Пиратство — не только тема для романтических историй, но и обстоятельный бизнес, с организованными цепочками движения товаров и денег, своими законами, немалым числом участников и огромным оборотом. В золотом веке пиратства с парусами, черными флагами и абордажными схватками было много всего интересного, но мы остановимся на денежных потоках.
Пиратство, вероятно, появилось вместе с первыми перевозками по воде. Потому что любое грузовое судно — это, по сути, плавучий склад. Потому что при нападении убежать с корабля трудно, а унести грузы — невозможно. Потому что с корабля не позовешь на помощь. И еще потому, что сами пираты тоже имеют плавсредства и быстро уходят, не оставляя следов.
Кроме морского пиратства, было еще и речное, распространенное на славянских землях, когда жители одного княжества грабили в другом. Были береговые пираты, которые заманивали корабли на мели, камни. В общем, пиратство известно очень давно и практически везде, главное, чтобы на воде и суше не было единого закона, еще лучше — война или хотя бы вражда. Большую часть истории человечество именно так и жило.
Но пропустим древность, викингов, новгородских ушкуйников, бретонцев, алжирцев, турок, запорожцев, сразу перейдем к золотому веку пиратства и предшествующему столетию. Это было сравнительно недавно и неплохо задокументировано.
Было неспокойно, особенно между Европой и Африкой, где христиане и мусульмане постоянно нападали на чужие корабли и поселения. И, конечно, были те, кто грабил всех подряд. Развитию темы способствовало каперство — когда во время войны одна страна выдает морякам патент на грабеж судов противника. Капер берет себе часть добычи, часть отдает своему государству и пользуется его защитой.
По понятиям тех времен капер, нападая на торговые корабли другой страны, не грабил, а вел экономическую войну.
Однако войны между европейскими державами кончаются, ветераны остаются без работы. Те, кому некуда податься, начинают грабить уже без патента, а бывшие соратники из военно-морского флота их ловят и вешают (общий морской закон).
Избыток умеющих воевать моряков можно было бы направить против мавров — грабителей и работорговцев. Но есть более интересный регион — Вест-Индия. Через нее, на зависть всем, идут испанские галеоны с американским золотом. Испания считает Центральную Америку своей исключительной собственностью, а рядом тысячи островов, с разной властью, а то и совсем без власти и без населения, но с подходящими бухтами для кораблей и джунглями, чтоб скрываться от погони.
Но испанцы других европейцев не терпят, изгоняют и казнят. И получают ответ.
О происхождении пиратства в Вест-Индии есть такая легенда. На острове Эспаньола (теперь Гаити) жили европейские охотники на одичавших быков и свиней. Они не признавали ничьей власти, продавали шкуры, покупали оружие и порох, называли себя «береговым братством» (другое название — «буканьеры») и, в общем, никому особо не мешали. Среди них были дезертиры, бывшие моряки, разорившиеся торговцы, фермеры. Испанцам эта подозрительная вольница не нравилась, их стали ловить и казнить.
Правда, получалось это плохо, оставшиеся буканьеры уходили в джунгли, в горы, мстили, жгли, грабили. Тогда испанцы подошли к вопросу глобально — истребили всех быков и свиней на острове. В результате экологического преступления охотники остались без дичи и навсегда обратились к разбою. Вначале нападали на испанские корабли во время стоянок. Потом освоили захваченные суда, выбирали что-то максимально быстрое и маневренное и вышли в открытое море.
Это, конечно, только часть правды: грабить испанские корабли стали почти сразу — Эрнан Кортес добрался до золота ацтеков в 1503 году, а в 1523-м французский капер Жан Флери захватил это золото на испанских кораблях и не остановился на этом, но заработал за свою карьеру порядка $44 миллионов (здесь и дальше расчет приведен по курсу на 2023 год).
Первая цепочка грабежей была такой: испанцы грабят сокровища индейцев, добывают на их землях новое серебро и золото => англичане, французы, голландцы (иногда самостоятельно, часто с господдержкой) грабят испанские корабли и порты => английские, французские, голландские колониальные власти помогают пиратам (неофициально, но фактически), дают им безопасные гавани, покупают награбленные товары, продают пиратам все необходимое для дальнейшего бизнеса и отдыха.
Так продолжалось примерно до 1680 года, в так называемую «Эпоху буканьеров».
Кроме вольного пиратства, в этой сфере были даже государственные проекты. Более всего на господдержке пиратства заработал, наверное, Фрэнсис Дрейк — моряк, вольный пират, потом корсар на службе английской короны. В 1577—1580 годах Дрейк получил каперское свидетельство и совершил второе (после Магеллана) кругосветное путешествие. Захватил испанские корабли с золотом на тихоокеанском побережье, там, где других европейцев никто не ждал. С добычей вернулся в Англию, получил от королевы титул сэра. Вообще, у Фрэнсиса Дрейка была богатая биография, под английским флагом и без него за всю карьеру он заработал около $161 миллиона.
Золотым веком пиратства называют период с 1690 по 1730 год. Правда, к этому времени Испанская империя уже изрядно ослабела, зато в Вест-Индии стало больше других европейцев, Англия, Франция, Голландия уже имели свои островные колонии, на французской Тортуге была постоянная база пиратов, а какое-то время даже независимая пиратская республика.
Иногда пираты объединялись с военными флотами Англии, Франции, Голландии против испанских колоний. В 1697 году французская эскадра вместе с вольными флибустьерами ограбила Картахену. Правда, потом командир эскадры обманул пиратов, скрылся с добычей, по дороге спровоцировал англо-голландский флот, который напал на пиратов. После этого частно-государственное партнерство пришло в упадок. Пираты стали грабить всех и везде.
Истощив удобные для грабежа ресурсы Вест-Индии, пираты стали совершать «Пиратский круг»: выходили из Вест-Индии => шли вдоль американского побережья => переходили Атлантический океан => шли вдоль побережья Африки => огибали Южную Африку => делали стоянку в Мозамбике (там были их базы) => пиратствовали в Индийском океане. А потом возвращались примерно тем же маршрутом.
В каждом регионе у пиратов были свои цели: в Атлантике — корабли работорговцев и торговые маршруты между Европой и Америкой, еще торговцы африканскими рабами, мусульманские паломники, корабли Ост-Индской компании и другие суда, торговавшие с Индией и Востоком.
Статистики морского разбоя тогда не вели, да и о государственных финансах известно не все. Выгода у пиратского промысла определенно была. Причем такая, что ради доли этой выгоды даже европейские монархи не боялись замарать королевскую честь сотрудничеством с грабителями. Правда, государственной выгодой был еще убыток Испании, терявшей на войне с корсарами гораздо больше, чем те грабили.
В пиратских походах соблюдали дисциплину: запреты на пьянство, жесткое пресечение конфликтов, распорядок дня. Добычу делили поровну, с доплатами за должность и профмастерство, например, пушкарям, лекарям и другим.
Капитан получал долю по общему договору — иногда в 2 раза больше, чем рядовой пират, иногда в 5—6 раз больше; повышенная доля полагалась помощнику капитана.
Принципиальное отличие не в этом: капитан не был существом высшего порядка, как принято в сословном обществе, а одним из братства. Капитана никогда не назначали, но выбирали и свергали по решению команды.
Если верить рейтингу богатства пиратов Forbes, то больше всех известных пиратов заработал Сэмюэл Беллами, Черный Сэм. Ему вообще неоднократно везло, а в 1717 году он захватил больше четырех с половиной тонн золота и серебра на невольничьем корабле.
Корабль он тоже забрал, но по широте душевной подарил побежденной команде одно из своих старых судов. Всего Черный Сэм заработал почти $168 миллионов и в итоге потонул вместе с непотраченным остатком капитала.
Вторым был упомянутый выше Фрэнсис Дрейк с $161 миллионом. Кстати, один из немногих известных пиратов, попавших не на виселицу, а в высший свет.
Третье место у Томаса Тью с $144 миллионами. Его крупнейший приз — корабль золота, шедший из Индии в Османскую империю.
Подчиненные этих удачливых капитанов могли заработать 20—50% этих сумм. Это несколько сотен миллионеров. И наверняка есть удачливые люди, не попавшие в рейтинг, а также пираты помельче.
За успешный рейд пират мог заработать в 10 раз больше, чем лондонский рабочий за год. Захват среднего корабля с грузом приносил рядовому пирату 1—2 годовых заработка рабочего. Известны случаи, когда даже младший матрос привозил из похода сумму на пожизненное содержание.
Кстати о содержании: в некоторых документах фигурирует сумма компенсации пирату за потерю конечности в бою — 1500 английских фунтов. На современные деньги — порядка $425 тысяч.
Такие суммы отключат инстинкт самосохранения даже у современного человека, что говорить о временах, когда многие просто голодали.
Сколько из них воспользовались капиталом? Трудно сказать, но, видимо, очень немногие. Даже на государственной службе в колониях гибло больше половины европейцев. От тропических болезней, войн, разбоя и прочих неприятностей, а обратно с богатством возвращались очень немногие. Жизнь пирата была в разы короче. Чаще всего — 2—3 года, через 5 лет пират считался ветераном. Для сравнения: африканский раб на плантациях жил в среднем около 10 лет.
Даже капитаны редко сохраняли награбленное. Часть тратили на разгул после рейдов, много на расчеты с кредиторами, многое тонуло вместе с ними, конфисковалось при аресте, а чаще — исчезало неизвестно куда. Больше всего подозрений в адрес тех, кто их арестовывал, побеждал в морском бою или сухопутной стычке.
Кое-что можно понять по уровню цен. Когда пираты желали отдохнуть, то платили за европейские вина и продукты в 4—5 раз дороже, чем на родине. Вообще, они дорого платили за все: оружие, порох, многие продукты, потому что Америка тех лет почти не имела промышленности. Если золотоискатели Клондайка потратили на оборудование и припасы в 10 раз больше, чем стоило их золото, то золото пиратов уходило европейским торговцам практически полностью. Дело в том, что очень немногие пираты начинали новую жизнь в Европе или Америке. Большая часть их золота осталась в кабаках и борделях, что-то утонуло вместе с ними, что-то закопано до лучших времен и будоражит кладоискателей.
Самый богатый пират из нашего списка, Черный Сэм Беллами, утонул вместе с остатком капитала.
У Бартоломью Робертса большую часть из награбленных $44,8 миллиона забрали вместе с жизнью в морском бою.
Власти Южной Каролины повесили Стида Боннета и пополнили бюджет на $6,3 миллиона.
Известный жутким внешним видом и экстравагантными поступками Эдвард Тич, Черная Борода, награбил порядка $17,5 миллиона.
Он крикнул с виселицы, что спрятал все сокровища «в месте, известном лишь ему и дьяволу». Но его известное имущество конфисковали и продали всего за $713 тысяч (по современным меркам). Есть подозрение, что особенного клада у него и не было, он мог врать, чтоб отложить казнь или поиздеваться над публикой.
Большинство топ-20 самых богатых пиратов из рейтинга Forbes тоже кончили плохо, правда, не обо всех известно, как именно. Шансы на добрую старость были весьма незначительными. Исключения — Фрэнсис Дрейк и Генри Морган: первый стал сэром и адмиралом, второй — вице-губернатором Ямайки.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by