29 декабря 2023 в 8:00
Источник: Татьяна Траянович. Фото: Александр Ружечка. Иллюстрации: Максим Тарналицкий
Спецпроект

Не делайте этого на собеседовании! HR и психолог рассказывают, как правильно искать работу и когда стоит менять профессию

Источник: Татьяна Траянович. Фото: Александр Ружечка. Иллюстрации: Максим Тарналицкий

Пока все вокруг носятся по магазинам, режут салаты, упаковывают подарки, отгоняют от елок котов, вы чувствуете себя вне пузыря праздничной мишуры? Тогда этот текст для вас. Если не можете отвлечься и думаете о смене работы или даже профессии, эксперты рекомендуют отнестись к этому серьезно и не затягивать. Составьте план действий — прямо сейчас. Вместе с МТС мы начинаем большой цикл про перезагрузку карьеры. Сегодня попытались разобраться в секретах хорошего резюме и поговорили с профи о том, как обсуждать зарплату и рассказывать о неудачных кейсах. И что вообще делать, если у вас выгорание.

Психолог: «Испытывать страх и сомневаться — это нормально»

О том, как все же отважиться на смену работы, спрашиваем у психолога Ольги Рыбчинской. Главное — нужно разобраться в мотивации. — Когда трудно решиться, стоит задать себе вопрос: «Зачем я собираюсь это сделать?» Или: «Почему я задумалась (задумался) о смене работы именно сейчас?» Ответы помогут понять настоящие потребности и желания. Это и есть ваша мотивация.

Ольга Рыбчинская, психолог в «Центре успешных отношений»

По словам Ольги, все мотивы для смены работы можно условно разделить на два типа:

  1. По желанию (мотивация изобилия): хочу развиваться, попробовать что-то новое, хочу повысить свой доход и качество жизни.
  2. По необходимости (мотивация дефицита): нужно спасать свое физическое и психическое здоровье, материальное положение, компания или отрасль на грани вымирания. Это вопрос скорее необходимости, чем желания.

Когда вы поняли, зачем и почему решились на кардинальные действия, можно подумать о том, что мешает вам это сделать, чего не хватает, в чем трудность. Запишите ответы на эти вопросы. Частый повод для того, чтобы задуматься о смене работы, — это эмоциональное выгорание.

Если вы понимаете, что работа перестала вам нравиться, устаете, не чувствуете отдачи и не видите смысла продолжать, есть ощущение безнадежности, нехватки сил и идей, опустошение, подавленность, это все признаки выгорания.

Выгорание можно спутать со стрессом. То есть обычно стресс на работе — это нормально: напряженные периоды, усталость перед отпуском или в конце рабочего года. Выгорание характеризуется сильной эмоциональной опустошенностью, потерей интереса к труду и ощущением своей полной некомпетентности (снижение самооценки).

Наблюдаете у себя симптомы эмоционального выгорания?

Чтобы сделать свой выбор, войдите или зарегистрируйтесь
Да, чувствую что-то неладное
Наоборот, полон бодрости

«Важно построить трезвый план по смене профессии»

— Но как искать новую работу, когда нет энергии и сил? И что делать, если приходят мысли о смене профессии? — Ожидать от человека в состоянии выгорания энергии было бы завышенным требованием. Когда мы выгорели, у нас нет энергии, и это естественно. В этом случае человеку надо позаботиться о себе. Вам может не подходить компания, в которой вы работаете, или условия там. Именно внешние социальные условия — это главные факторы выгорания. Тогда нужно прислушаться к себе, подумать, почему вы выбрали именно эту профессию. Если она вам когда-то нравилась и вы были в ней заинтересованы, но выгорели, то вполне возможно, что стоит думать не о кардинальных переменах, а о смене компании. И поискать рабочее место с адекватными условиями труда, где вы будете чувствовать себя более комфортно.

А если вы пришли в свою профессиональную сферу неосознанно или по совету родителей, тогда выгорание может быть связано с тем, что вы не на своем месте. В этом случае стоит задуматься о смене отрасли.

Важно построить трезвый план по смене профессии и учитывать цикл построения карьеры — он длится 10 лет. Вначале у вас будет период поиска: нужно определить, кем вы теперь хотите быть и где работать. Вероятно, будет период переобучения, когда вы не будете получать зарплату или она будет невысокая.

И нужно быть морально готовым к тому, что потребуются годы, чтобы выйти на уровень профессионала в новой сфере. Не стоит ждать от себя больших результатов через два-три года. Вот еще несколько рекомендаций:

  1. Хорошо было бы заручиться поддержкой друзей или близких, поговорить с теми, на кого вы можете рассчитывать, чтобы они помогли в сложные периоды. И еще важны вера в себя и четкое понимание, зачем вы это делаете: почему вы меняете профессию, что для вас важно в будущей работе, чего вы ищете.
  2. Если поддержки нет, тогда цели должны быть поскромнее. Для начала можно перейти в другую компанию на похожую позицию, то есть совершать менее рискованные шаги.
  3. Важно помнить, что вы, скорее всего, будете испытывать страх и сомневаться. И это нормально. Свои сомнения не стоит отбрасывать — их нужно анализировать, обдумывать. И то же самое следует делать со страхом: перечислить, что вас пугает, в чем вы сомневаетесь. Смотрите на это трезвым взглядом. Это важное переживание, которое страхует от ошибок, но не стоит позволять им себя останавливать.

Стереотипы, которые мешают сменить работу

Основная причина, говорит эксперт, — это страх неопределенности.

— Люди хотят гарантий, но их не бывает. Мы принимаем решение сменить работу, и никто не может сказать нам, что это правильное или неправильное решение. Только время покажет.

На мой взгляд, еще одна большая проблема — это недостаток веры в себя. Мы очень часто себя недооцениваем. Я вижу много умных, трудолюбивых, ответственных белорусов, которые не верят в себя и не решаются менять работу. Они годами сидят на должностях, которые переросли. Когда мы делаем выбор, то до конца не знаем, к каким последствиям он приведет. Опасаясь этой непредсказуемости, люди решают ничего не выбирать. Пусть все будет так, как будет. Когда мы из-за страхов долгое время не действуем, мы пассивны, наша самооценка ухудшается. Как и вера в то, что мы можем действовать и быть успешными в своих действиях.

Попробовать обезопасить себя от неопределенности можно с помощью профориентации, разговора с психологом, коучем о том, что вам важно в профессии, чего вы хотите, то есть так подстраховаться и лучше узнать себя. Тогда выбор станет более осознанным и шансов, что новая профессия вам не подойдет, будет гораздо меньше. — Как перестать быть пассивным человеком? — Пассивность — это безопасно: рисков немного, в отличие от активности. Но цена у этой пассивности — падающая самооценка. Первый мотив действовать — это желание попробовать что-то новое. Второй мотив — понимание того, что, если я здесь сижу, ничего не делаю и продолжаю ничего не делать, это пагубно влияет на мою самооценку. Если вы уже приняли решение действовать, нужен достаточно конкретный план с маленькими шагами. Например, что вы можете сделать сегодня: посмотреть ролик о какой-то профессии, погуглить вакансии, попросить рекомендацию у коллеги и так далее.

— Что делать, когда человек точно понимает, что хочет уйти с нынешней работы, но пока не знает, какой должна быть новая? — Я бы здесь выделила два этапа. Первый — все-таки попытаться понять, чего вы хотите. Это можно сделать с психологом-профориентологом или самостоятельно с помощью психологических методик и упражнений.

Я рекомендую вспомнить пять профессий, о которых вы мечтали в детстве, и выписать, почему каждая из них вас когда-то привлекала, а потом посмотреть, что общего будет между всеми этими профессиями. Это может быть, к примеру, помощь другим людям, исследование чего-то нового или желание быть в центре внимания.

В качестве второго этапа Ольга предлагает исследовать рынок труда, понять, какие профессии сейчас востребованы, какой там уровень зарплат и условия, чтобы желание соотносилось с реальностью. Иногда в таких случаях рекомендуют пробовать разные курсы, волонтерство в интересующей сфере без смены места работы. — Но как правило, если человек решился поменять работу, ему нужно не очень много поддержки. Может быть просто профориентация, помощь от психолога в составлении плана, проговорить страхи, сомнения — и в путь.

Как подготовиться к поиску работы: советы от профи

Эксперт в кадровых вопросах Татьяна Скорб рекомендует вначале определить свои настоящие цели и желания и только после этого готовить стратегию поиска.

Татьяна Скорб, директор по персоналу кадрового агентства «Кадр»

Правильно оформляем резюме

Подберите качественную фотографию. Пусть она будет достойной, соответствующей вашему возрасту, желательно студийной. Это не должно быть фото из бара или кафе, на природе, в лесу. Обновите информацию. Когда информация в резюме не обновлялась три-четыре года, то HR не понимает, что за это время происходило с человеком с профессиональной точки зрения. Укажите свой реальный возраст. Его не нужно скрывать или бояться. Так вы понижаете свою значимость как специалиста, который может дать фору более молодым, но менее опытным кандидатам. Проверьте адрес электронной почты. И исправьте его, если там написано, к примеру, kisulya2215 или dobry_veter. Укажите специальность, которую вы получили в вузе/колледже. Например, «БГУ, юрист». Когда указан только вуз, это говорит о некоей халатности, сокрытии информации. Укажите направления компаний, в которых работали. Вместе с названием обязательно указывайте сферу деятельности. Подробно опишите свой функционал и навыки. После того как вы указали места работы, детально распишите, чем вы там занимались: например, проводили переговоры или работали с известными брендами и так далее.

А вам часто доводилось составлять резюме?

Чтобы сделать свой выбор, войдите или зарегистрируйтесь

Заполните портфолио. Многие любят выкладывать туда свои фотографии, но портфолио нужно именно для того, чтобы разместить дипломы, сертификаты, благодарственные письма, отзывы. Не хвастайтесь, а покажите свои реальные достижения. Исправьте ошибки в тексте. Резюме должно быть без грамматических ошибок. Каждую строчку начинайте с прописной буквы. Имя и фамилию указывайте полностью (вариант Александр Н. Н. не подойдет). Не забудьте про раздел «Обо мне». Многие тут пишут «просто хороший человек» или ставят смайлики. Расскажите о том, какая вы личность, о своих профессиональных качествах. Вы «продаете» себя, но это не должна быть фантастика.

Что писать в сопроводительном письме

Что еще? При отклике на вакансию не будет лишним отправить сопроводительное письмо. Оно повышает вероятность быть замеченным и показывает вашу высокую заинтересованность в работе. Татьяна объясняет, что письмо должно быть универсальным (но только для похожих вакансий) и сохранено в закладках в телефоне. Часто резюме и сопроводительные письма делают прямо на мобильнике. В таком случае есть риск отправить текст с ошибками, описками. Поэтому важно заранее подготовить аккуратный шаблон. Письмо, конечно, стоит немного менять в зависимости от профиля компании. Что там должно быть? Опишите личностные характеристики и то, какую пользу вы можете принести работодателю. — В письме вы рассказываете, почему хотите работать именно в этой компании, что можете дать ей как специалист, что, к примеру, компания близка вам по духу, вам нравятся ее миссия и функционал.

А что, если вакансий в доступе нет?

Иногда бывает так, что организация, в которой вы мечтаете работать, не публикует вакансии. В таком случае находите контакты HR, секретаря или директора или пишите на общую почту и просите телефон (почту) человека, который занимается поиском персонала. Далее делаете качественное резюме. Можно даже прийти туда и презентовать себя.

Тестовое задание

— Всегда ли нужно соглашаться на тестовое задание? — На тестовое соглашаться надо — так вы узнаете, сможете ли делать требуемую работу в будущем. А работодатель поймет, насколько сотрудник в теме, быстро и качественно ли он выполняет задачи.Татьяна советует обращать внимание на объем тестового задания. Если это полноценный кусок работы на несколько дней, то, возможно, за ваш счет компания хочет получить бесплатный кейс. Чтобы не попасться на непорядочных людей, можно уточнить, будет ли тестовое оплачено и можно ли сделать выборочные части, а не все задание. Опирайтесь на ваши ощущения, читайте отзывы о компании: не было ли такого, что они всем дают тестовое и постоянно кого-то ищут.

Как подготовиться к собеседованию: «Помните, что вы не на консультации у психолога»

Собеседование — важный этап на пути к новой работе, это то, что «продает» соискателя после его резюме. У вас должен быть аккуратный внешний вид, чистые волосы, опрятная (можно деловая) одежда. Приходите за 5—10 минут, чтобы было время отдышаться и привести себя в порядок. Не очень хорошо, когда соискатель приходит секунда в секунду. Если вы вдруг опаздываете, то позвоните и предупредите заранее. Перед собеседованием не будет лишним посмотреть сайт компании, ее социальные сети. На встрече покажите искренний интерес, проговорите, чем вы можете быть полезны, как усилите компанию своей работой. Когда вас просят рассказать о себе, не отвечайте вопросом «А что вам рассказать?». Расскажите то, что считаете нужным, но без лишних стеснений и фантазий.

— Отвечайте на вопросы честно, но помните, что вы не на приеме у психолога: не нужно говорить про всю свою боль, негатив, про то, как вам тяжело и вы устали. Еще работодатели любят спрашивать, почему они должны вас взять. Не стоит отвечать «Потому что я хороший», «Мне у вас нравится», «Мне быстро добираться», «У вас хорошие зарплаты». Расскажите, что вы умеете делать и что у вас накопился хороший опыт, который пойдет компании на пользу. Добавьте, что вам хотелось бы тут работать, потому что, к примеру, сотрудники хорошо отзываются об этом месте.

Самый главный вопрос

Когда дело касается обсуждения зарплаты, смело и без стеснения говорите, какой диапазон в рамках рынка рассматриваете. Добавьте, что готовы расти и обучаться. Если у вас хорошее резюме, грамотное сопроводительное письмо, вы не провалились на собеседовании, работодатель понимает ваш будущий вклад в компанию, тогда хорошую зарплату не надо будет обосновывать. А когда вы настаиваете на какой-то сумме и вам отказывают, то это говорит о том, что либо вы сейчас действительно не стоите столько как специалист, либо компания не может позволить себе вас, либо вам попался жадный работодатель. — Как правильно рассказывать о своих неудачных кейсах? — У всех есть факапы и зоны роста. Нормально рассказать об одном кейсе, признать, что тут вы недосмотрели, тут не поняли, не все от вас зависело, при этом не обвиняя других. Расскажите, какие навыки вы приобрели после этой неудачи, какой урок усвоили.

— Обычно в конце собеседования кандидату предлагают задать свои вопросы. Что однозначно не стоит спрашивать у работодателя? — Избегайте личных тем и далеко идущих вопросов касательно работы. Например, нет смысла спрашивать, могут ли вас в мае отпустить на неделю по личным делам, если собеседование проходит в марте. Нет смысла сильно интересоваться «плюшками», премиями и возможностями роста (и карьерного, и финансового) через полгода или год. Это должны быть вопросы в рамках первой встречи. Можно уточнить, почему компания ищет специалиста, чего ждут от нового сотрудника и насколько ваша кандидатура подходит для данной вакансии. Если вы во время собеседования сомневаетесь, что вам подойдет эта работа, но хотели бы попробовать, узнайте, можно ли заключить договор подряда на время испытательного срока.


Партнер проекта — МТС

МТС является крупнейшим провайдером телекоммуникационных услуг и цифровых решений в Беларуси по количеству абонентов — их 5,7 млн.

Ежедневно 1,5 тыс. сотрудников компании самых разных специальностей развивают, обслуживают инфраструктуру сети по всей стране, внедряют и совершенствуют инновационные сервисы и услуги для физических лиц и бизнес-сегмента.

IT-профессионалы, маркетологи, бизнес-аналитики, инженеры, менеджеры, HR, финансисты — все специалисты компании решают смелые и амбициозные задачи, учатся и развиваются.

Готовы присоединиться к команде МТС? Заходите на сайт и откликайтесь на подходящую вакансию.

Спецпроект подготовлен при поддержке СООО «Мобильные ТелеСистемы», УНП 800013732.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by