27 сентября 2023 в 8:00
Источник: Татьяна Буланова. Фото: архив героев материала

«Озвучивала цены — и меня бросало в жар». Поговорили с белорусами, которые сами оценивают свои услуги

Источник: Татьяна Буланова. Фото: архив героев материала

Для многих в найме пойти к начальнику за повышением зарплаты — непростое испытание. У людей, которые сами могут устанавливать расценки на свои услуги, больше свободы в этом вопросе. Но в то же время есть дополнительная ответственность, а со стороны клиентов могут прилететь вопросы в стиле «Почему так дорого?». Пообщались с белорусами, которые сами устанавливают цены на свою работу.

«Про ведущего с запросом больше $1 тыс. быстро забывают»

Дмитрий Губич пришел в ивент-сферу 15 лет назад, а до этого работал ведущим на телевидении, а также в ресторанах и ночных клубах.

— Свою первую свадьбу провел за $350. Так получилось, что мой коллега случайно взял на один день два мероприятия, и на одно пришлось отправить меня. О цене он уже договорился, это и стало для меня отправной точкой карьеры — ниже я не опускался. Если бы не эта ситуация, я бы мог начать и с меньшего.

Помню, когда только решил, что буду двигаться в этом направлении, предложил своей знакомой провести свадьбу за $20.

Совершенно не осознавал тогда, что это за труд и сколько сил нужно оставить на мероприятии.

За 15 лет диапазон цен на услуги ведущих не поменялся, говорит Дмитрий: это от $100 до $1000. Ведущий среднего уровня возьмет около $500, высокого — $800—900. Выше будут брать благодаря медийности: если хочешь селебрити, заплати.

— Из моих наблюдений за время карьеры могу сказать, что только один ведущий мог смело ставить гонорар больше $1 тыс. И у него всегда была работа. Обычно происходит так: как только ведущий запрашивает $1 тыс. и больше, про него начинают быстро забывать.

Есть какой-то предел цены. Я лично каждый год в конце сезона добавлял к своему гонорару $50 — и в какой-то момент остановил себя. Это произошло три года назад, во время кризиса в ивент-сфере. Но если видишь, что коллеги работают откровенно слабее за те же деньги, это основание повысить цены. В любом случае заработок должен позволять поддерживать определенный образ жизни.

Хочешь привлекать клиентов с хорошим достатком — должен соответствовать их уровню.

Одно из заблуждений клиентов — многие думают, что цена на услуги ведущего зависит от количества гостей: мероприятие на 10 человек должно обходиться дешевле, чем на 150.

— На самом деле с компанией из 10 человек работать намного сложнее: нужно уделить внимание абсолютно каждому.

И еще так сложилось, что во время кризиса в ивент-сфере я брался за любую работу — тогда же делал ремонт. На следующий год людям, которые обращались через сарафанное радио, я уже не мог предложить те же цены. Это вызывало легкое недоумение у них и дискомфорт у меня.

Работа ведущего не такая простая и красивая, как может показаться по картинкам в Instagram. Отсюда и стоимость услуг, считает Дмитрий.

— Недавно один из заказчиков захотел, чтобы ведущий на мероприятии был в смокинге. Все проходило на улице, жара +27. Уже с первого обращения к гостям я почувствовал, как капелька пота потекла по спине. За один вечер пару килограммов уходит легко. Еще и обезвоживание. А после нескольких мероприятий подряд приходишь в себя, погружаясь в холодную ванну, — как профессиональные футболисты.

Но в основном клиенты понимают, за что они платят, говорит Дмитрий.

— А если спрашивают, можно вспомнить мотивационный вопрос: «За сколько вы готовы делать эту работу? Хотите, я вас научу?» Кстати, у меня случилась похожая история во время школьных выпускных, когда ведущих катастрофически не хватает. Один из выпускников спросил, к кому можно обратиться и сколько это стоит. И когда я ответил, он говорит: «Слушайте, а вы можете меня научить? Может, я сам за такие деньги попробую провести».

«Брал чуть ниже рынка». Рабочая схема?

Дмитрий как ИП более 15 лет занимается установкой и обслуживанием различных антенн: спутниковых, эфирных, для усиления сотовой связи и 3G- и 4G-интернета.

— Я работал на госпредприятии в сфере телекоммуникаций. Зарплата не совсем устраивала, поэтому решил остаться в своей профессии, но начать работать на себя. Ушел из найма, когда создал клиентскую базу и доходы от этой параллельной деятельности стали больше, чем зарплата.

В нашей сфере цены формирует конкурентный рынок. Среднюю определить несложно: в помощь интернет и телефон. Обзвон конкурентов и мониторинг цен позволит понять, что почем. А еще у нас есть чат, где общаются антеннщики со всей Беларуси, — там тоже можно что-то узнать.

Для себя Дмитрий определил, что будет работать в среднем ценовом сегменте (и даже чуть ниже) по Минску.

— Брать деньги за свои услуги по самому низу рынка не вижу смысла: опыт и квалификация позволяют оказывать услуги качественно. Есть годами наработанная клиентская база, помогает сарафанное радио (рекомендации от старых клиентов действуют лучше всякой рекламы). Но и ставить высокую цену тоже не стану.

Всегда найдется тот, кто сделает дешевле, пусть и не всегда качественно. Поэтому я и остановился на золотой середине.

Цены на услуги антеннщиков в последнее время сохраняются примерно на том же уровне. Объясняется это тем, что рынок не растет. Клиенты Дмитрия — это в основном люди в возрасте 50+, которые продолжают смотреть телевизор.

Что касается интернета, то здесь сильны позиции крупных операторов, и мелким ИП конкурировать с ними достаточно сложно. Кроме того, клиенты уже знают, какие услуги сколько стоят, — если кто-то начнет повышать цены, они просто уйдут к другим.

— Даже если заказов много, цены я все равно не повышаю, это некорректно по отношению к клиентам. Мне проще поставить человека в очередь, попросить подождать несколько дней. И я знаю, что у меня стабильно есть работа. Если кто-то хочет побыстрее, всегда можно найти специалиста с более высоким прайсом.

Да, я знаю людей, которые берут и больше среднего по рынку. В основном они занимаются антеннами в дополнение к основной работе. Клиентов немного, но можно за один заказ заработать столько же, сколько я за два-три.

Специфика работы на этом рынке состоит в том, что заказы мелкие, а клиентов много. Приходится общаться с большим количеством людей.

— Добавлю, что при работе с клиентами вежливость в общении и пунктуальность зачастую значат больше, чем цена услуги. Потому что люди, которые хорошо работают руками, не всегда умеют общаться с клиентами. А это важно — найти подход к человеку. Благодаря этому всегда будет больше заказов.

«Бросало в жар, когда озвучивала цены»

Анна Евтух — будуарный фотограф. Начинала девять лет назад с семейной и свадебной фотографии, снимала портреты.

— Сначала я снимала за очень низкую стоимость, поднимать цены было страшно. Первый коммерческий заказ получила в 2014 году от своего знакомого, с которого я взяла «огромные» деньги — 30 рублей (тогда средняя стоимость часа фотографа была 50—70 рублей). Мне казалось, что я, как начинающий фотограф, беру очень много.

А когда еще приходилось говорить, что надо оплатить студию, меня бросало в жар: это же столько деньжищ, а вдруг клиенты откажутся.

Я сравнивала себя с другими фотографами, которые снимали не лучше, но брали в два-три раза больше. Я же пыталась удержать клиентов за счет стоимости, делая себе только хуже.

Анна считает, что низкая цена имеет еще одну негативную сторону: клиент не чувствует ценности работы фотографа. Поэтому он не прислушивается к его советам (например, по выбору одежды), а потом высказывает претензии к фото.

Девушка чувствовала обиду и возмущение от того, что ее не ценят. Она решила активнее развиваться, ходить на мастер-классы. Стала собирать качественное свадебное портфолио — так пошли заказы на свадьбы. Почти все заработанные деньги откладывала, чтобы купить технику получше.

— Свадьбы приносили больше денег — это позволило мне почувствовать себя более ценной. Новая техника тоже побуждала поднимать стоимость на обычные фотосессии. А потом я вступила в клуб фотографов «Фотобиз» (он уже прекратил свое существование), и там за три с половиной года у меня выбили всю дурь из головы и научили себя ценить. Я также посещала мастер-классы и курсы по обучению маркетингу и фотографии.

С тех пор я периодически поднимаю стоимость своих услуг и четко знаю, за что получаю гонорар, каков эффект от моей работы. И клиенты приходят суперадекватные.

Вопросов вроде «Почему так дорого?» я уже не слышу. И чем выше стоимость работы, тем меньше вопросов задают клиенты, тем больше прислушиваются и советуются.

Если надо повысить цены, Анна говорит, что делает это максимально легко.

— Недавно пришлось, потому что увеличилась стоимость услуг, которые входят в мое пакетное предложение (печать, макияж с укладкой, аренда фотостудии). Мне уже не страшно, что кто-то не сможет позволить себе фотосессию у меня из-за стоимости.

Почему страшно оценить свою работу?

Ситуация, когда люди стесняются называть адекватную цену за свои услуги, на самом деле не такая редкая, говорит HR и карьерный эксперт Елена Богданова. Что делать?

— Прежде всего — продать самому себе услугу по той цене, которую хотите назвать клиенту. Для этого нужно четко понимать, из чего она формируется. В чем именно вы являетесь экспертом? Что делает вас действительно хорошим специалистом? Какова ваша ценность и как эксперта, и как человека? Какой результат вы дадите клиенту и почему ему выгодно заплатить эту цену?

Понятно, что, если человек платит за услугу, значит, он экономит время, деньги, силы. У него самого появляется возможность заработать больше. Если четко ответить себе на эти вопросы, становится понятно, что цена не может быть слишком низкой.

И это, кстати, большое заблуждение многих экспертов — думать, что клиент увидит низкую стоимость и обратится за услугой. На самом деле люди, которые готовы платить хорошие деньги, чтобы получить качество, будут искать других специалистов. Мы все вроде бы хотим сэкономить, но в то же время понимаем, что очень дешевое априори не может быть хорошим. Выставляя низкую цену, мы ставим себя в позицию, когда в качестве нашей работы могут засомневаться.

Кроме того, сама цена — это очень хороший фильтр для не совсем адекватных клиентов. Если мы назначаем нормальную стоимость, то к нам обращаются люди, которые с уважением относятся к нашей работе, прислушиваются к нашим советам и рекомендациям. И чаще всего уровень удовлетворенности такой же услугой будет значительно выше.

И еще один важный момент. С низким чеком за свою работу человек будет сутками напролет этим заниматься, чтобы получить хоть какой-то приличный доход, и у него не останется времени, чтобы развиваться, получать новое образование, прокачивать свой профессионализм — чтобы в итоге дать своим клиентам еще больше. А ситуация на рынке сейчас такова, что если ты не развиваешься как специалист, то очень быстро откатываешься назад.

И еще человек отказывается от времени с семьей, с друзьями, мало заботится о своем здоровье. По сути, он не живет, а только работает — и все ради того, чтобы заполучить клиента, который не готов платить хорошему специалисту адекватные деньги. Когда все это понимаешь, пропадает желание обесценивать свой труд.

Onlíner рекомендует
Apple iOS, экран 6.1" OLED (1170x2532) 60 Гц, Apple A15 Bionic, ОЗУ 6 ГБ, память 128 ГБ, камера 12 Мп, 1 SIM (nano-SIM/eSIM), влагозащита IP68
Onlíner рекомендует
Apple iOS, экран 6.1" OLED (1170x2532) 60 Гц, Apple A15 Bionic, ОЗУ 4 ГБ, память 128 ГБ, камера 12 Мп, аккумулятор 3227 мАч, 1 SIM (nano-SIM/eSIM), влагозащита IP68
Onlíner рекомендует
Apple iOS, экран 6.7" OLED (1290x2796) 120 Гц, Apple A16 Bionic, ОЗУ 6 ГБ, память 128 ГБ, камера 48 Мп, аккумулятор 4323 мАч, 1 SIM (nano-SIM/eSIM), влагозащита IP68

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by