«20 рублей — просто чтобы записаться!» Может ли салон требовать предоплату у клиентов?

 
16 261
30 апреля 2022 в 12:00
Автор: Светлана Белоус. Фото: Архив Onliner, Pexels.com
Автор: Светлана Белоус. Фото: Архив Onliner, Pexels.com

Целый год Наталья была постоянным клиентом студии наращивания ресниц. Но недавно случилась ситуация, которая оставила неприятный осадок. После того как девушка не смогла прийти по записи, ей сообщили, что в следующий раз ее примут только с предоплатой — 20 рублей на карту. Разбираемся, имеет ли право исполнитель услуги заявлять такие условия.

Наталья рассказывает: студию она выбрала за то, что ресницы там наращивают «в четыре руки», то есть одновременно с клиентом работают два мастера. Был вопрос с тем, что в салоне всегда просили оплачивать работу наличными, но ради экономии времени минчанка закрывала на это глаза.

— Ходила я всегда по записи, и вдруг у меня случился форс-мажор. С утра сломалась стиральная машина, потоп и все такое. Как порядочный человек, я решила предупредить студию, что не смогу прийти. Уже на этом этапе меня отругали и сказали, что так нельзя. Потом я получила сообщение странного содержания.

Cкриншот сообщения, которое получила клиентка от салона

Наталье объяснили, что в следующий раз ее примут в салоне только в том случае, если она внесет предоплату на карту.

— Как правило, в любых салонах или медцентрах в ответ на предупреждение об отмене записи говорят: «Спасибо, что позвонили. Хотите ли записаться на другое время?» Ответ этой студии вызвал, мягко говоря, недоумение. Администратор абсолютно серьезно предлагает мне перечислить деньги куда-то на карту. Заранее. Просто так, чтобы записаться! А как же схема «у нас только наличные»? 

Владелица студии рассказала свою версию: клиентка по записи не явилась, предупредила об отмене перед самой процедурой.

— Накануне администратор всех обзванивает и спрашивает: «Все ли в силе? Будете ли вы завтра?» И если человек подтверждает запись, а потом не приходит, значит, он не ценит ни свое, ни чужое время. А мастера-то пришли — два человека на процедуре работают. И им нужно два часа сидеть без дела — у нас же не живая очередь, все по записи. Поэтому мы ввели такое правило: если человек не пришел на процедуру и не предупредил об этом, в следующий раз мы принимаем его с предоплатой. Если наш сервис не нравится девушке, она просто не приходит в следующий раз.

В актуальных сторис в Instagram прописаны нюансы работы с не очень пунктуальными клиентками. Обслуживать их в студии не горят желанием.

— К сожалению, это довольно частая ситуация, когда люди не приходят. А у нас мастера на проценте — им нужно кормить свои семьи. В некоторых салонах по Минску на все процедуры, которые делаются больше двух часов, изначально записывают по предоплате.

Что касается оплаты наличными, собственница объясняет: все мастера у нее — самозанятые. От них закон не требует использования кассового аппарата.

— Мастера выполняют работу по договору в устной форме, который не требует подтверждения чеком. А я оформлена как ИП: по договору оказания услуг обеспечиваю мастерам клиентскую базу, рабочие места, помещение и администрирование. За это они мне перечисляют деньги на расчетный счет, а я с этого плачу налоги. 

Так можно? Все по закону?

Для начала разберемся с оплатой наличными. Налоговый консультант Татьяна Гаенкова пояснила: формально нарушений в описанной схеме нет. Самозанятые действительно могут принимать наличные деньги и не обязаны выдавать чек. Но в случае с салоном красоты можно наблюдать «подмену трудовых отношений».

— Чаще всего такие схемы используют те, у кого раньше был салон с наемными мастерами. Теперь они оформляют работников самозанятыми и благодаря этому не платят зарплатные налоги. Самозанятые просто платят за себя единый налог. По факту, скорее всего, эти мастера работают в салоне по графику и подчиняются внутреннему распорядку, то есть это обычный найм. 

Что касается предоплаты — этот вопрос не регулируется законодательством о защите прав потребителей. Заказчик и исполнитель вместе решают, на каких условиях им сотрудничать.

— При этом согласно статьям 5, 7 и 16 Закона «О защите прав потребителей» исполнитель обязан предоставить достоверную и необходимую информацию об услуге, в том числе о способе ее оплаты и цене, — отмечает юрисконсульт ОО «Региональное общество защиты потребителей» Мария Пузырева.

Публичный договор обычно размещается на сайте либо в другом доступном для потребителей месте, например в том же Instagram. Вы читаете правила и решаете, все ли вас устраивает.

— В Беларуси действует принцип свободы договора, на основании чего исполнитель вправе установить работу по предоплате. В случае, если потребитель не согласен с такими условиями, он может их не принимать и пойти в другой салон, в котором его устроят все условия, — комментирует специалист.


машинная стирка, универсальное, 6 кг
Нет в наличии
машинная стирка, универсальное, свежесть, 6 кг, на 40 моек/стирок
машинная стирка, для цветного белья, 6 кг, на 40 моек/стирок

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро