На шоколадной полке прямо сейчас происходят необратимые (или нет) изменения: остатки европейских плиток собираются в маленькие островки, чтобы освободить пространство тем, кто не попал под контрсанкции. Среди исчезающих видов — цветастые Ritter Sport, которые приучили нас к квадратной форме и щедрым орехам. Мы посмотрели, чем производители и торговля хотят их заменить: среди аналогов есть и белорусская шоколадка, на которую вы могли никогда не обращать внимания.
Внезапные последствия контрсанкций: квадратного шоколада количественно стало даже больше, чем раньше. Может ли это компенсировать отсутствие Ritter Sport? Взяли для распаковки по одному виду у каждого производителя.
Откуда вообще взялся этот феномен квадратного шоколада, где круги или на крайний случай ромбы? Все из-за Альфреда Риттера и Клары Гёттле. Они решили вступить в брак, а потом и в совместный бизнес. Фабрика Ritter Sport в Германии появилась в 1912 году, но первые именно квадратные плитки датируют 1932 годом.
Официальная легенда звучит так: Клара заметила, что классические шоколадки легко ломались в карманах обычных спортивных курток, и вместо этого предложила делать квадратный шоколад, который имеет тот же вес, что и обычная плитка, но более компактный и не ломается так просто.
Компания Alfred Ritter GmbH&Co оформила эксклюзивное право на квадратную плитку как «трехмерный товарный знак», так что в Германии не может быть другого шоколада в форме квадрата. Это практически десять лет пытался оспорить в суде американский Mondelēz, производитель Milka. Не получилось: Верховный федеральный суд Германии решил, что использовать квадратную форму шоколада может только Ritter Sport.
У остатков Ritter Sport ценник гуманный, если сравнивать с мартовским — ореховые виды стоят 5,90 рубля, они подорожали на 10%, по нынешним меркам это не хорошо, но и не ужасно. Зато здесь честные 100 граммов, сейчас для шоколадок это редкость.
На сайте производителя такая же упаковка стоит 1,49 евро, если переводить по нынешнему курсу, это 3,7 белорусского рубля. С одной стороны, эти шоколадки ехали к нам в конце прошлого года по курсу в районе 3 рублей, с другой — тогда никто не говорил о сложностях с логистикой и других дополнительных тратах.
Сейчас Ritter Sport по-прежнему семейный бизнес, в 2021 году объем продаж составил 505 миллионов евро, а шоколадки продаются больше чем в ста странах. Беларусь из этого списка скоро уйдет. Немецкие квадратики пока еще есть в паре гипермаркетов и на Комаровке.
Несмотря ни на какие судебные споры, шоколад Ritter Sport не уникален. Другие компании используют аналогичную форму, на белорусской полке сейчас больше всего аналогов из Турции.
Турецкий производитель Bolçi начинал в 1998 году. Связаны ли ее квадратные плитки с желанием импортозаместить Ritter Sport, не сообщается, но вообще в Турции достаточно много квадратов такой формы. Свои успехи компания описывает расплывчато, но упоминает про экспорт в 22 страны. В этом году к ним добавилась и Беларусь.
На наших полках сейчас две линейки от этого производителя — Beyoğlu Çikolatası с цельными орехами и BiMola с орехами в сочетании с айвой, голубикой, ягодами годжи и другими добавками.
Шоколад из первой серии запечатывают в богатую коробочку (больше никто себе это не позволяет) и фольгу. Внутри 90 граммов, из которых 30% должно быть орехами, по крайней мере так обещает производитель.
Плитку поделили на три дольки, выглядит, как будто думали не про удобство еды, а как красиво поместить название на шоколад.
В составе ничего, что могло бы смутить.
А вот цена может удивить. 9,99 рубля — это фактически цена швейцарского Lindt (его тоже остались последние плитки). Еще обиднее, если сравнить с ценой на сайте производителя, где он стоит 30 турецких лир, по нынешнему курсу это 4,2 белорусского рубля.
Бренд Ülker может быть вам знаком по жвачкам из 90-х. Теперь пришло время познакомиться и с шоколадом.
Ülker — самый крупный пищевой конгломерат Турции, кроме шоколада, он выпускает печенье, вафли, молочные продукты, напитки и детское питание. Наследник компании Мурат Улькер является самым богатым человеком Турции по версии Forbes.
Этот шоколад почти в два раза дешевле Bolçi, но, если сравнивать его цену у нас и в Турции, может стать немного больно: там он стоит 12 лир, или 1,7 рубля. Дорога и что-то еще стоит больше, чем сам продукт? В общем, есть вопросы.
Здесь тоже свое представление о дольках. Как ровно ломать плитку? Производитель не заморачивался, и вам не нужно.
Куда более странным выглядит, что на этикетке пишут про цельный фундук, а внутри он дробленый. Если верить производителю, там его 17%.
Неприятное открытие — в квадрате всего 65 граммов. Производители готовятся легализовать шоколадки по 50 граммов?
Обычно на место исчезающих в Беларуси видов еды первыми приходят российские аналоги. С квадратными шоколадками не так, пока приехала только Fantola.
Возможно, причина в том, что Ritter Sport принял решение не уходить из России и продолжать поставки, а в нулевых немецкая компания даже некоторое время выпускала шоколад в Московской области. В 2008 году Ritter Sport прекратил производство, объяснив это сложностями с поставкой качественных ингредиентов, хотя участники рынка называли и другую причину — фабрику, где находилось производство, купила корпорация Wrigley.
В августе этого года появилась информация, что якобы владелец Ritter Sport хочет выпускать шоколад под другим брендом в России на предприятии «Черноголовка», где уже делают аналог Coca-Cola. Но это быстро опровергли. На «Черноголовке» предположили, что такая информация появилась, поскольку у предприятия есть похожий продукт — шоколадки Fantola.
Линейка Fantola достаточно скромная: всего четыре вида шоколада с начинкой и печеньем. Вот вкус «Голубая малина».
Самой малины в составе предсказуемо нет, зато не жалели красителя. В одной плитке 66 граммов.
И снова удивительные цены, но на этот раз мы платим меньше, чем в стране-производителе: в России этот шоколад стоит в 1,6 раза дороже.
Вы могли не знать о существовании Bon Journee, но ему уже пять лет, и это даже не первый квадратный белорусский шоколад. Однако обо всем по порядку.
Сначала (это в 2013 году) на гомельском «Спартаке» появился Lumiere. Если забыли, «Гугл» все помнит: вот так выглядела линейка молочного шоколада с йогуртовыми начинками.
«Продукция фабрики „Спартак“ в основном популярна среди людей от 35 лет и старше. Молодежи нам особо нечего было предложить. Поэтому появление бренда Lumiere — отнюдь не случайность», — рассказывало в 2013 году руководство «Спартака».
На предприятии нам уточнили, что квадратный шоколад тогда стали делать после очередной модернизации. Говорят, оборудование покупали немецкое, понадобился механизм для отлива шоколада, формы и упаковочный автомат, чтобы запечатывать квадраты, а не прямоугольники.
— На этой линии никогда не было шоколада с начинками, когда закупили новое оборудование, появился квадратный шоколад а-ля Ritter Sport.
Но через несколько лет шоколад, который задумывался как импортозамещение, сняли с производства.
— Если, например, конфеты «Аэрофлотские» покупают десятилетиями и на них всегда большой спрос, то производство не останавливается. А если линейку перестали выпускать, значит, такого большого спроса не было, — объясняют на «Спартаке.
В 2017 году была еще одна попытка квадратного шоколада, так появился Bon Journee. Сейчас 80 граммов стоят невероятные 1,42 рубля — похоже, это одна из самых бюджетных шоколадок.
Маркетологи предприятия уточняют, что это были две разные линейки, Lumier на молочном шоколаде, Bon Journee — на горьком и с другими вкусами. Изначально разработали четыре вида, теперь в производстве два, с яблочным штруделем и бананом.
Специалисты говорят, что технически можно выпускать и шоколад с цельными орехами наподобие классики Ritter Sport. Но конкретных планов по новому квадратному шоколаду сейчас нет, хотя периодически эта тема всплывает.
Может, есть у «Коммунарки»? Планы насчет новой продукции на предприятии не раскрывают, «чтобы не выдать коммерческую тайну».
Пока выбираем из того, что есть.
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by