Вероломно и беспощадно мошенники продолжают набирать обороты, охотясь за ничего не подозревающими жертвами. В то же время сотрудники банка несут на себе тяжкое бремя: они, как никто другой, видят, что доверчивые люди слишком часто попадают на крючок, теряя все свои сбережения, и остаются беспомощными. В этом тексте вместе с сотрудниками «Альфа Банка» разберемся, может ли банк не выдать кредит, отговорить от перевода, заблокировать счет получателя или вернуть деньги потерпевшему, а также познакомимся с самыми актуальными и уже устаревающими схемами развода. Если вы не хотите попасть в ловушку и хотите сохранить свои деньги, этот текст обязателен к прочтению. Потому что сегодня знание — лучшая защита.
Зачем менять то, что и без того хорошо работает? Так и с существующими схемами мошенников. Пройдемся по всем по порядку, будь то телефонные звонки или поддельные сайты.
Начнем, пожалуй, с самого популярного кейса, когда звонят якобы сотрудники милиции, КГБ, ОБЭП и так далее, предоставляя при этом липовые документы. Об этой схеме мы писали не раз, с тех пор ничего и не изменилось. Здесь все строится на психологическом давлении с помощью угроз уголовной ответственностью. Звонят, представляются, просят вписаться в какую-то операцию, убеждают, что деньги нужно страховать, причем делать это нужно в другом банке, а потом они якобы вернутся.
— Это самая простая схема. Клиент просто переводит деньги в другой банк, и их, естественно, никто не возвращает. Казалось бы, почему банк не может вернуть деньги отправителю, так как получатель известен? Обычно в таких схемах получатель — это либо нормальный клиент другого банка, либо дроп — лицо, которое предоставило свои реквизиты третьим лицам и на него открыли счет в банке (за такое, к слову, тоже привлекают к ответственности). Когда получателем становится нормальный клиент другого банка, мошенники выступают как промежуточное звено. Они обманывают клиента, воруют его деньги, а у другого получателя покупают за них, например, криптовалюту. Человек, который продает крипту, не знает ничего о происхождении этих средств, — начинает менеджер по рискам банка.
— Долго ли деньги зависают у того же дропа или клиента другого банка?
— Скорее всего, они сперва договариваются о цене, а затем мошенник уже идет кого-то разводить. Появились средства — деньги мгновенно ушли. Но это не обязательно может быть в моменте.
— А сделку купли-продажи крипты могут признать ничтожной?
— Только по решению суда, банк к этому отношения не имеет. По умолчанию для банка все сделки клиента и платежи по ним являются законными. У банка нет оснований для того, чтобы не считать эти деньги нелегитимными или полученными продавцом криптовалюты нелегитимным путем.
Чтобы вернуть деньги, нужно согласие самого получателя. Такие кейсы есть, когда получатель на криптобирже требует возврата крипты. Начинается процесс разбирательства, была ли сделка мошеннической, и биржа может пойти навстречу: она возвращает крипту, а ее хозяин отдает деньги жертве мошенников. Но это довольно редкие случаи, — продолжает собеседник.
— Следующий вариант — та же схема, но с получением кредита от банка. В этом случае разговор заходит чуть глубже: человеку говорят, что в другом банке на него оформлен кредит, его нужно погасить, и после погашения деньги вернутся. Либо требуют застраховать средства путем перевода их на счет, выданный мошенниками. Дальше все как в эпизоде выше, тот же фокус с криптовалютой. Мошенник остается с криптой, наш клиент — с кредитом, клиент другого банка — с деньгами от первого, — рассказывает начальник отдела мониторинга электронного бизнеса.
— А сотрудники банка, зная все эти легенды, могут не выдавать кредиты?
— Да, работники банка проводят работу с клиентами. Более того, иногда разные подразделения, которые участвуют в одобрении кредита, могут задавать одинаковые уточняющие вопросы одному и тому же клиенту: «Добровольно ли берете?», «Не находитесь ли под чьим-то воздействием?». Но клиенты зачастую отвечают утвердительно, называя левые цели получения кредита. И даже когда работники банка в отделении отговаривают клиента, мол, это мошенники, пожалуйста, откажитесь, они все равно настаивают, что это кредит для собственных нужд. Есть, к сожалению, и такие случаи.
— А если в этот момент вызвать милицию?
— Мы не раз думали об этом, однако, кроме оснований для вызова милиции и привлечения кого-то к ответственности, есть еще и статья за ложный вызов. И, к сожалению, клиент, который утверждает, что не находится под воздействием третьих лиц, пытается скрыть этот факт и с высокой долей вероятности расскажет то же самое и сотрудникам милиции. Вызывать милицию мы можем по факту правонарушения. Если у нас есть только подозрения (а они не всегда подтверждаются), есть риск подставить обычного клиента, банк и нагрузить милицию ненужной работой, получить штраф или предписание.
— Счета дропов блокируются?
— Если от органов приходит письмо, то да, блокируются. Мы тоже стараемся это делать, запрашиваем документы. Если возникают подозрения в недостоверности полученной информации или выявляются несоответствия, то блокируем.
— Какая обстановка сейчас? Участились ли факты данного вида мошенничества и какие суммы там фигурируют?
— Все довольно по-разному. Сколько денег есть у клиента на счете, столько он и потеряет. Нельзя сказать, что среди обманутых мошенниками выделяется какая-то категория по возрасту, профессии или уровню образования. Обманутыми становятся совершенно разные люди, иногда с высоким уровнем финансовой грамотности.
Следующий кейс — продажа чего-либо через интернет или соцсети, фейковые объявления или сайты, скажем так, зеркала нормальных, легальных страниц с измененной буквой или цифрой в адресе. Товар продают по сниженной цене, находится покупатель, вносит предоплату на счет — вот и все. Счет указывается белорусский (продавца крипты), что не смущает покупателя. Соответственно, условный iPhone и вовсе не существует. Эта схема более трудна для проверки обычными гражданами, потому что если во время звонка человек еще может смекнуть, то с сайтами все сложнее: они выглядят идентично оригиналу. Целевая аудитория здесь — молодые люди, студенты, которые хотят урвать хороший товар со скидкой.
Правило тут одно: не переводить деньги не пойми кому, пока ты не держишь товар в руках.
— Когда мы видим нетипичную для клиента банка операцию, то звоним ему и уточняем. Когда он говорит, что хочет купить телефон и при этом пользуется P2P-переводом, мы рекомендуем ему этого не делать. Одно дело — прийти в магазин, когда ты видишь товар, и совсем другое — такие переводы, хотя счет и белорусский, — продолжает сотрудник настоящей службы безопасности банка.
В этом случае человек думает, что приобретает услугу. Либо люди сами ищут необходимый им товар (тот же букет) в Instagram, где вроде и аккаунт с подписчиками и постами — в общем, живой, переводят и обжигаются, либо новая знакомая с сайта знакомств присылает фишинговую ссылку: мол, забронируй здесь столик. В основном теряют деньги тут только мужчины.
Менее популярный кейс — когда клиент ожидает поступления средств на свой счет. В основном это происходит на барахолках и торговых площадках. Человеку говорят, что перечислят деньги, скидывайте карту. И почему-то люди предоставляют не только полные данные карты, но еще и SMS-код в придачу. Не делайте так: вы ожидаете поступления, а фиксируется списание. Часто замешанные здесь мошенники уточняют наличие остатка на счете: мол, я переведу вам 500 рублей, но у вас на счете должно быть 700. Не пополняйте, такого условия нет ни по одному из переводов.
Также есть мошенники, которые собирают средства якобы на благотворительность, чуть ли не в ООН работают и оказывают помощь детям Африки. Письма от шейхов, моряков, наследников — это уже скорее индивидуалы, а не группы и кол-центры. Но про все это тоже следует помнить.
Пока поставить сотрудника милиции в каждом отделении банка и у каждого телефона не решились, нужно обратить внимание на звонки и сообщения через мессенджеры, когда представившийся милиционером человек переключает вас на сотрудников службы безопасности банка (или обратно), если вас просят назвать данные карты или установить какое-нибудь приложение, пополнить счет, оформить доставку или застраховать средства. В общем, нужно бдеть, когда звонят и пишут любые незнакомцы.
— А что вообще нужно сделать, чтобы все это закончилось? Или это данность XXI века?
— Если вводить технические средства, например видеоподтверждение, поверьте, люди и на камеру подтвердят, что им нужен кредит. Выручит, скорее всего, общее повышение финансовой грамотности. Не существует волшебной таблетки, которая решит эту проблему в один момент. Но самое важное — это работа с людьми. Второй момент — привлечение к ответственности дропов, и такая практика уже есть, — завершает специалист.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by