Внезапно обанкротился один из ведущих банков США. Почему и чем это грозит?

 
14 марта 2023 в 16:00
Источник: Семен Махрут
Источник: Семен Махрут

В начале прошлой недели Silicon Valley Bank (SVB) еще был динамично растущим кредитным учреждением, у банка было порядка $209 миллиардов активов, из них более $175 миллиардов лежало у вкладчиков на депозитах. В пятницу, 10 марта, все изменилось: американские регулирующие органы закрыли SVB и арестовали его депозиты. Это уже объявлено крупнейшим банковским банкротством в США со времен финансового кризиса 2008 года и вторым по величине за всю историю. Разбираемся, что происходит.

Между этими событиями 48 часов паники и десятки миллиардов уже зафиксированных убытков. А впереди тревожные перспективы, особенно для высокотехнологичных стартапов, IT-отрасли и фондовых рынков вообще. Но как может обанкротиться 16-й по богатству банк США, который почти 40 лет успешно рос вместе с технологическими компаниями — своими главными клиентами?

Хроника событий

Посмотрим на хронологию: падение банка началось в среду, 8 марта, поздно вечером. До этого SVB решил продать государственные ценные бумаги на $21 миллиард, деньги планировалось вложить в краткосрочные облигации, для повышения прибыли. Однако государственные бумаги подешевели к первоначальной цене, потом их продажа обернулась убытком около $1,8 миллиарда. На вечер среды на балансе банка был минус $958 миллионов. Всего для поддержания баланса требовалось $2,25 миллиарда, и банк желал получить эти деньги от продажи своих акций.

Однако новость о продаже акций вызвала не интерес новых инвесторов, а повальное бегство акционеров и вкладчиков. В четверг, 9 марта, цена акций SVB рухнула на 60%.

В середине дня генеральный директор SVB Грег Беккер по телефону советовал вкладчикам «сохранять спокойствие». Но крупные венчурные фонды предложили своим клиентам скорее забрать деньги из этого банка. $42 миллиарда клиенты сняли в этот же день. Им повезло!

Потому что 10 марта регулирующие органы закрыли Silicon Valley Bank. Выдача депозитов прекратилась, а у центрального входа стоял бронированный грузовик.

Обвал стал неожиданностью даже для экспертов.

Вмешательство регуляторов в пятницу напугало инвесторов и повернуло вспять кратковременное восстановление американского фондового рынка: индекс Dow Jones снизился на 1,3% во второй половине дня, S&P — на 1,7%, а технологический индекс Nasdaq — более чем на 2%. Перевести убытки в конкретные цифры пока сложно, да еще ничего и не закончилось, индексы то падают, то растут на новостях. В дело активно вмешиваются американские политики, включая президента Джо Байдена, который постарался успокоить все стороны:

  • «Американский народ и американский бизнес могут быть уверены, что их банковские депозиты будут там, когда они им понадобятся».
  • «Я твердо намерен привлечь к ответственности виновных в этом беспорядке и продолжить наши старания по усилению надзора и регулированию крупных банков, чтобы мы больше не оказались в таком положении».
  • Также президент обещал вкладчикам SVB возврат всех денег, но к инвесторам он отнесся без особого сочувствия: «Они сознательно пошли на риск, и когда риск не окупился, инвесторы потеряли свои деньги. Так работает капитализм».

Что будет с вкладами?

В США клиентам дают гарантии возврата вкладов, даже при банкротстве банка. Причем не только физическим лицам (как у нас), но всем вкладчикам. Но не на всю сумму (как у нас), а только на $250 тысяч. Для бизнеса это сравнительно малая величина, выяснилось, что под страховку полностью попадает примерно 5% оставшихся в SVB вкладов.

В SVB размещали средства на текущие нужды и зарплату многие стартапы Кремниевой долины.

Есть риск, что эти компании могут объявить об отпуске или увольнении десятков и даже сотен сотрудников. Вряд ли айтишники сразу впадут в нищету, но трудовой энтузиазм падает и от меньших угроз.

Впрочем, их начальникам повезло еще меньше. SVB часто бывал сразу и корпоративным, и личным кредитором генеральных директоров компаний-клиентов. Кредит компании привязывали к ипотеке руководителя, и дефолт по одному вызывал дефолт по второму. Прогоревшая компания = бездомный руководитель (в худшем случае).

В данном случае деньги сверх застрахованных $250 тысяч вкладчикам SVB возвращать будут. Но не сразу, а по мере продажи активов банка.

Что будет с сотрудниками банка?

В последние часы самостоятельности сотрудники SVB получили годовые премии за работу в 2022 году. Кому и сколько заплатили, неизвестно, в прошлые годы выходило от $12 тысяч низшему звену до $140 тысяч дирекции. Что касается зарплаты, то сотрудники SVB в среднем получали $250 683 в год, в разы больше среднего по стране. Сомнительно, что американский налогоплательщик пожалеет этих пострадавших.

Тем более значительная часть общества категорически против спасения банков за деньги налогоплательщиков. Еще с тех пор, как на средства населения спасали банки в 2008 году.

Руководство банка потеряет работу, что будет с остальными сотрудниками (их порядка 8,5 тысячи), пока неизвестно.

Что говорят аналитики?

Как это часто бывает, кто-то поддерживает действия властей по урегулированию ситуации, кто-то критикует.

Например, миллиардер-инвестор Билл Акман считает, что вмешательство властей США для защиты вкладчиков после краха Silicon Valley Bank помогает восстановить доверие к банковской системе: «Если бы правительство не вмешалось сегодня, у нас был бы банковский набег 1930-х годов… что привело бы к огромному экономическому ущербу и лишениям миллионов».

В то же время Питер Шифф, главный экономист и стратег Euro Pacific Capital, называет этот шаг «еще одной ошибкой» правительства США и ФРС: «Спасение [банка] означает, что клиенты будут вкладывать свои деньги в самые рискованные банки».

Так почему же это случилось?

Сейчас в работе Silcon Valley Bank находят многие недостатки. Говорят, что банк был раем для технологических стартапов, но пребывал в технологическом застое, якобы «внутренняя часть банка состоит из жевательной резинки и проводов».

Но настоящая причина не в скорости операций.

Вначале был подъем технологических компаний в период карантинов. Вместе с технологическими компаниями росли объемы венчурных инвестиций. Компании Кремниевой долины привлекали деньги инвесторов и размещали их в знакомом банке. В результате объем депозитов в Silcon Valley Bank вырос с 49 миллиардов в 2018 году до 189,2 миллиарда в 2021 году.

В традиционной схеме банковской работы основную часть активов банка составляют кредиты. Однако в случае с SVB было по-другому, отчасти из-за особой клиентуры.

Технологические стартапы обычно ищут деньги у инвестиционных фондов и отдельных инвесторов, а по банковским правилам эти начинающие бизнесы не представляются надежными клиентами — кредиты им могут просто не дать.

Поэтому SVB инвестировал депозитные средства в ценные бумаги. В основном в долгосрочные казначейские облигации США и облигации с ипотечным покрытием. В конце 2022 года на кредиты приходилось 74 миллиарда, а на инвестиции в ценные бумаги 120 миллиардов (порядка 57% всех активов). Для информации: у Bank of America только 28% активов в ценных бумагах.

Потом выяснилось, что подъем IT-сферы переоценен. Компании стали выводить деньги из банков на поддержание бизнеса. SVB столкнулся с нехваткой капитала. Пришлось продать все облигации с убытком. Что было дальше, вы уже прочитали выше.

Кстати, совсем недавно похожим образом обанкротился банк Silvergate, специализировавшийся на работе с крипторынком. Тоже быстрый вывод денег клиентами, продажа подешевевших бумаг, чтобы рассчитаться с вкладчиками. И тоже банкротство.

И что дальше?

Самое волнительное — не крах одного банка или даже нескольких, а далеко идущие последствия. Причины для волнения есть.

Во-первых, Silicon Valley Bank обслуживал массу компаний Кремниевой долины. Некоторым стартапам нечем платить зарплату.

Во-вторых, падение одного банка представляет опасность для всей банковской системы США. Более того, это вопрос доверия инвесторов, вложивших деньги в банковские бумаги.

В-третьих, внутренние кризисы Соединенных Штатов уже не раз вызывали мировые экономические кризисы. Так было при Великой депрессии, в кризис 2008 года.

С другой стороны, сейчас не 1929-й, не 1990-й и даже не 2008 год, механизмы финансовой стабилизации гораздо совершенней, а накопившиеся проблемы, кажется, не столь велики. Может быть (или нет), через пару месяцев мы об этом уже и не вспомним.

Onlíner рекомендует
55" 3840x2160 (4K UHD), частота матрицы 60 Гц, Smart TV (Android TV), HDR10, Dolby Vision, HLG, DTS:HD, Wi-Fi, смарт пульт
55" 3840x2160 (4K UHD), матрица OLED, частота матрицы 120 Гц, Smart TV (LG webOS), HDR10, Dolby Vision, HLG, Dolby Atmos, AirPlay, Wi-Fi, смарт пульт

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро