А вы знали, что современный туризм придумали воинствующие трезвенники? Спасибо за «все включено»

16 июля 2022 в 8:00
Источник: Семен Махрут

А вы знали, что современный туризм придумали воинствующие трезвенники? Спасибо за «все включено»

Люди путешествовали во все времена, без материальной выгоды и в основном по делам совершали разве что паломничества. Вояжи для удовольствия и познания новых мест устраивали немногие богатые и благополучные да редкие одиночки. А туризм в современном понимании — как организованная, платная и массовая услуга — возник сравнительно недавно. И его появление не просто известно — оно задокументировано, зарисовано и сфотографировано. Сегодня мы расскажем, откуда появился современный туризм и кто этому поспособствовал.

Кем были первые туристы

Вы удивитесь, но они были воинствующими абстинентами, завязавшими алкоголиками и просто бывшими пьяницами.

Почему так вышло? Начнем издалека: потому что положение английских рабочих в середине XIX века было не лучше, чем у питерских пролетариев перед революцией, а может, еще и хуже. Отпусков тогда не было, в единственный воскресный выходной рабочий человек успевал вырваться только в алкогольное забытье. Но покоя не было и там: в Англии активно действовали общества трезвости, которые вкупе с религией давили непосредственно на совесть.

Однако вот из этого внутреннего напряжения произошла не революция и даже не массовый срыв, а новая сфера услуг. Благодарить за это нужно конкретного человека по имени Томас Кук.

Кто такой Томас Кук

Он родился в 1808 году, рано потерял отца, рано пошел работать, что тогда было нормой для выходцев из бедных семей. Кук освоил несколько профессий, но, кроме того, имел убеждения: в 18 лет стал баптистским проповедником и наряду с общими религиозными доктринами проповедовал отказ от пьянства. Правда, обет трезвости он принял не сразу, а в 25 лет, уже в городке Маркет-Харбор на юге Англии, где жил, работал, проводил антиалкогольные собрания и марши. Его жена открыла гостиницу, где нельзя было пить и курить.

Началось все с железной дороги. В городке Маркет-Харбор она появилась в 1840 году. В июле 1841-го в Лафборо, за 12 миль от Лондона, проходил очередной съезд трезвенников. Здесь Томас Кук проявил себя как переговорщик и организатор. Он убедил главу железнодорожной компании сделать его обществу скидку, зафрахтовал поезд, под звуки оркестра посадил в него 570 человек и отправил в путешествие.

Учтите, что железная дорога тогда была экстримом: рев, лязг, дым, невероятная по сравнению с конной тягой быстрота — как раз чтобы отвлечься от острого желания выпить. Это стоило всего 1 шиллинг с пассажира — примерный заработок рабочего за день.

Все оказались весьма довольны: трезвенники получили новые впечатления, железная дорога — рекламу. Томас Кук, в отличие от многих первооткрывателей, сразу все понял. 5 июля 1841 года он написал в дневнике: «I had the honor to lead the first public railway excursion in the history of England» («Мне выпала честь возглавить первую в истории Англии общественную железнодорожную экскурсию»).

И последовало продолжение

Вначале отец современного туризма катал по Англии собратьев-трезвенников и учащихся воскресных школ. Потом он рассудил, что поездки в любом случае отвлекают от пьянства, и в путешествия стали брать не только трезвенников. Так совпало, что именно в сороковые годы позапрошлого века у английских рабочих появились регулярные отпуска.

В 1845 году организовали экскурсии в Ливерпуль — и не в стоячем вагоне третьего класса, а с комфортом. Список услуг рос, к поездкам прилагались проживание, питание, другие развлечения — уже без благотворительной составляющей, без проповедей, обязательной трезвости, но за полную плату. Вот тогда туризм стал по-настоящему массовым и коммерческим. Счет желающих шел на тысячи, билеты заказывали заранее.

В 1846 году Томас Кук верно угадал интересы английской публики: горы, замки, баллады, герои Вальтера Скотта — и повез три сотни туристов в Шотландию. Еще Кук сумел договориться с некоторыми аристократами, чтобы они допустили туристов посмотреть на их поместья.

Через 10 лет после первой поездки Томас Кук доставил на Лондонскую всемирную выставку порядка 160 тыс. туристов. Это был 1851 год.

Скоро стали ездить в Ирландию, Уэльс, потом в континентальную Европу. В этом же 1851 году Томас Кук открыл в столице туристическое агентство Thomas Cook и магазин для путешественников, в котором продавались чемоданы и путеводители.

В 1855 году агентство отправляло посетителей на Всемирную выставку в Париже.

Здесь Куку не удалось договориться о скидках с пароходными компаниями. Пришлось выбирать маршрут подешевле, и это подтолкнуло к первому туру по Западной Европе. Отплывали из небольшого порта Харвич, прибывали в Антверпене, потом туристы увидели Брюссель, Кельн, Гейдельберг, Страсбург, пейзажи нескольких стран из окна вагона и финишировали в Париже. Обратно отплывали из Дьепа или Гавра. В 1860 году у Кука уже продавали туры в Египет. Кстати, англичане тоже предпочитали эту страну зимой и ценили ее экзотику.

В 1869 году Кук доставил христианских паломников в Иерусалим. До этого паломничество простого человека представлялось скорее подвигом, но Кук взялся обеспечить комфорт и безопасность — первых 60 религиозных туристов опекали 77 охранников, а все необходимое вез целый караван. В это же время по просьбе индийского колониального правительства Кук доставил в Мекку индусов-мусульман.

К старшему Куку присоединился его сын Джон. Его усилиями, кроме всего прочего, развивались путешествия через Атлантику и туры по США.

В 1872 году Thomas Cook & Son организовали первый кругосветный тур — 29 тыс. миль за 222 дня: из Великобритании в Соединенные Штаты на пароходе через Атлантику, поездом через США из Нью-Йорка до Сан-Франциско, снова пароходом в Японию, Китай, потом из Сингапура через Индийский океан к Аравии, потом через Каир в средиземное море. Это уже не тур для бедных: все перечисленное обходилось примерно в 300 фунтов стерлингов (на нынешние деньги это $30—40 тыс.). Но публика была в восторге, спрос превышал число мест. Одним из первых услугой воспользовался писатель Марк Твен, и его книга «Простаки за границей» написана как раз об этом путешествии.

В 1878 году старший Кук уступил правление компанией сыну. Джон Кук делал примерно то же, но с бо́льшим упором на коммерческую составляющую, продукты для обеспеченных клиентов. Фирма стала не просто международной — к 1885 году она имела 120 офисов в Британии и за границей. А в 1890-м Thomas Cook & Son продала три с четвертью миллиона туров.

В 1919 году фирма Кука одной из первых начала возить туристов на самолетах.

Про успех, профессиональный и коммерческий

На пике славы агентством Thomas Cook & Son вместе управляли старший Кук Томас и его сын Джон. Взгляды отца и сына заметно различались. Старший по-прежнему увлекался благотворительностью, старался организовать отдых бедняков, обращал особое внимание на нравственность. Кстати, в первые годы он многое делал за собственные деньги, которые не всегда возвращались. Например, Кук получал определенный процент от железнодорожных компаний, но тратил деньги на новые путешествия и благотворительность, а жил на другие доходы.

Томас Кук умер в 1892 году в возрасте 83 лет. В наследство сыну он оставил процветающий международный бизнес и капитал в 2497 фунтов стерлингов — по тем временам немало, но не богатство, а стоимость 8 билетов в кругосветное путешествие.

Его сын, Джон Кук, считал нравственность личным делом клиента и больше занимался бизнесом. Он пережил отца всего на шесть лет, умерев в поездке от дизентерии в 1898 году. Кук оставил детям 663 534 фунта — в 265 раз больше, чем получил. Его дети продали весь бизнес в 1920 году уже за миллионы.

Так в чем же заслуга старшего Кука — неужели только в первом шаге? Отнюдь! Он не только проложил первые маршруты, но и создал компанию. Международный формат и немалые обороты фирма приобрела еще под управлением старшего Кука, а его сын развил и монетизировал успех.

У старшего Кука еще не было капитала, но было то, что ценилось в викторианской Англии и респектабельном бизнесе: у него была репутация. Если Кук брался за дело, туристы более ни о чем не беспокоились.

После парижской Всемирной выставки Кука благодарил император Наполеон III. Наследник английского престола послал в тур фирмы Кука своих детей. Ему доверяли христиане и мусульмане. И даже советский писатель Самуил Маршак, которому вообще не положено хвалить капитализм, написал так:

«Кук
Для вас
В одну минуту
На корабле
Приготовит каюту,
Или прикажет
Подать самолет,
Или верблюда
За вами
Пришлет,
Даст вам
Комнату
В лучшем отеле,
Теплую ванну
И завтрак в постели».

Именно у Thomas Cook & Son появились дорожные чеки, чтобы обезопасить туристов от краж; распространились буклеты и путеводители; обрел популярность оздоровительный туризм, школьные экскурсии, речные круизы, трансатлантические и кругосветные туры. И, может быть, самое главное — стал нормой принцип «все включено».

Чем все закончилось

Внуки Томаса Кука продали фирму еще в 1920 году, но качество услуг от этого не пострадало. Потом были неспокойные тридцатые, Вторая мировая война. Часть фирмы в континентальной Европе забрали нацисты. Великобритания национализировала активы на своей территории. Потом все вернулось в частные руки, но это уже была одна из многих фирм только с громким именем. В 2019 году Thomas Cook & Son обанкротилась. Бренд и то, что осталось, приобрела международная компания во главе с китайским миллиардером Го Гуанчаном.

раскладные, 3-местные, каркас: сталь, сидение: мягкое, до 280 кг
3-местные, каркас: сталь, сидение: мягкое, до 180 кг
3-местные, каркас: сталь, сидение: мягкое, до 180 кг

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by

Источник: Семен Махрут