До 30 Владимир жил спокойной размеренной жизнью: жена, дети, попытки заработать. Все рухнуло в один момент. Мужчина очнулся в реанимации без шансов встать на ноги и планов на жизнь. Водка не помогла притупить боль от травмы, и это к лучшему. Со временем Владимир нашел себя в спорте, стал тренировать детей с инвалидностью, переехал из родительского дома и живет полностью самостоятельной жизнью. Как это было, читайте в нашем материале.
В детстве Владимир мечтал стать моряком, но не сложилось. Мама не пустила в военно-морское училище, поэтому парень окончил строительный лицей, затем работал монтажником-высотником и сварщиком.
— Тогда я был занят на разных объектах ТЭЦ, мы меняли паропроводы. Потом на нашем нефтеперерабатывающем заводе в Мозыре начались задержки зарплаты. Заказов не было, платили раз в три месяца. Пришлось что-то думать, — вспоминает 52-летний Владимир. — Открыл свою станцию техобслуживания. Времена были тяжелые: девяностые, надо было как-то выкручиваться, содержать семью. Мы пригоняли битые машины из-за границы, быстро восстанавливали кузовную часть и сразу получали хорошие деньги.
День икс случился 2 августа 1998 года. Пять часов утра, сумерки. Уже начал светиться горизонт. Мужчина ехал на тракторный завод в Липецк, чтобы подешевле приобрести запчасти для авто.
— Как сейчас помню, погода тогда была дрянь. Прохладно, то дождик, то облачно. Я ехал всю ночь без остановок и не спал. Помню, как боролся со сном. То водички попьешь, то сигаретку выкуришь, то окошко приоткроешь, музыку погромче сделаешь. Это было неправильно, надо было остановиться и подремать. Беспечность меня погубила. Я просто уснул за рулем и улетел в кювет. Сам момент аварии вообще не помню
Очнулся Владимир в реанимации. Он не понимал, что происходит. Состояние было паническое, ниже пояса ничего не чувствовал. Утешительных прогнозов врачи не давали.
Как оказалось, на тот момент у 30-летнего парня был перелом на переломе: и ноги, и ребра, и позвоночник, разбита челюсть, черепно-мозговая травма. Он пережил несколько операций, клиническую смерть, месяц реанимации в России, транспортировку в Минск и восстановление в травматологии.
— Время было упущено. Медики боролись за жизнь, шансов встать на ноги не осталось. Оказалось, до травмы я и не жил, сейчас только стал жить, — загадочно улыбается мужчина.
После больницы Владимир вернулся жить к родителям — на коляске и без каких-либо планов на жизнь.
С женой расстались. Посчитали, что так будет лучше для обоих. Врагами они не остались, но и связь не поддерживают.
— В голове был мусор. Я не мог понять, как жить дальше. Сидишь на пятом этаже, смотришь в окно, люди ходят. Раз в месяц помогут спуститься на улицу и подняться обратно — все. Замкнулся в себе, все начало раздражать, полнейшая апатия, сильно потерял в весе, пропал сон. Я по глупости вогнал себя в такую депрессию, что без помощи психолога и антидепрессантов не обошлось. Это очень страшно, некоторые люди не выживают.
Такое состояние у Владимира длилось пять лет. Это были годы, выброшенные из жизни, как считает мужчина сейчас. Для него тот период стал хорошим уроком, как жить нельзя.
— Поначалу я каждое утро клял себя, что в тот день поступил безрассудно: надо было остановиться и поспать. Я пробовал пить — водка не лечит, только хуже становится. Очень переживал и насчет развода, и что весь мир будто меня предал, — признается мужчина. — Часть людей отсеялась. Друзья и знакомые быстро про меня забыли. Первое время было очень одиноко. Я с головой уходил в книги, читал Джека Лондона — это спасало.
Владимир рассказывает, что в трудную минуту рядом оказались родители и сестра. Первым человеком, который узнал о его травме и навестил в больнице, стал друг Леня. Он, как никто другой, понимает мужчину, ведь и сам передвигается на коляске. До сих пор Владимир общается с одноклассницей, своей первой школьной любовью. Она время от времени заезжает в гости, им удалось сохранить добрые дружеские отношения.
Жизнь будто пропустила всех людей из окружения мужчины через сито и оставила самых настоящих.
Привычную рутину Владимира в один момент нарушил звонок в дверь. Приехали председатель республиканской ассоциации инвалидов-колясочников Женя Шевко с женой Аней, погрузили мужчину к себе в машину и повезли в лес на пикник.
Там он познакомился с мозырскими ребятами на колясках и волонтерами. После этого стал чаще выбираться из дома, участвовать в турслетах и соревнованиях.
— Мой круг общения кардинально поменялся. Я познакомился с очень интересными, неубиваемыми людьми. У них столько энергии, настоящие огоньки. Они меня просто выхватили — и все, ты наш. Я не понял, как это произошло. Все закрутилось очень быстро. По их примеру тоже не унываю. Самое главное, чему меня научили, — никогда ничего не откладывай на потом, потому что потом может не наступить.
Однажды утром Владимира разбудил приятный женский голос: «Здравствуйте, Володя, меня зовут Юлия Николаевна Точицкая, я от Ани Шевко, приходите к нам на тренировку». Оказалось, это чемпионка мира по пауэрлифтингу, работает тренером в спортивном клубе в Мозыре.
На первой тренировке собралось много колясочников. Владимир оставил в зале всю свою силу, еле доехал домой. На второй тренировке не мог поднять рук, так все болело. А потом это дело затягивает.
— Я не понимал, как раньше жил без этого. Становишься как наркоман. Дождь идет, а ты бежишь на остановку, не сахарный. Все друзья на тренировке — как не приехать?
Владимир становился чемпионом Беларуси по пауэрлифтингу, привез бронзу из Молдовы, неоднократно занимали с ребятами первое место в командном зачете.
Со временем интенсивные нагрузки стали сказываться на сердце мужчины, и кардиолог рекомендовал прекратить тренировки. Со спортом пришлось завязать. Но ненадолго.
Мы даем гаджетам второй шанс, а будущему владельцу — возможность сэкономить и получить эмоции, как при покупке нового устройства.
Все Обновленные iPhone Breezy — это только оригинальные бывшие в употреблении iPhone, которые прошли диагностику в сервисном центре и полностью исправны. С Breezy ты платишь справедливую цену за девайс, который практически не отличается от нового, имеет гарантию 12 месяцев и всю необходимую комплектацию.
Покупайте Обновленные iPhone Breezy в Каталоге Onlíner от 399 руб.
Усидеть на одном месте Владимир не смог. Три года назад его пригласили в региональный палаточный лагерь Мозырской первичной организации общественного объединения «Белорусская ассоциация помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам». Там он познакомился с руководством и подопечными организации и предложил им проводить тренировки по бочче.
Бочче — это паралимпийский вид спорта, чем-то напоминающий боулинг. Здесь есть своя стратегия: нужно расположить свои шары ближе к джеку (маленькому мячику) по сравнению с шарами противника. При этом мячи соперника можно выбивать.
На тот момент мужчина сам занимался бочче уже пять лет и не раз выступал на соревнованиях, получал награды и судействовал. Его идею поддержала местная ассоциация помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам и со временем пригласила мужчину тренером в проект.
Уже третий год Владимир вместе с Юлией Николаевной тренирует детей от 5 лет и старше. У него две группы по 10 человек — младшие и старшие. Это дети с тяжелыми заболеваниями: синдромом Дауна, спинально-мышечной атрофией, аутизмом, ДЦП. Есть ребята, которые сами не ходят, у многих нарушен интеллект.
— Первое время я витал в облаках и даже побаивался ответственности. Приходил и не знал, как найти общий язык с ребятами, — рассказывает Владимир. — Дети вроде бы и скажут «Привет», но сначала будто рентгеном просканируют: наш пацан или нет. Сейчас влился, привык, без тренировок уже будто чего-то не хватает. Ребята видят, что я такой же, как и они, доверяют мне.
Про бочче и детей Владимир может говорить часами. Суть игры — выбросить мячи так, чтобы блокировать соперника. Этот спорт — очень захватывающий и азартный, но самое главное — полезный для детей с особенностями.
— Во-первых, ребята самодисциплинируются, у них включается мышление. Они продумывают стратегию, как бросить мяч, чтобы не навредить команде и сделать соперника. Во-вторых, физическая нагрузка. Ребята посещают и тренажерку, и бассейн, это идет им на пользу. А еще они общаются между собой, у них появляется цель поехать на соревнования и хорошо выступить, мотивация и стимул развиваться.
Воспитанники Владимира уже заняли третье место по бочче в стране. Дальше будет только лучше, уверен тренер.
Тренировки проходят по выходным. Мужчина признается, что так прикипел к каждому из воспитанников, что целую неделю тоскует по ним и с нетерпением ждет встречи.
Владимир нашел себя в тренерской работе. Он гордится, что, помимо пенсии по инвалидности в 800 рублей, имеет дополнительный заработок.
— Первое время после травмы мне было тяжело переосмыслить: как это — жить на одну пенсию? — говорит мужчина. — При этом она у меня приличная за счет работы и стажа. Некоторые люди с инвалидностью вообще по 400 рублей получают и как-то живут. Да, поначалу было тяжело, не скажу, что мы шиковали.
За тренерскую работу Владимир получает по 30 рублей в час. В целом выходит около 250 рублей в месяц:
— Сумма небольшая, зато приятная прибавка к пенсии.
В месяц получается чуть больше 1000 рублей. Владимир оплачивает 150 рублей аренды вместе с «коммуналкой», покупает еду, а на остальные деньги присматривает мебель и технику для нового жилища.
Еще в мае у мужчины осуществилась давняя мечта: он стал жить один. Владимир часто бывал в горисполкоме, просил помочь ему с жильем. Собрал целую папку писем в свою поддержку от разных некоммерческих организаций. В итоге лед тронулся — и сейчас Владимир живет полностью самостоятельно.
— Первое время меня носило как сумасшедшего. Я был настолько счастлив, так давно хотелось уединения и уюта. Заказал кухню, собрали вместе с соседом. Потом друзья еще мебель подвезли, девчонки навели порядок. Сейчас такая радость и спокойствие на душе.
От семейной жизни мужчина отвык. После травмы были мысли про семью, но не сложилось. Сейчас он живет с пушистым другом Семочкой и по-своему счастлив в одиночестве.
Тем более что скучать Владимиру некогда. Помимо тренировок, он обучает волонтеров правилам и тонкостям паралимпийских видов спорта, чтобы те могли быть судьями на местных соревнованиях.
А еще мужчина ездит в Минск на курсы по изготовлению изделий из углепластика. Вскоре в Мозыре откроется профильное производство, куда он хочет устроиться на дополнительную работу.
— Хочется жить в достатке. Сегодня я не вижу проблем с трудоустройством для людей с инвалидностью, главное — желание. Можно пойти отучиться на мастера маникюра или обувное дело. Ребята, которые хотят зарабатывать, себя найдут и применят. А кому это не надо, тот сделает проблему на ровном месте. И если ты хороший специалист и у тебя руки растут из правильного места, то нет никакой разницы, сидишь ли ты в инвалидном кресле и есть ли у тебя ДЦП.
В свободное время Владимир ездит в гости к дочкам и строит планы на жизнь. Они у него простые, житейские: приобрести угловой шкаф и доделать прихожую, в сентябре познакомиться с новой группой по бочче.
Мужчина ждет, когда поспеет виноград, чтобы испечь хлеб на виноградной закваске. К слову, он очень любит готовить, поэтому поставить закатки на зиму — не проблема.
— А кто это сделает, если не я сам?
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by