14 968
30 мая 2022 в 17:30
Источник: Антонина Мацулевич. Фото: Максим Малиновский

«Девять тысяч за такую картину — не много». Посмотрите на самые дорогие картины выставки «Арт-Минск»

В столице прямо сейчас проходит выставка работ белорусских художников — «Арт-Минск». На ней есть работы как именитых художников, так и новичков. Каждую из них можно купить, цены абсолютно разные: можно найти себе что-то по душе за 20 евро, а можно — и за 20 тыс. евро (по курсу). Мы посмотрели самые дорогие из выставленных на ней картин и поговорили с экспертом о ценах и том, как инвестировать в отечественное искусство.

Выставка «Арт-Минск» проходит в Беларуси с 2018 года. В этом году специальное жюри просмотрело тысячу заявок, к участию допустили 550 работ из разных городов Беларуси. Большинство работ можно посмотреть онлайн, а 400 из них — вживую. Экспозиция белорусских авторов будет проходить по 12 июня в Республиканской художественной галерее (Козлова, 3).

— Один из самых высоких ценников, ожидаемо, оказался на работы Алеси Скоробогатой. Она давно сделала себе имя — побеждает во многих конкурсах, участвует в выставках и делает свою работу мастерски. Также хочется отметить работы Александра Доманова. Но, на мой взгляд, художник себя недооценил. Девять тысяч за такую картину — не очень дорого. А вот стоимость «Тела воды» Александра Нуднова (62 400 рублей) мне представляется завышенной, с учетом того, что даже холст плохо натянут, — считает наш проводник в мир искусства Екатерина Грачева.

Цену на свою работу каждый художник устанавливает сам. Она зависит от затрат на материалы (например, масляные картины стоят дороже акриловых или акварельных), времени, потраченного на работу, известности художника, страны прохождения выставки и многого другого. Конечно, можно поставить себе «интуитивно» высокую стоимость, но не факт, что этот риск оправдается.

— Каждый художник сам решает, какую цену работы установить. Это зависит от многих факторов, даже от страны экспозиции. Например, для Швейцарии стоимость работ Скоробаготой — копейки, а для Беларуси или Польши — большие деньги, — говорит эксперт. — Очень многое зависит от рекламы, и иногда этот процесс идет не самым чистым образом. Один из самых известных примеров — пиар-кампания картины «Спаситель мира», которая якобы принадлежит кисти Леонардо да Винчи. Реклама была такой громкой, что картина сомнительного авторства ушла с аукциона за рекордные $400 млн. К сожалению, искусство часто становится заложником пиара. Взять тот же пример с «Мона Лиза»: пропиаренная картина в Лувре огорожена стеклом, выставлены ограждения, но перед ней всегда огромная очередь. А в соседнем зале висят гораздо более ценные с точки зрения искусства работы да Винчи, которые можно разглядеть вплотную. Но там никогда нет очередей. Так что чем известнее и скандальнее художник, тем выше шанс, что его картины со временем будут стоить дороже.

Е.V.A. Андрея Терехова. Стоимость — 16 049 рублей

По словам эксперта, если вы решили вкладывать сбережения в искусство, то не забывайте: это долгий и рискованный процесс. Но где высокие риски — там и самая высокая прибыль. Главное для начинающего коллекционера — определиться с тематикой.

— Коллекционеры искусства собирают произведения, основываясь на своих личных предпочтениях. Вряд ли человек будет покупать из корысти то, что ему самому не нравится. Люди всегда пытаются спрогнозировать, какую ценность определенная картина может иметь в будущем. Могу сказать наверняка, что если вы хотите инвестировать в искусство, то придется вложить немало сил и средств в это. Если вы не арт-диллер, не стоит надеяться, что можно купить одну картину в надежде, что через годы она многократно возрастет в цене. Картины нужно собирать коллекциями, как, например, марки. Только каталог марок можно продать за хорошие деньги, куда реже это удастся сделать с одной маркой. Потому картины нужно также собирать коллекциями — одного автора или одного направления в живописи, одного объекта живописи (пейзажи или абстракционизм, например). У вашей коллекции должна быть какая-то общая тематика. Со временем эту коллекцию можно будет продать целиком или зарабатывать тем, что она будет выставляться в музеях.

Как вообще вкладываться в искусство и стоит ли рассматривать работы белорусских художников как предмет инвестиций?

— Инвестиции в искусство — процесс небыстрый, это нужно понимать каждому начинающему коллекционеру. Многие художники (тот же Винсент Ван Гог или Хаим Сутин) стали известными лишь после своей смерти. Именитые картины с каждым годом становятся дороже, поэтому многие коллекционеры не спешат продавать их, ожидая десятилетиями, — рассказывает Екатерина Грачева. — Это всегда было и будет рискованным делом. Ведь нет никакой гарантии, что конкретный художник когда-то станет известным, а не забудется. Можно пойти по пути наименьшего риска — покупать картины уже «раскрученных» художников, тогда есть шанс (но не гарантия), что в будущем вы сможете перепродать его работы гораздо дороже. Но и стоимость таких работ уже сейчас будет соответствующей.

— Второй вариант — искать самородков без имени, предполагая, что когда-то художник прославится. Такой вариант куда более рискованный, но и менее затратный. На мой взгляд, многие белорусские художники стоят того, чтобы их коллекционировать. Если уж белорус берется за картину, то он сделает все максимально ответственно и профессионально. А если он ее еще и для участия в выставке отправил — так там наверняка будет шедевр. Я абсолютно убеждена в том, что белорусское искусство пока недооценивают, но со временем интерес к нему возрастет во всем мире. И такие экспозиции — прекрасная возможность не только узнать больше о нашем искусстве, но и купить картины по адекватным ценам, — подытожила Екатерина Грачева.


Источник: Антонина Мацулевич. Фото: Максим Малиновский