Целый год Наталья была постоянным клиентом студии наращивания ресниц. Но недавно случилась ситуация, которая оставила неприятный осадок. После того как девушка не смогла прийти по записи, ей сообщили, что в следующий раз ее примут только с предоплатой — 20 рублей на карту. Разбираемся, имеет ли право исполнитель услуги заявлять такие условия.
Наталья рассказывает: студию она выбрала за то, что ресницы там наращивают «в четыре руки», то есть одновременно с клиентом работают два мастера. Был вопрос с тем, что в салоне всегда просили оплачивать работу наличными, но ради экономии времени минчанка закрывала на это глаза.
— Ходила я всегда по записи, и вдруг у меня случился форс-мажор. С утра сломалась стиральная машина, потоп и все такое. Как порядочный человек, я решила предупредить студию, что не смогу прийти. Уже на этом этапе меня отругали и сказали, что так нельзя. Потом я получила сообщение странного содержания.
Наталье объяснили, что в следующий раз ее примут в салоне только в том случае, если она внесет предоплату на карту.
— Как правило, в любых салонах или медцентрах в ответ на предупреждение об отмене записи говорят: «Спасибо, что позвонили. Хотите ли записаться на другое время?» Ответ этой студии вызвал, мягко говоря, недоумение. Администратор абсолютно серьезно предлагает мне перечислить деньги куда-то на карту. Заранее. Просто так, чтобы записаться! А как же схема «у нас только наличные»?
Владелица студии рассказала свою версию: клиентка по записи не явилась, предупредила об отмене перед самой процедурой.
— Накануне администратор всех обзванивает и спрашивает: «Все ли в силе? Будете ли вы завтра?» И если человек подтверждает запись, а потом не приходит, значит, он не ценит ни свое, ни чужое время. А мастера-то пришли — два человека на процедуре работают. И им нужно два часа сидеть без дела — у нас же не живая очередь, все по записи. Поэтому мы ввели такое правило: если человек не пришел на процедуру и не предупредил об этом, в следующий раз мы принимаем его с предоплатой. Если наш сервис не нравится девушке, она просто не приходит в следующий раз.
В актуальных сторис в Instagram прописаны нюансы работы с не очень пунктуальными клиентками. Обслуживать их в студии не горят желанием.
— К сожалению, это довольно частая ситуация, когда люди не приходят. А у нас мастера на проценте — им нужно кормить свои семьи. В некоторых салонах по Минску на все процедуры, которые делаются больше двух часов, изначально записывают по предоплате.
Что касается оплаты наличными, собственница объясняет: все мастера у нее — самозанятые. От них закон не требует использования кассового аппарата.
— Мастера выполняют работу по договору в устной форме, который не требует подтверждения чеком. А я оформлена как ИП: по договору оказания услуг обеспечиваю мастерам клиентскую базу, рабочие места, помещение и администрирование. За это они мне перечисляют деньги на расчетный счет, а я с этого плачу налоги.
Для начала разберемся с оплатой наличными. Налоговый консультант Татьяна Гаенкова пояснила: формально нарушений в описанной схеме нет. Самозанятые действительно могут принимать наличные деньги и не обязаны выдавать чек. Но в случае с салоном красоты можно наблюдать «подмену трудовых отношений».
— Чаще всего такие схемы используют те, у кого раньше был салон с наемными мастерами. Теперь они оформляют работников самозанятыми и благодаря этому не платят зарплатные налоги. Самозанятые просто платят за себя единый налог. По факту, скорее всего, эти мастера работают в салоне по графику и подчиняются внутреннему распорядку, то есть это обычный найм.
Что касается предоплаты — этот вопрос не регулируется законодательством о защите прав потребителей. Заказчик и исполнитель вместе решают, на каких условиях им сотрудничать.
— При этом согласно статьям 5, 7 и 16 Закона «О защите прав потребителей» исполнитель обязан предоставить достоверную и необходимую информацию об услуге, в том числе о способе ее оплаты и цене, — отмечает юрисконсульт ОО «Региональное общество защиты потребителей» Мария Пузырева.
Публичный договор обычно размещается на сайте либо в другом доступном для потребителей месте, например в том же Instagram. Вы читаете правила и решаете, все ли вас устраивает.
— В Беларуси действует принцип свободы договора, на основании чего исполнитель вправе установить работу по предоплате. В случае, если потребитель не согласен с такими условиями, он может их не принимать и пойти в другой салон, в котором его устроят все условия, — комментирует специалист.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро