13 марта 2023 в 8:00
Автор: Кристина Сухаревич. Фото: Анна Иванова

Работа мечты. Пилот самолета о прелестях и сложностях своей профессии

Автор: Кристина Сухаревич. Фото: Анна Иванова

В 2022 году портал Remitly решил узнать, что именно люди считают работой мечты, и на основании анализа запросов в Google составил топ-20 самых желанных профессий в мире. В список попали программист, блогер, врач, учитель, актер, певец, писатель и другие. На первой строчке — работа пилотом самолета. В Беларуси такую мечту уже исполнили как минимум 204 человека — столько сейчас пилотов в авиакомпании «Белавиа». С одним из них мы встретились, чтобы поговорить о рабочих буднях и узнать, как стать пилотом, даже если тебе немного за 30.

Зачем в 2023 году в самолете пилот, если есть автопилот?

Это Денис Гершончик, командир воздушного судна. Если вы летали самолетами авиакомпании «Белавиа» после 2005 года, то есть вероятность, что пилотом как раз и был Денис. Мужчина такой загорелый в середине снежного марта, потому что на днях у него был рабочий рейс в Дубай.

— Продолжительные рейсы, такие как в Дубай, предусматривают отдых экипажа в отеле, у нас была возможность в свободное время выйти на пляж. Сейчас у «Белавиа» большинство рейсов непродолжительные, разворотные. На стоянку заложен час, после этого летим обратно. Поэтому в некоторых странах я был только на территории аэропорта: в Испании, Италии, Швейцарии, Англии.

Начинаем обсуждать вопрос, который выглядит логичным во времена сверхбыстрого развития технологий: почему в 2023 году еще осталась нужда в людях-пилотах, если есть автопилот? Сейчас Денис объяснит.

— Я вижу две основные причины. Первая — прогресс не шагнул настолько далеко, чтобы перевозки пассажиров выполнялись без пилота на борту. Даже если посмотреть на развитие автотранспорта, мало какие автомобили способны передвигаться самостоятельно. Воздушные суда перевозят людей, рисковать их жизнями никто не будет.

Вторая причина — а захотят ли сами пассажиры лететь в самолете, в котором нет пилота?

В зависимости от типа воздушного судна автопилот в основном способен посадить самолет без участия пилота. Но ни один самолет не может взлететь без управления человеком. Все взлеты выполняются вручную — такой уровень технологического прогресса.

Автопилот не может определить грозовое облако, которое нужно облететь. Он не способен принимать решения в экстренных ситуациях. Вы смотрели фильм «Чудо на Гудзоне»? Это реальное чудо, фильм снят по реальным событиям. После столкновения самолета со стаей птиц у пилота были секунды на принятие решения о том, что делать: заходить на посадку либо запускать двигатель и возвращаться.

Много обсуждали ситуацию аварийной посадки самолета «Уральских авиалиний». В двигатели попали птицы, и вместо набора высоты самолет пошел на снижение. Он мягко сел в кукурузу, все целы. Пилотов наградили как героев. А года через полтора появились результаты расследования: причина авиапроисшествия — ошибка пилотов: они забыли убрать шасси. Второй пилот был очень молоденький, только начал работать, а командир отвлекся. Хотя еще неизвестно, что бы произошло, если бы они строго выполнили свои обязанности и смогли набрать высоту с птицами в двигателях. Посмотрите на YouTube фильм «Посадка A321 в кукурузе. Что могут скрывать пилоты-герои?» как раз об этом случае.

Знаете, что очень любят смотреть пилоты? Разборы авиапроисшествий на YouTube. Хорошо, когда есть возможность учиться на чужих ошибках.

Многие пилоты годами летают безаварийно, штатно и повышают свое профессиональное мастерство ради одного нештатного взлета или нештатной посадки, в которых потребуются все накопленные знания и умения. Пилот должен быть готовым к такому взлету или посадке.

Например, сложная посадка или разгерметизация. Обращу внимание, что внештатные ситуации в большинстве случаев безопасны для пассажиров. Техника с каждым годом становится все надежнее. Всякое бывает, не могу утверждать, что все идеально. Отказы техники случаются. Как правило, один отказ не приводит к авиационному происшествию и тем более к катастрофе.

В советское время каждый полет требовал от командира воздушного судна каких-то сверхнавыков. Сейчас другие технологии, техника стала надежнее. Раньше в полете были отказы за отказами, которые требовали быстрого реагирования. Что-то мы о грустном. Напомню, что самолет — самый безопасный вид транспорта.

— Как определяется крутость пилота? Мягкостью посадки?

— Мягкость посадки зависит от комплекса факторов: мастерства пилота, влияния погодных условий, пробега воздушного судна. Иногда мягкая посадка невозможна, и это не зависит от пилота, нам самим неприятно ударять самолет о землю. Для меня уровень пилота определяется его умением выйти из сложной ситуации. Когда пилот налетал большое количество часов и не имеет никаких авиационных событий по вине летного состава — для меня это и есть крутость.

— А какие это могут быть «авиационные события по вине летного состава»?

— Бывают ошибки и нарушения. Пилот может ошибаться, как любой человек. Например, неправильно выбрал скорость руления, не оценил метеорологических условий — и экипаж допустил выкатывание за пределы рулежной дорожки. Со всеми все в порядке, но это ошибка пилота, нужно быть осторожнее и аккуратнее.

— Такая ошибка не выглядит серьезной.

— Это не мелочь, ведь самолет мог повредиться, это могло бы сказаться на авиакомпании материально. Пример: была литовская компания, которая эксплуатировала воздушные суда Embraer. Пилоты часто допускали жесткие посадки и привели к тому, что компания прекратила свое существование, потому что стоимость запчастей на восстановление воздушных судов оказалась слишком большой.

Как стать пилотом самолета

В Беларуси возможность выучиться на пилота появилась лишь пару лет назад. Поэтому Денис, как и многие его коллеги — пилоты из «Белавиа», учился в Ульяновске.

— Я поступал в 2000 году, сдавать экзамены можно было в Беларуси, к нам в авиационный колледж в Минске на Уборевича приезжала комиссия из Ульяновского высшего авиационного училища гражданской авиации (теперь это Ульяновский институт гражданской авиации). Не думаю, что с тех пор процедура поступления сильно изменилась. Сначала нужно было пройти медкомиссию, потом сдать нормативы по физкультуре, а дальше по классике: математика, физика, русский, английский. Конкурс был человек пять на место, нас оказалось шестеро ребят, которые прошли испытания. И 1 сентября мы дружной толпой отправились на учебу в Ульяновск. После окончания учебы я вернулся в Беларусь, пошел в «Белавиа». Стать пилотом я мечтал с детства. Я из авиационной семьи: отец — авиационный инженер, мама — бортпроводница. Мое детство прошло в разговорах об авиации. В моем детстве авиация и возможность стать пилотом были неземным желанием, теперь все намного проще.

Нужно еще разделять, для чего вы хотите стать пилотом. Учиться на пилота, чтобы потом купить себе маленький самолетик и отвечать только за свою жизнь, — это одно. Совсем другое, когда ваша цель — выполнять коммерческие полеты и отвечать за безопасную транспортировку множества людей.

— У вас было распределение в «Белавиа»?

— У меня было направление в авиакомпанию, поэтому после окончания обучения приняли в штат. Сейчас все пилоты — не только в Беларуси, но и в России — с удовольствием отправились бы на обязательное распределение: такие теперь условия в авиации, к сожалению. Я надеюсь, в скором времени облака разойдутся и мы снова начнем прием на работу.

Бывают периоды, когда компания набирает на работу огромное количество пилотов, а бывает, когда прием закрыт. Нетрудно предугадать, какое сейчас время. У нас профицит летного состава, на данный момент приема на должность пилота нет. К сожалению, такое может длиться годами. Нынешним выпускникам из Ульяновска с поиском работы придется непросто. Такая ситуация с поиском работы для пилотов сейчас во всем мире.

— А как же потом устроиться на работу, если несколько лет нет практики? На собеседовании не скажут «Ты не летал пять лет — до свидания»?

— Выпускники летного училища имеют минимальные навыки пилотирования воздушного судна. Эти навыки нестрашно потерять, потому что большинство выпускников, приходя на работу к нам в «Белавиа», учатся заново. Объясню почему. Выпускник летного училища имеет навыки пилотирования сверхлегкого летательного аппарата — маленького самолетика. Например, Як-52, Як-18Т, «Даймонд-ДA40», «Цесна-172». А в «Белавиа» Embraer, Boeing — нужно учиться летать на них. Поэтому если выпускник потеряет навыки, которые он приобрел в училище, это небольшая беда, они быстро восстановятся в авиакомпании. Да и речь не идет о поиске работы длиной в пять лет. Кризисы ведь не длятся по пять лет. Год-два — и идем дальше.

Важно сохранить теоретическую подготовку, постоянно читать. И практиковать английский: он играет важнейшую роль в авиации. Все документы ведутся на английском, радиосвязь даже в Беларуси ведется на английском. Когда прилетаешь в другую страну, то с персоналом хэндлинговой компании общаешься на английском: куда и как загружать багаж, решить вопросы с заправкой самолета. Я постоянно учу английский. У меня курсы повышения квалификации, самоподготовка. Работа пилота предполагает постоянное обучение, саморазвитие. Основные дисциплины, в которых нужно совершенствоваться, — это аэродинамика, воздушная навигация. Технологии постоянно меняются. Я иногда смотрю блогеров-пилотов на YouTube (сейчас хватает блогеров с качественным контентом).

— Получается, если человек прочитает этот текст и захочет стать пилотом, то идти учиться сейчас — это плохая идея?

— Если это мечта, то не стоит от нее отказываться. Я в авиации 23 года, я вижу, как все в сфере развивается. Да, сейчас выпускникам не остается ничего другого, кроме как искать другую работу и ждать вакансий в авиакомпаниях.

— А где еще можно поработать по специальности, кроме как пилотом самолета?

— Нигде. Какие варианты видите вы?

— Стать пилотом маленького вертолета. Или пилотом частного самолета в богатой семье.

— Частный пилот — это верх карьеры и верх заработка, потому что богатая семья может нанять себе очень опытного пилота, это ведь вопрос безопасности. Что касается пилотов вертолета, мы стараемся вообще не брать в авиакомпанию бывших пилотов вертолета. Потому что для них потерять скорость — это нормально, а для самолета потеря скорости — это жизни людей. Пилот вертолета, пересев на самолет, может автоматически выполнить те действия, которые в самолете выполнять катастрофически нельзя.

— Как думаете, если человеку 30—40 лет, переучиваться на пилота еще не поздно?

— У нас есть пример, когда человек после 30 полностью поменял свою жизнь ради авиации. Когда я поступал в летное училище в 2000 году, были возрастные рамки для поступающих: возраст не более 27 лет. Когда эти рамки убрали, человек в свои 38 решил кардинально поменять свою жизнь и пошел учиться на пилота. До этого он был автомехаником. Сейчас ему 42 года, три года он отучился в летном училище, третий год работает у нас.

— Своих детей вы бы отдали в пилоты?

— У них должно быть желание. Без желания в этой сфере делать нечего. Сколько я видел случаев, когда родители заставляли своих детей идти в пилоты, но ни к чему хорошему это не приводило. Они потеряли пять лет своей жизни в академии и сейчас работают не по профессии. Не потому, что нет возможности, а из-за того, что у них нет желания. Работа пилота — это же не только управлять воздушным судном. Это постоянный многочисленный анализ во время полета. Птица попала в двигатель — что делать? Надо понять на каком этапе она туда попала. Посоветоваться с коллегой, узнать у бортпроводников, какой звук они слышали, связаться с диспетчером и узнать о варианте экстренной посадки. Нужно через сбор множества факторов быстро принимать решение.

«На борту этого самолета есть врач?!»

— Во время ваших полетов были роды в небе?

— Родов не было. Был случай, когда возникла необходимость выполнить незапланированную посадку в Ростове-на-Дону из-за состояния здоровья пассажирки (мы летели из Грузии в Беларусь). Женщине стало плохо, упало давление. Среди пассажиров нашлись два доктора, они положили ее на проходе, оказывали ей помощь. Вместе с ними я принял решение о посадке, к самолету приехал реанимобиль. Ей сделали укол, и, не поверите, уже через пять минут она поднималась по трапу, хотела лететь дальше. Если бы доктор из реанимобиля дал справку, что ее здоровью ничего не угрожает, мы бы ее забрали. Но он такую справку не дал, женщину решили отправить в больницу. Она несколько минут назад была при смерти, а теперь ее волновали обычные житейские проблемы. Она говорила: «Как я отсюда доберусь домой?»

У моих коллег бывали случаи родов на борту. Не думаю, что это приятное событие.

Бортпроводники обучены оказывать первую помощь, они могут принять роды.

— Неужели если сказать в самолете киношную фразу «На борту есть врач?», то среди пассажиров и правда найдется врач?

— Чем больше самолет и больше количество пассажиров, тем выше вероятность, что на борту есть доктор, вы же понимаете.

«У меня такая же жизнь, как у всех» (хотя нет)

— Что в вашей работе вас злит?

— Больше всего меня злит, когда к самолету подъезжает автобус с пассажирами, люди выходят и, бывает, прямо возле самолета закуривают сигареты. Они решили, что раз есть минута перед полетом, то можно закурить. Работники авиационной службы их сразу останавливают, таким клиентам могут отказать в полете.

— Что самое классное в вашей работе?

— Когда у нас на улице серость, а мы взлетаем — и над облаками светит солнце. Над облаками оно светит постоянно. Я, конечно, про дневное время.

— А загореть можно?

— Нет, через стекло кабины экипажа нельзя. Солнце может греть, может радовать, дать загар — нет.

— У вас есть киношные очки-авиаторы?

— Да, у меня несколько (смеется. — Прим. Onliner) — с разными линзами в зависимости от того, на каком самолете полечу, потому что в разных самолетах установлены разные дисплеи.

— То есть все-таки не для крутости?

— Нет, над облаками ярко светит солнце, поэтому очки нужны.

— А как же возможность эффектно выйти из самолета?

— Это уже перебор…

— Чем ваша жизнь отличается от жизни других людей?

— Она такая же, как у любого другого человека. У меня обычный график: пять рабочих дней и два выходных в неделю. Разве что иногда пилот на 24 часа назначается в резерв: это значит, что в любое время ему могут позвонить, и он должен приехать в аэропорт в течение часа, поэтому нужно быть готовым. Мне от дома до аэропорта 30 минут. Могут вызвать, например, если кто-то из пилотов заболел.

Одно из преимуществ работы — я не сижу в офисе с восьми до пяти. Никогда не сидел в офисе по графику и не знаю, каково это. Сидеть в офисе я бы уже не смог.

В свободное время я часто хожу в бассейн, занимаюсь фитнесом. Когда я говорил, что желающие связать свою жизнь с авиацией должны в первую очередь иметь желание, во вторую — здоровье и только в третью знать математику и другие предметы. Каждый год мы проходим медкомиссию, там контролируют наш вес, могут посадить на диету. У пилота сидячий образ жизни, мы можем просидеть за штурвалом пять-шесть часов. Поэтому многие пилоты, чтобы держать себя в форме, стараются вести здоровый образ жизни, ходят в тренажерный зал.

— Может, вы, «как все», еще и садите картошку на даче?

— У меня собственный дом, картошки нет. У меня газон. Знаете, вырастить газон — это еще сложнее, чем вырастить картошку (смеется. — Прим. Onliner).


P. S. Мы задали Денису очень важный вопрос, который не касается работы мечты, но иногда ссорит людей из-за горячего спора: нужно ли аплодировать пилотам в конце полета? Посмотрите какое мнение высказал пилот.

— Надо или не надо, каждый решает сам. Я отвечу так: в 90% случаев мы не слышим аплодисменты из-за шума двигателей. Но тем не менее никто не мешает передать слова благодарности через проводников. Мне приятно их получить.


29", рама 20", горный, сталь Hi-ten, вилка амортизационная с ходом 80 мм (сталь Hi-ten), трансмиссия 21 скор. (3х7), переключатели: задний Microshift/передний Microshift, тормоз дисковый механический, вес 18 кг

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by