Истории с дешевыми креслами-коконами продолжают волновать фантазии белорусов по всей стране. Сотни (тысячи?) людей хотели дешево покачаться, но покачают только головой. Последний рецепт мошенников — взлом аккаунтов реальных мебельных магазинов. Так больше доверия.
Беларусь — окраина русскоязычного мошеннического мира. Тут никогда не было больших денег. Обычно это не повод для гордости, но в случае со всякой молодежно-пенсионно-пирамидальной чушью относительно неплохо оберегало. С местами основных заработков всегда лучше справлялись Россия с Украиной. Там же плодились разные схемы — от самых тупых до невероятно изящных.
Сегодня речь о тупой, но эффективной. Редкие новости из прошлогодней России, не связанные с Украиной, касались, кроме прочего, каких-то коконов. Мошенники через Instagram дешево предлагали ротанговые подвесные кресла-мешки (коконы), собирали деньги и пропадали. Возможно, сейчас эти гусенички плели бы коконы и дальше у себя дома, но в России проблема с Instagram. А в Беларуси проблем не меньше, но они не были очевидно связаны с Instagram — а теперь и с ним.
Николай Шамурадов последние несколько лет (говорит, пять) развивал инстаграм-аккаунт своего мебельного бизнеса. Первый раз его сломали в начале апреля — еле отбился. Второй раз не дали досмотреть финал Лиги чемпионов, сообщив неприятные новости, — уже смеялся. Теперь хочет убить аккаунт, потому что тот, как ходячий несоженный труп из «Игры престолов», сеет в сети зло.
— У нас есть мебельное производство и несколько салонов в Минске и Москве. Я сам начинал этот бизнес и его сопровождение в инстаграме. Одним из первых стал накладывать музыку на картинки мебели — веселились как могли: ну кому интересны посты про диваны… И это работало! В день подписывалось по 500 человек. Снимал все подряд.
Снимал, снимал и… (ссылка на инстаграм-аккаунт)
— Первый раз взломали 10 апреля. Я тогда был в Москве. Стали приходить какие-то сообщения о необходимости ввести код и так далее — сигналы. Потом меня выбросило со всех страниц: российской, белорусской, личных. Захожу в аккаунт — а там уже какую-то кухню продают со скидкой.
Начальник нашего производства обратился в директ — и получил ответ: страницу взломали, пусть собственник пишет.
Николай — горячий. Вступил в переписку на уровне: «А ты кто? Я тебя… на тебя… найду и…» До обсуждения суммы выкупа так не дошли.
Через короткое время он стал получать сообщения от обманутых белорусов: мол, оплатили ротанговое кресло, когда можно забрать и все такое.
— Сколько человек пострадало, я не знаю. К нам обратилось больше десятка: мол, качели у вас оплатили — где качели? Уверен, пострадавших больше, но они стесняются.
Шамурадов понял, что аккаунт взломали через почту, не защищенную двухфакторной аутентификацией, и завел новый аккаунт, где крупно написал: прошлый взломан, не ведитесь.
Посмотреть эту публикацию в InstagramПубликация от @hypemebel.by
Параллельно пробовал через аутентификацию по видео добиться восстановления прав. И добился, когда мошенники запостили его видео.
— Они сделали все, но не поменяли номер телефона. Я через номер телефона и кнопку «Что-то пошло не так» связал свой аккаунт с фотографией самого себя. Это случилось в начале мая. Почистил следы мошенников, настроил двухфакторку и написал им что-то типа «Ловите белорусскую силу»…
Еще до этого Николай отнес заявление в милицию: аккаунт увели, вот вам данные платежных карт, на которые переводят деньги обманутые белорусы. Там все приняли, но пришли к ожидаемому выводу: итоговые получатели денег занимаются криптовалютой и все вроде на законном уровне, происхождение прихода не отследить.
28 мая Николай получил новое сообщение: «Лови нашу силу…» Так аккаунт увели второй раз. Как это случилось технически, он уже не понимает.
— В первый раз у меня морщина на лбу появилась от нервов. Мне же звонят клиенты, а я им объясняю: вы перевели деньги мошенникам. Но все равно ругаются на меня. Это угнетало.
А теперь я рассмеялся: вот же принципиальные…
Меня выкинули, просто как котенка, за шкирку в окно — даже никаких предупреждений не приходило.
В дальнейшей переписке угонщики предложили оплатить по 1 российскому рублю за каждого подписчика.
— Недорого, чуть больше $1000. Потом меня якобы поставят в таблицу оплаченных, и — дело чести — угон не повторится. Но я же понимаю, что это такой же развод, как и с коконами. Раз заплатишь — и ничего не вернут. Я ответил: «Ты мне возвращаешь страницу, а я тебе — половину суммы». Не сложилось. Сказали, что их работа стоит дороже. «Чья, школьников?» — «Да, школьники теперь требовательные».
Сегодня ситуация не забавляет, но и не сильно напрягает. Я не верю, что аккаунт можно вернуть. Изначально оценивал его в $20—30 тыс.: там были хорошие охваты. Но мошенники испортили их вместе с кармой. Я бы уже сносил его. Поэтому попросил всем жаловаться на угнанную страницу. Но мы не можем ее снести: администрации Instagram из-за Украины вообще пофиг на белорусские проблемы.
Самое неприятное, что кто-то умудряется перевести деньги. Как можно вестись на ротанг? Комменты в постах закрыты, голосом заказать невозможно, какие-то отмазки про закрытые магазины — ну куда вы переводите деньги?
Я хотел успокоить одного пострадавшего. Муж с женой приходили в салон смотреть стул, выбрали. Через несколько дней запросили покупку через «инсту» с доставкой. Им дали цену ниже, но с предоплатой — это уже были мошенники. А потом покупатели звонят мне с наездом: слушайте сюда, верните деньги, и мы забудем. Они потеряли 200 рублей, а я — годы, которые вел аккаунт.
Юридически Николай теперь не ответственный — с тех пор как заявление легло на стол в милицию.
Короткий комментарий милиции: «Московским (города Минска) РОСК возбуждено уголовное дело по факту доступа к компьютерной информации Шамурадова».
Шамурадов уверен, что произошедшая с его аккаунтом неприятность — эхо ухода Instagram из России: тот рынок закрылся, все мошенники хлынули в Беларусь и Казахстан с этими коконами.
— Сколько денег вы потеряли от «угона», предполагали?
— У нас недешевая мебель, поэтому снижение продаж произошло в связи с миграцией потенциальных покупателей. Сколько из этого снижения легло на долю угнанного аккаунта, посчитать невозможно.
На новый перешли меньше 15 тыс. подписчиков — для мебельной тематики неплохие показатели, но не то, что было.
В целом все случившиеся не смертельно, у нас были и остаются офлайн-магазины. Вот если бы весь бизнес строился на инстаграме, было бы больнее. Теперь я в таком понимании: без соцсетей вести дела сейчас невозможно, но уверенности в сохранности нет — считаю, что любая страница уязвима.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by