за прилавком — он быстро переключился на Хмельницкого. Но работали его повара. Я тоже училась. Если хочешь — быстро научишься.

По мере того, как развивались две точки, отношения между «соучредителями» охлаждались. Все закончилось, когда пришла проверка из налоговой. Людмиле кажется, что это не случайно. ИП ожидаемо получила штраф за количество работающего состава, после чего зарегистрировала ООО. Но, не получив от Сумуду поддержки, не смогла этого забыть.

— Я не ссорилась с ним. Но Сумуду начал тесно дружить с Юрием, и меня стали потихоньку отстранять. С чьей подачи — не знаю. Однажды мой партнер сказал, что у нас «невкусно» и вообще Kokos ему принадлежит. Я ответила, что это общий бизнес, и услышала предложение: моя точка входит в состав нового ООО, которым руководит Сумуду, а я буду получать по 5% прибыли от всех точек.

В обещании Людмилу смутил смысл: 5% от прибыли, которой пока нет, в обмен на администрирование сети. Поэтому она отказалась.

— Он говорил — снимай вывеску Kokos. Я согласилась при условии, что он напишет расписку об отказе от дальнейших претензий. Такую бумагу Сумуду не подписал. Вместо этого ворвался с Юрием, пока меня не было, стал срывать телевизоры и забирать оборудование. Все закончилось вызовом милиции.

Людмила показывает видео с камеры наблюдения. Там Сумуду на самом деле активно себя ведет, сотрудники кафе куда-то звонят, милиционер настоящий тоже появляется.

— Потом началась травля в отзывах, мол, мы готовим плохо и все такое. Посмотрите отзывы — оценки не стали хуже. Но когда в соцсетях начинают писать, что кафе уже закрыто, а когда открыто, то там не умеют готовить — конечно, это скажется на количестве гостей.

— Какие же мы пираты, если здесь Kokos начинался, еще и на моем юрлице! Любой человек на моем месте отстаивал бы свои интересы. Его меню? Так я же полностью за него рассчиталась.

Сумуду — хороший повар, но почему он Kokos не сделал в другом месте? Почему ему никто не помог, кроме меня? Я оказала ему не меньшую услугу, чем он мне, — делает вывод Людмила Коляда.

Она признает, что получила письмо от Сумуду по поводу его регистрации товарного знака.

— Я еще раньше него подала документы, но случайно оплатила не тот счет. Поэтому теперь товарный знак принадлежит ему, мы получили уведомление. У нас нет выбора — надо снять по закону вывеску. Как мы теперь будем называться? Я догадываюсь.

Казалось бы, вот и нет причины для спора. Но ее обозначил присоединившийся к разговору заместитель Коляды:

— То, что Сумуду зарегистрировал знак, не освобождает его от ответственности — мы готовим претензию.

Сумма в белорусских рублях эквивалентна примерно $60 тысячам.


Onlíner рекомендует
влажная уборка, Mi Home/Яндекс Алиса, мощность 45 Вт, сила всасывания 4000 Па, пылесборник 0.3 л, с турбощеткой (неразборная), навигация: контактный бампер, лидар, датчики перепада высоты, план нескольких этажей
Выбор покупателей
Onlíner рекомендует
влажная уборка, Mi Home, мощность 55 Вт, сила всасывания 4000 Па, пылесборник 0.45 л, с турбощеткой (разборная), навигация: контактный бампер, лидар, камера TOF (3D), датчики перепада высоты, план нескольких этажей
Onlíner рекомендует
влажная уборка, Mi Home/Яндекс Алиса, мощность 40 Вт, сила всасывания 2500 Па, пылесборник 0.6 л, с турбощеткой (разборная), навигация: контактный бампер, камера VSLAM, датчики перепада высоты

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner запрещена без разрешения редакции. ng@onliner.by