Все очень быстро меняется, порой даже не успеваешь составить верную картину мира. Кто-то мчится в IT, а кто-то связывает свое будущее, в том числе финансовое, с прикладными специальностями. Совместно с «Аливарией» мы решили «сверить часы» и пообщаться с современными представителями рабочего класса. С молодыми заводчанами говорим о технологиях, мироощущении, настоящей работе и включении мозгов. А еще устроили «распаковку»: попросили каждого показать, что из рабочих инструментов использует.
Родился и вырос Вадим в деревне под Молодечно. На минском заводе оказался в результате распределения после БНТУ. Сейчас работает на должности инженера-исследователя. Что это значит? Он ездит на полигоны и проводит испытания новых и усовершенствованных видов машин. Тестирует в основном тормоза и рулевое управление.
— Мой отец проработал на заводе 15 лет, но никогда не агитировал работать там, говорил: «Иди куда хочешь, главное, чтобы нравилось». Когда в школе спрашивали, кем я хочу быть, про завод я точно не думал: кем угодно, лишь бы в Минске. Потому что в моем родном городе, кроме магазинов, ничего нет, можно либо работать охранником, либо пойти в армию и остаться там. В выпускных классах начали приезжать представители вузов. Меня заинтересовал БНТУ.
Думал выбрать такую специальность, где ознакомлюсь с устройством автомобиля, потому что мне нравилось в них копаться. Так я попал на автомобилестроение — круто, буду машины собирать! Но оказалось не совсем так: я контролирую тех, кто делает машины. Грубо говоря, я конструктор, который знает все нюансы и документацию, но работает с бумагами.
Во время учебы мне не хватало практики. У нас были отличники, которые очень хорошо знали теорию, но, подойдя к машине, не могли показать стартер, а лишь выдавали заученные до зубов принципы его работы.
— Почему-то я всегда думал, что завод — это что-то старое и с атмосферой далекого прошлого. Когда пришел, удивился: все в стекле, автоматизировано, оборудование стоит миллионы евро, так что пылинки с него сдуваешь. Воображение расширяется. Здесь я, к примеру, впервые увидел машину с 24 колесами. Сейчас нет такого, мол, если работаешь на заводе, то ты никто. Наоборот, когда говорю, что я инженер-исследователь, люди удивляются: «с головой человек». К тому же есть такие плюшки, как общежитие, билеты в театры, кино и даже собственный тренажерный зал — 23 рубля за абонемент на месяц. Где еще в Минске найти такие цены?
Мой рабочий инструмент не молоток или гаечный ключ, а компьютер. За ним я провожу бо́льшую часть времени.
Немного напрягает четкость, дисциплина и техника безопасности, но, наверное, благодаря всему этому за два года, что я работаю, не было ни одного случая с травмами. За безопасностью следят, причем достаточно строго.
— Еще с детства я гонял на турники и ездил на спортивные соревнования, а уже сейчас все более осознанно: питание, сон, тренировки, прогресс. Веду активный образ жизни. Зимой, например, катаюсь на сноуборде. Давным-давно дал себе обещание, что забью хотя бы один «рукав», — и все, понеслась. Пришел к другу, которому нужна была практика, и по цене расходников разукрасился. О татуировках вообще не жалею, но, если передумаю, знаю, что все это можно вывести. На заводе, к слову, на тату не обращают внимания.
— Коллектив принял хорошо. Нас в кабинете пять человек: я, еще два начальника и два молодых специалиста. Возраст — от 23 до 40. Сначала всему научили, показали, как и чем пользоваться, если не получалось, помогали разобраться. Если не успеваю с чем-то, всегда придут на помощь, в том числе начальник, он никогда не остается в стороне. Обсуждаем в основном рабочие моменты, некогда нам за жизнь трепаться.
Чтобы машины ездили и тормозили как надо, Вадима вооружили несколькими вещами: формой, защитными очками, обувью и перчатками.
Свободного времени только на зал и хватает, ведь Вадим еще успевает ходить на вторую работу. Спутницу жизни парень пока не встретил: слишком занят, не до девушек сейчас.
— Если человеку нравится работать, а не прийти и отсидеть восемь часов, то здесь можно добиться высот. Один знакомый за четыре года поднялся на руководящую должность. Спрашиваешь, заменят ли и нас нейросети? Сомневаюсь: а кто датчики на авто поставит и руль повернет?
Сам Иван родом из Минска, тут же и начал вести «заводской образ жизни». Впервые пройти через проходную государственного предприятия ему удалось в 2014-м во время распределения. Спустя какое-то время он попал в пивоваренную компанию «Аливария» (часть Carlsberg Group), где трудится уже девятый год.
— В школе я всегда любил точные науки: математику, физику, химию. Но вот с литературой не задалось: теоремы нравились больше, чем стихи. На завод я попал сразу после радиотехнического колледжа, где учился по специальности «Микроэлектроника». Сейчас работаю наладчиком. Моя задача — следить за состоянием машины и вовремя ремонтировать ее — проще говоря, делать все, чтобы она работала без нареканий. Техники много, и она разная, поэтому за каждым таким аппаратом закреплен свой специалист.
— Мне понравилось ощущение маленького человека, от которого при этом зависит все. Вокруг столько громадных вещей, оборудования, но без тебя все это не работает. Я никогда не боялся заводов. Когда кто-то говорит о безопасности, тут самое главное — выполнять нормы. Если рукава не болтаются, на голове каска, глаза защищены очками, а руки — специальными перчатками, ничего не произойдет. Я ни разу за девять лет даже не порезался, хотя стекло в процессе производства бьется постоянно.
Вообще, работа достаточно аккуратная, кроме тех редких периодов, когда идет ремонт — тогда весь цех в мазуте, соответственно, и ты тоже. У нас есть душ, специальные моющие средства. Форму сдаем в химчистку.
— Я очень люблю спорт, у нас даже своя команда по футболу от завода есть. Люблю поговорить с друзьями про авто. Есть собака.
— Идет постоянное обучение, можно повышать разряд и, соответственно, оклад. На моих глазах парень пришел, как я, наладчиком, потом стал мастером, а сейчас уже начальник цеха. Я добился только повышения разряда, но это потому, что высшего образования нет. Думал поступить на заочку несколько лет назад, но так и не решился: не смогу разорваться. Мне нравится постоянно изучать новые машины и технологии. Тут дело даже не в зарплате, просто интересно.
— Когда впервые попал на завод (мое предыдущее место работы), мне сказали: «Забудь о том, чему тебя учили в колледже. Мы тебя сами обучим», — и повели в цех, где наглядно показали, что к чему. В основном мужчины были старше меня в два раза. Начальник работал по принципу «один раз показал, и все». А если у тебя не получается, то он говорил: пробуй еще и еще. Так с четвертого-пятого раза и понимал, где ошибся.
На нынешнем моем месте все иначе. Тут дружеское общение, мы обсуждаем авто, домашние дела, кто-то даже вместе в грибы ездит. Молодежи хватает. Ребята после вузов хорошо себя показывают.
— Она в районе 1600—1800 рублей. Есть подарки к праздникам, бонус на питание, льготный абонемент на спорт, ежемесячное премирование плюс премия от налива: перевыполнили план — больше получили. В чем главный плюс? Во время кризисов я спокоен. Нет сокращений и задержек с зарплатой, даже наоборот, стараются поддержать сотрудников и делают надбавки.
С собой у Ивана вещей чуть больше. В его комплект входят штаны, мастерка, жилетка, обувь, кепка, СИЗ, нож и даже майка. Если что-то порвется, сразу выдают новую.
«Аливария» — первый завод в жизни Юрия, здесь он около полугода трудится на должности проект-менеджера, а в свободное время увлекается американским футболом. Уверяет: чтобы быть востребованным и расти по карьерной лестнице, нужно постоянно развиваться. Парень даже окончил вторую вышку по специальности «Переводчик», потому что без иностранных языков сегодня никак.
— Я с детства увлекался техническими штуками, а строительство для меня — это возможность не засиживаться в кабинете, а применять свои знания на объекте. Учился я в БНТУ, на строительном факультете. На заводе, по сути, являюсь инженером, который занимается проектированием и финансами. Моя задача — внедрять новые технологии и при этом попадать в бюджет. В компании одно из требований — хорошее знание английского, отчего второе мое высшее образование — переводчик, ведь внутри корпорации приходится общаться с коллегами с других рынков.
Сейчас технарей с опытом работы и знанием иностранного языка найти сложно.
@shvaikayuryofficial
— Мне показали рабочее место и все, что связано с моей профессией, и, в принципе, меня условия более чем устроили. Уровень зарплат сопоставим с европейскими компаниями, получаю гораздо выше среднего. График у меня стандартный: с восьми утра до пяти вечера. Так, чтобы вызвали работать в выходные, — это скорее исключение, чем правило.
— В компании очень много современных и классных ребят. У людей столько разных хобби! Многие ходят в тренажерный зал, есть качественные фотографы. Хотя, встретив их в цеху, я бы никогда не подумал.
С собой у Юры два телефона: он же руководитель и должен всегда быть на связи.
Алеся учится в столичном вузе на маркетолога. И в этом деле девушка уже преуспела. Придя на завод слесарем, она записала видеоролик и выложила его в TikTok. За два дня видео завирусилось и собрало несколько сотен тысяч просмотров. Это заметил заместитель генерального директора и назначил Алесю вести TikTok предприятия, хоть в трудовой она и значится управляющей персоналом.
— Я приехала в Минск из Кричева. Столица мне понравилась, поэтому дома я бываю редко. Учусь на маркетолога, но образование получаю скорее для родителей, а так я планирую работать сама на себя. И если что, я уже побывала на трех заводах. Почему? Общага нужна была, а других вариантов не было. Молодого человека у меня пока нет, в этом плане я спешить не хочу.
— Когда в первый день я пришла на завод слесарем, подумала, что ноги моей здесь больше не будет. Сильно болели руки. Я не успевала закручивать гайки на конвейере, было много брака. Из-за меня даже линию останавливали. Страшно было работать шуруповертом: боялась, что промажу. К слову, попала на производство благодаря стройотряду от вуза.
Было тяжело чисто физически, но, когда видео про завод в TikTok набрало 300 тыс. просмотров, появились силы. А потом меня заметил заместитель генерального директора и предложил сотрудничество. Теперь у меня есть свой кабинет! Пришла слесарем, а стала управляющей персоналом. К примеру, видео про нашу столовую собрало 7,3 млн просмотров.
— Сейчас мне платят 1300 рублей, TikTok никаких денег не приносит. Планов на будущее пока нет, хоть бы универ окончить.
У Алеси достаточно узкая и специфичная должность — заведовать TikTok. Значит, и никакой рабочий инструмент, кроме смартфона, ей не нужен, разве что форма.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by