29 сентября 2022 в 14:08
Автор: Ольга Прокопьева. Фото: Александр Ружечка, Иллюстрации: Максим Тарналицкий
Спецпроект

Регистрируем ИП и организацию с пошаговым планом. Как это сделать быстро?

Автор: Ольга Прокопьева. Фото: Александр Ружечка, Иллюстрации: Максим Тарналицкий

Если вы решили создать собственный бизнес, на каком-то этапе придется изучать законодательство и заполнять документы. При этом важно не наделать ошибок. Вместе с «МТБанком» составили полезный гайд, как сейчас обстоят дела с регистрацией ИП и организаций, сколько это стоит и что вам надо будет сделать. 

В какой форме открывать бизнес?

Все детали открытия своего бизнеса разъясняет директор ООО «Эксперт Легал Сервис» Евгений Скрунда.

Для начала стоит определиться, нужно вам регистрироваться для ведения бизнеса или нет.

Если вы хотите работать как самозанятый, регистрация не нужна, здесь действует уведомительный принцип: достаточно прийти в налоговую, написать заявление, получить УНП и уплатить сумму единого налога. На этом все — можно приступать к работе. Важно учесть, что есть фиксированный список видов деятельности, которыми можно заниматься (делать это нужно самостоятельно, без привлечения других людей).

Если у вас далеко идущие планы — масштабировать бизнес и нанимать работников, тогда понадобится регистрироваться. Это можно сделать в форме ИП, унитарного предприятия, общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, открытого или закрытого акционерного общества. Как показывает практика, самые популярные формы, чтобы стартовать с самостоятельным бизнесом, — это ИП, ЧУП и ООО.

ИП может создать практически любой человек. В этой организационно-правовой форме один учредитель (сам ИП), есть возможность нанять до трех работников, не нужно арендовать офисное помещение для юридического адреса.

Частное унитарное предприятие отличается тем, что имущество находится у юрлица на праве хозяйственного  ведения, а принадлежит учредителю. То есть у ЧУП нет собственного имущества.

Это отличает его от общества с ограниченной ответственностью, где имущество принадлежит ООО. Все, что вносится в уставной фонд ООО, принадлежит обществу, оно отвечает по своим обязательствам этим имуществом.

ОДО как форма бизнеса схоже с ООО, главное отличие — в финансовой ответственности учредителей. Они берут на себя дополнительную ответственность в погашении обязательств предприятия (минимум 50 базовых величин).

Акционерные общества, как правило, открывают для масштабных проектов с серьезными финансовыми вливаниями, там процедура регистрации предусматривает больше этапов и бумажной работы.

Что выбрать — ИП, ЧУП или ООО?

Это зависит от целей и масштабов вашего бизнеса. ИП и ЧУП регистрируются одним лицом, учредителями ООО могут стать не более 50 человек включительно. Юридический адрес ИП не требуется, в свидетельстве будет указан адрес вашей прописки. ЧУП может быть зарегистрирован в жилом или нежилом помещении, ООО — только в нежилом.

ИП ЧУП ООО
Количество учредителей 1 От 1 до 50
Юридический адрес Не требуется Жилое или нежилое помещение Нежилое помещение
Наем работников Не более трех Нет ограничений Нет ограничений
Налоги
  • Общая система налогообложения
  • Упрощенная система налогообложения
  • Единый налог
  • Общая система налогообложения
  • Упрощенная система
  • Общая система налогообложения
  • Упрощенная система
Ответственность учредителя Если у ИП есть долги, но не осталось имущества, используемого в предпринимательской деятельности, или денежных средств, то предпринимателю придется отвечать своим личным имуществом. В то же время есть список того, что не могут забрать у должника, — квартиру или дом (если должник и его семья постоянно в них проживают), некоторую бытовую технику, мебель, одежду и т. д. ЧУП отвечает по своим обязательствам всем имуществом, которое находится у него на балансе. При этом учредитель не отвечает по долгам ЧУП своим имуществом (квартирой, машиной и т. д.). Из этого правила есть одно исключение: если банкротство юрлица вызвано виновными действиями собственника его имущества, а у ЧУП недостаточно имущества, чтобы погасить долги. Учредитель ООО не отвечает по его обязательствам и несет риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости внесенного им вклада. Но если банкротство ООО вызвано виновными действиями его учредителей и организация не может сама погасить долги, то на учредителей в судебном порядке возлагается субсидиарная (дополнительная) ответственность по долгам компании.

Регистрируем бизнес самостоятельно: пошаговая инструкция

Хочу открыть ИП

Если вы решили открыть ИП, первое, что надо сделать, — подготовить документы и обратиться в регистрирующий орган по месту вашей регистрации. Для жителей Минска это будет управление регистрации и лицензирования главного управления юстиции Мингорисполкома на проспекте Пушкина, 42 (но пока в столице временно не регистрируют ИП).

Есть два варианта: подать документы лично или через портал Единого государственного регистра юрлиц и ИП. В последнем случае понадобится электронная цифровая подпись (ее оформляют в Информационно-издательском центре по налогам и сборам и в Национальном центре электронных услуг, услуга платная). Если у вас уже есть ЭЦП физлица, можно заполнить заявление онлайн и прикрепить цифровое фото.

Первый вариант с личной подачей более популярный, поэтому рассмотрим его. Для регистрации ИП вам нужно взять с собой паспорт, заявление утвержденной формы, фотографию размером 3×4 или 4×5 см.

Перед этим нужно уплатить госпошлину (0,5 базовой величины, сейчас это 16 рублей), сделать это можно в банке или через ЕРИП. Реквизиты для оплаты через банк можно уточнить на сайте регистрирующего органа. При подаче документов нужен будет оригинал или копия квитанции, если платили через ЕРИП — подтверждающих документов не нужно, только номер операции.

Свидетельство о регистрации ИП вам выдадут сразу же либо на следующий рабочий день. В течение пяти рабочих дней также выдадут документ о постановке на учет в налоговой, «Белгосстрахе» и ФСЗН.

Хочу открыть организацию

Если вы решите регистрировать организацию, то цепочка ваших действий будет длиннее. Для ЧУП и ООО действуют похожие схемы  с минимальными отличиями.

Первое, что вам нужно будет сделать, — принять решение учредителя (или составить протокол учредительного собрания для ООО с несколькими участниками) о создании юрлица. Оно оформляется в письменном виде. Утвержденной формы нет, нужно руководствоваться основными правилами делопроизводства.

Затем надо будет согласовать в регистрирующем органе наименование. Это нужно, чтобы убедиться, что нет юрлица с таким же названием или сходным до степени смешения. Чтобы получить справку о согласовании наименования, нужно лично обратиться в регистрирующий орган с заявлением, отправить его почтой или оставить онлайн на сайте ЕГР. В ответ вы получите справку о согласовании (срок ее действия — 1 месяц, она нужна при регистрации) либо об отказе. Если хотите проверить, использует ли кто-то такое название, это можно сделать онлайн здесь.

После этого есть смысл подумать, где будет находиться юрлицо и какой у него будет юридический адрес. Здесь у ЧУП и ООО будут разные условия: унитарное предприятие может находиться по месту регистрации учредителя, для ООО обязательно нежилое помещение. Пока у вас нет фирмы, вы не можете заключить от ее имени договор аренды, но можете получить гарантийное письмо у арендодателя, чтобы указать адрес в документах о регистрации. При регистрации предоставлять гарантийное письмо не нужно, это просто ваша подстраховка, чтобы понимать, на какой адрес регистрировать компанию. Так, если владелец помещения внезапно вам откажет, нужно будет получать новые документы с измененным адресом.

Затем нужно подготовить устав юрлица. Что он должен содержать, прописано в статье 14 закона «О хозяйственных обще­ствах». Устав — это главный документ юрлица, он полностью определяет его деятельность — от того, кто является владельцем бизнеса, до того, как распределяется прибыль и выбирается директор. В документ стоит внести все, что потом поможет разрешить споры или минимизировать их число внутри компании.


Партнер проекта — «МТБанк»

Бесплатный сервис «МТБанка» «Регистрация бизнеса» позволяет сэкономить время на поиске необходимых бланков, составлении устава и заполнении пакета документов для регистрации. Все просто: заполняете онлайн-анкету на сайте банка, уже через 5 минут получаете все необходимые документы на e-mail, распечатываете в соответствии с инструкцией и можете сразу предоставлять их в регистрирующий орган.

Далее для клиентов «МТБанка» доступно бесплатное открытие счета с безлимитом платежей на тарифном плане «Твой счет», а с августа есть специальный бонус — онлайн-овердрафт для бизнеса до 50 000 BYN.


Затем можно определиться с формированием уставного фонда юрлица. По законодательству он должен быть сформирован не позднее 12 месяцев с момента учреждения юрлица.

За регистрацию юрлица уплачивается 1 базовая величина (сейчас это 32 рубля). Она перечисляется в соответствующий бюджет территориальной единицы, где происходит госрегистрация, реквизиты можно уточнить в регистрирующем органе, для Минска актуальные реквизиты можно найти здесь. Платить можно в банке или через ЕРИП, в первом случае нужна квитанция или ее копия, во втором — номер операции.

После этого можно обращаться в исполком для регистрации (в Минске это управление регистрации и лицензирования главного управления юстиции Мингорисполкома). Резюмируем, что вам понадобится с собой, кроме паспорта:

  • заявление о регистрации организации;
  • решение учредителя или учредительного собрания;
  • справка о согласовании наименования;
  • устав в двух экземплярах и его электронная копия на флешке в формате .doc или .rtf;
  • квитанция об оплате госпошлины или ее копия (при оплате в ЕРИП не нужно).

Юрлицо считается зарегистрированным в день проставления штампа на уставе и внесения соответствующей записи в Единый государственный регистр юрлиц и ИП. В течение пяти рабочих дней выдают извещение о постановке на учет в налоговой, ФСЗН, «Белгосстрахе».

Что делать, пока ИП не регистрируют в Минске?

С 17 сентября 2021 года в Минске приостановили регистрацию индивидуальных предпринимателей. В Мингорисполкоме объяснили «техническими причинами». При этом новые ИП все это время без проблем могут регистрироваться за пределами Минска.

Первый вариант, что делать, — регистрация ИП не в Минске. Однако есть важный нюанс: регистрироваться в качестве ИП нужно по месту своей постоянной регистрации, которая указана в вашем паспорте. Законодательство не запрещает вам сделать регистрацию в условных Смолевичах, оформить там ИП и заниматься предпринимательской деятельностью в Минске. При этом нужно помнить, что вы будете «привязаны» к налоговой и ФСЗН того региона, где вы зарегистрированы. То есть стоит подумать, удобно ли вам будет приехать, например, из Минска в Брест или Гомель, если дистанционно не получится решить какой-либо вопрос.

Второй вариант — регистрация ИП не в Минске с последующим внесением изменений в свидетельство о госрегистрации в столице. С 10 мая 2022 года  возобновили госрегистрацию изменений, вносимых в свидетельство о госрегистрации ИП. Речь идет о возможности вносить изменения, связанные с переменой фамилии, имени, отчества и места жительства. То есть вы можете зарегистрировать в другом городе и открыть ИП, а затем перерегистрироваться в Минске. Процедура займет некоторое время, учитывая, что вам дважды придется менять регистрацию в паспорте, сменить налоговую и ФСЗН. Перерегистрация ИП — услуга платная, сейчас стоит 0,25 базовой (8 рублей).

Третий вариант — открыть ООО или ЧУП в Минске вместо ИП. Как это сделать, читайте инструкцию вверху.

Кто и какие налоги должен платить?

Использовать общую систему налогообложения могут абсолютно все субъекты, никаких ограничений нет. Упрощенку можно применять при соблюдении определенных требований и если ИП или юрлицо занимается определенными видами деятельности.

Применять в 2022 году УСН могут организации, где работает не более 50 человек и валовая выручка за год не превышает 2,15 миллиона рублей. Для ИП критерием является выручка до 500 тысяч рублей.

Для ИП в 2022 году есть выбор из трех вариантов:

  • Общая система налогообложения. Подразумевает уплату подоходного налога, который составляет 16% от разницы между доходом и затратами.
  • Упрощенная система налогообложения. Налог составляет 6% от валовой выручки.
  • Единый налог. Такая схема подойдет ИП, которые занимаются определенными видами деятельности (список можно посмотреть в статье 337 Налогового кодекса). Размер единого налога зависит от того, чем и где вы занимаетесь. В столице налог будет выше, чем в регионах.

С 1 января 2022 года не могут применять упрощенку ИП, оказывающие услуги. Исключения сделаны для туристической деятельности; деятельности в сфере здравоохранения; деятельности сухопутного транспорта; услуг в сфере общественного питания; деятельности в области компьютерного программирования.

С 2023 года для индивидуальных предпринимателей готовятся очередные новшества — обсуждается отмена упрощенной системы налогообложения и увеличение ставки подоходного налога.

Организации могут выбирать между общей и упрощенной системой налогообложения.

При общей системе налогообложения общая ставка налога на прибыль составляет 18%. При этом ставка может быть выше или ниже в зависимости от вида деятельности и региона (областные Советы депутатов или по их поручению местные Советы депутатов базового территориального уровня и Минский городской Совет депутатов имеют право увеличивать не более чем на 2 процентных пункта ставку налога на прибыль). Упрощенная система налогообложения предполагает уплату 6% от всей выручки.

Личный опыт

Игорь Будник, владелец компании «АртИнк Плюс», которая занимается торговлей сувенирной продукцией. Открыл ООО в августе 2022 года, воспользовавшись банковским сервисом по подготовке документов для регистрации бизнеса.


— Я открывал общество с ограниченной ответственностью, потому что ИП сейчас в Минске не регистрируют и со следующего года для них готовят очередные новшества, так что условия работы могут поменяться. Плюс в будущем хотелось бы развивать бизнес, нанимать новых сотрудников, а для индивидуальных предпринимателей есть ограничения по количеству работников.

Для регистрации ООО сначала нужно было согласовать в Мингорисполкоме название компании. Первый раз предложенное название отклонили, потому что другая компания уже зарегистрировала созвучное. Второе название одобрили, с ним уже можно было регистрироваться. 

Чтобы собрать пакет документов для регистрации, на сайте банка нужно было заполнить в электронном виде анкету. После этого банк присылает на электронную почту все нужные документы с вашими данными, можно все распечатывать и идти регистрироваться. Все документы были заполнены правильно, никаких проблем не возникло, и компанию быстро зарегистрировали. В течение пяти рабочих дней нас поставили на учет в «Белгосстрах», налоговую и ФСЗН. 

После регистрации можно делать печать (если вы решили ею пользоваться) и открывать расчетный счет в банке — это тоже делается достаточно быстро, заняло минут 20. Ключ электронной цифровой подписи можно оформить перед уплатой налогов, но нам надо было перейти на упрощенную систему налогообложения — это делается с помощью личного обращения или онлайн с ключом ЭЦП. Проще было сразу сделать ключ ЭЦП и онлайн перейти на упрощенку.

Читайте также:

Спецпроект подготовлен при поддержке ЗАО «МТБанк», УНП 100394906.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро