19 687
24 октября 2023 в 8:00
Автор: Артем Беговский. Фото: Анна Иванова

«В жизни я серьезный человек!» Говорим с клоунами о деньгах, профессии и Голливуде

Автор: Артем Беговский. Фото: Анна Иванова

Не знаю, как вам, но лично мне всегда казалось, что клоуны — это нечто загадочное и даже немного мрачное. Их маски и грим скрывают истинное лицо, и никто не знает, кто они на самом деле. Продолжаем изучать редкие профессии: краснеют ли клоуны, когда рассказывают о своей работе, чем занимаются в свободное время и что у них на уме, кроме шуток и розыгрышей? Чтобы разобраться во всем этом и понять, как живут современные белорусские клоуны, мы отправились в Белгосцирк к настоящим представителям этого жанра.

Перед нами коверные клоуны Даниил Минкевич и Наталья Суворова, которые выступают в дуэте Crazy Kids. Коверными в цирке принято называть тех клоунов, которые выходят в паузах между номерами на протяжении всего представления.

Даниилу всего 22 — наверное, это самый молодой клоун страны. В Белгосцирке он работает с 17 лет. Овладевал профессией с 5, в этом ему помогал дедушка. Он же и развил во внуке важные для клоуна навыки, такие как ходьба по канату, езда на моноцикле, балансировка, эквилибристика на катушках и жонглирование всем подряд. Родители парня, хоть и работают в других сферах, никогда не гасили его желание попасть в цирк — наоборот, поддерживали. А если и прогорит, то это будет его выбор.

— Я с детства мечтал стать клоуном или дрессировщиком хищников. Эта борьба еще сидит где-то в глубине меня, тигры манят до сих пор. Но клоунада мне все же ближе, и я ни на что ее не променяю.

Часть своей жизни я провел в Осиповичах, там же окончил музыкальную школу по специальности «актер театра и кино». Даже учась в школе, в мыслях я был в цирке, а на уроках рисовал в тетрадке тигров, клетки и шатер. Но уроки не откладывал: воспитание было строгим, не схалтуришь.

Наталья в детстве занималась плаванием, но группа распалась, и нужно было искать себе новое занятие. Мама хотела отдать дочь в фехтование или на каскадера, но судьба занесла 12-летнюю девочку в цирковую студию. Туда она ходила семь лет, параллельно получая «нормальную» специальность — техника-технолога мукомольной промышленности. Просто родители заставили, вот и обзавелась корочкой.

— В 2020 году нас объединили для цирковой программы. Получилось хорошо, и мы стали выступать дуэтом. Уже четвертый год как работаем вместе, — рассказывает Наталья. — По сюжету, мы брат с сестрой, которые делят любовь родителей, в роли которых — зал. У зрителей возникает диссонанс, когда они видят нас, потому что нет шаблонного рыжего и белого клоунов.

Путь в клоунаду у каждого свой, и прирожденных представителей этого жанра мы встречаем не на манеже. Те, кто мечтает попасть именно в цирк, выбирает из курсов, цирковых студий, университетов и училищ. Другие ничего не оканчивают, а вывозят чисто на харизме или лояльности режиссера.

— Чтобы поступить в училище, нужно владеть акробатикой, жонгляжем от трех предметов и актерским мастерством. На кастинге смотрят, талантливые вы или просто ненормальные. Пару лет назад конкурс был не очень большим, но и брали не всех. Из 20—30 человек в училище возьмут 8—10. Отбор очень жесткий, как в балет, — рассказывает Даниил.

Из выпустившейся группы клоунов дай бог если один попадет в цирк. Частые гастроли и командировки не всегда подходят семейным людям, здоровье тоже нужно железное, ведь клоунада предполагает физические нагрузки. Это дело нужно любить и гореть им. Но, как и везде, таланта вкупе с желанием будет мало. Усердие и трудолюбие — вот настоящие факторы успеха.

— Много моментов, когда профессиональный артист завел семью — и все, разъездная жизнь закончилась. От этого и пошло такое явление, когда цирковые сходились только с коллегами по цеху. На самом деле это не так, в XXI веке каждый может найти свою половинку в другой сфере. Но вот удержаться вместе, когда вы живете буквально в разных мирах, очень сложно, — говорит Даниил.

— Свое время рождает своих клоунов. Популярность артиста сосредоточена на продаже его имени. Сейчас тенденция на клоунов-шоуменов. Мы же приверженцы старой школы, работаем по лекалам Никулина, но в европейской подаче. Тем самым на ура заходим как за границей, так и здесь, — продолжает Наталья.

Коверные клоуны работают по контракту, то есть числятся в штате цирка. Есть худрук, режиссер и хореограф, которые непосредственно помогают клоуну стать лучше.

— В клоунаде номера мы придумываем сами, а окончательный вариант смотрит и дорабатывает режиссер. Бывает такое, что ты приезжаешь со своими заготовками, а тебя полностью переделывают под стиль и сюжет программы.

Мы много чего умеем: эквилибристика, жонгляж, даже профессионально вертеть хулахуп и дрессировать животных можем.

Рабочий день, как у большинства тружеников страны, с девяти до шести с перерывом на обед. Но так как творчество не предполагает нахождения в одном кабинете, ребята часто ездят на примерку костюмов, выступать на мероприятия, репетируют, занимаются ремонтом реквизита или разработкой нового.

— Жонглера может одеть и обуть цирк: сегодня он работает в итальянском стиле, завтра — в китайском, послезавтра — во французском. Мы же сами придумываем свои образы, чтобы «продать» их зрителю.

На столе у ребят обычный театральный грим, лак для волос, пудра, которой фиксируется грим, и что-то из мелочовки. Все закупает цирк.

— Кожа, конечно, страдает, особенно в Новый год, когда в день по три выступления. Ты буквально весь день с ним, и он въедается так, что ты его снимай не снимай, а контуры будут видны. Уходит он только через две недели, — говорит Наталья.

— Я раньше работал в белой маске — лицо почесать хотелось до безумия, но ты не можешь ее снять, потому что накладывать нужно полтора часа, а перерыв всего час. Выступать в гриме тяжело — видишь, как я в 22 выгляжу? — шутит Даниил. — Летом тоже свои нюансы: выступал на солнце, так на лице загар был буквой «Т», и две недели пришлось с этим клеймом ходить.

Грим ребята рисуют и придумывают себе сами. Рука уже набилась, тратят на это 15—20 минут, а краски нанесут даже с закрытыми глазами.

— Грим — это база. Начинающий клоун всегда опирается на определенный образ, а затем модифицирует его. Бывает так, что клоуны ищут себя очень долго, до 15 лет. То налысо побреются, то волосы отрастят, то грим 10 раз поменяют, — рассказывает Наталья.

— Как понять, что ты нашел себя?

— Оно само ляжет. Просто надо одеться и нарисовать грим. Судить можно только по реакции зрителей на твою подачу. Иногда бывает так, что клоун находит свой образ, а он похож на чей-то. Но невозможно скопировать его под ноль, ты все равно обыграешь его по-своему. А если и копируют один в один, то такой образ долго не живет, с чужим продуктом ты на пьедестал не пробьешься.

Тут главное не что на тебе надето, а как ты это чувствуешь. И если зритель тебя с этим любит и принимает — значит, это успех.

— Мы какие в жизни, такие и на манеже, добавляем только немного яркости и артистизма. Клоун — это же праздник, смех, веселье. Мандраж всегда был, есть и будет. Самый сильный — когда приезжаешь на премьеру в новый цирк, — подхватывает коллега.

Зритель в цирке самый серьезный и искренний. Если он тебе поверит, тогда ты молодец, не поверит — это провал. Провалов, к счастью, у ребят не было. Однако завалы на представлении случались: например, башня из кубиков с головы упала. Зритель не понимает, что что-то идет не так, мол, таков сценарий. Волнуются только клоуны — и просто импровизируют. А затем на репетиции оттачивают навыки и разбираются, что пошло не так. Штрафы за непойманную кеглю никто не выписывает.

— Театр и цирк — два врага?

— Клоуны рушат этот миф, потому что, когда нам нужно сделать реквизит, мы бежим именно в театр. Но основные костюмы делаем в цирке.

— Как вам Джокер и Пеннивайз?

— Абсолютно ненавижу голливудские фильмы про клоунов-злодеев. Я не могу понять (может, в силу своего возраста): зачем прививать этот негативный образ? Потом, когда посетитель приходит в цирк, первая его мысль: «Ой, только бы клоун ко мне не подошел». Эти фильмы только усугубляют фобии людей. В СССР, например, цирк подавался иначе. Были куклы, журналы, кино, и дети любили клоунов, они знали, кто такие Попов и Никулин. И когда клоун приходил к детям, они его отпускать не хотели.

Сейчас на Западе эта проблема в три-четыре раза серьезнее, чем у нас. Вот увидел ребенок клоуна таким злым, и ты уже никак из него это не выведешь. Потому многие клоуны в США выступают вообще без грима.

— Если во время выступления ребенок заплакал, что делать?

— Лучше на это не реагировать. Надо смотреть на ситуацию под другим углом, ведь дети плачут по разным причинам — может, он так внимание привлекает или ему сандалии жмут.

«Мы в жизни вообще не устраиваем клоунады. Я серьезный человек!»

Спустя час ребята отправляются на репетицию, где мы сделали все эти снимки. Затем задаем еще несколько вопросов самому молодому клоуну Белгосцирка.

— Тебе хватает времени на личную жизнь?

— Какой бы плотный график ни был, времени на девушку и друзей у меня хватает. Но да, это тяжело совмещать с гастрольной деятельностью. Видимся периодами. Близкие уже привыкли, что по большей части общаются со мной в видео- или аудиоформате. Зато как встречаемся, это всегда праздник, чтобы было что вспомнить, кроме цирка.

— Не приживается ли образ клоуна и как он влияет на характер?

— Я скажу так: характер меняется с возрастом. Чем ты старше, тем мудрее и опытнее. Мой характер стал сильнее, где-то сложнее, в определенные моменты могу показать зубы или успокоить себя и окружающих. Мы в жизни вообще никогда не показываем себя клоунами. Образ не приживается. В жизни я довольно серьезный человек, приходится решать много вопросов по гастролям, учебе и так далее. Бывают дни, когда ты можешь встретиться с друзьями и поразвлекать их, но больше образ клоуна нигде не проявляется, тем более спонтанно, это всегда запланированные акции.

— Сколько получают клоуны?

— Точных цифр назвать не могу, но на жизнь хватает, и даже больше. Наш цирк — один из лучших, если не лучший в Европе, и зарплаты тут самые высокие.

— Как люди реагируют, когда ты называешь свою профессию?

— Одни боятся, другие зажимаются, третьи радуются. Терпеть не могу, когда просят рассмешить. Я же не прошу знакомого сантехника показать, как он владеет гаечным ключом. В основном люди рассказывают, что в детстве боялись клоунов, и разговор приходит к тому, что сейчас другие клоуны, подача и так далее.

— Как выступать, если у тебя плохое настроение или болезнь?

— Когда работал Бабой-ягой, у меня заболело горло, я еле мог говорить, а там надо кривлять голос. Выходил в манеж и через силу разговаривал, но в какой-то момент голос разогрелся. Так я на себе ощутил лечебные свойства манежа. Когда ты выходишь, забываешь все свои проблемы, уходит даже боль.

Но бывают такие моменты, что ты прямо не можешь, тебя накрывает апатия, ничего не хочется. Меня спасают веселые видеоролики с животными и приколами. Они поднимают настроение, и я иду к зрителю уже заряженный.

— Если не клоунада, чем бы занялся?

— Когда была пандемия, я об этом задумался. Сам по себе развиваюсь во многих направлениях: в совершенстве владею Photoshop, сам фотографирую, монтирую видео, веду соцсети, играю на музыкальных инструментах, читаю про бизнес и финансовые стратегии. Скорее всего, если бы и уходил куда-то, это была бы коммерческая деятельность.

Благодарим Белгосцирк за помощь в организации интервью и проведении съемки.

15.6" 1920 x 1080, IPS, 144 Гц, Intel Core i7 12650H, 16 ГБ DDR5, SSD 1024 ГБ, видеокарта NVIDIA GeForce RTX 3050 Ti 4 ГБ (TGP 75 Вт), без ОС, цвет крышки черный, аккумулятор 76 Вт·ч
Нет в наличии
15.6" 1920 x 1080, IPS, 144 Гц, AMD Ryzen 5 5600H, 16 ГБ DDR4, SSD 512 ГБ, видеокарта NVIDIA GeForce GTX 1650 4 ГБ GDDR6, без ОС, цвет крышки темно-синий, аккумулятор 50 Вт·ч
Нет в наличии
Onlíner рекомендует
15.6" 1920 x 1080, IPS, 144 Гц, AMD Ryzen 7 5800H, 16 ГБ DDR4, SSD 1024 ГБ, видеокарта NVIDIA GeForce RTX 3060 6 ГБ (TGP 130 Вт), Linux, цвет крышки серый, аккумулятор 46.7 Вт·ч
Нет в наличии

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by