После прочтения этого материала вы, вероятно, задумаетесь, а так ли хорош офис, в котором вы работаете. Хотя… А вдруг это вопрос из прошлой жизни? Так ли важны стены, стулья, вазоны, переговорки и малые архитектурные формы для современного работника, пережившего удаленку и сотню совещаний в пижаме? Как сделать офис, который будет приятен при гибридной работе, — вот основная головоломка для работодателя, говорят наши эксперты. Вместе с МТС продолжаем цикл статей про карьеру. Сегодня разбираем устройство идеального рабочего пространства с дизайнером, HR и психологом.
— Как сказывается на людях тенденция возвращаться в офисы после удаленной работы? — задаем вопрос психологу Ольге Михайловой.
— Для многих это непросто. Переход с удаленки в офис должен быть плавным. На мой взгляд, максимально гибкий и комфортный график — два-три дня в неделю в офисе, а остальное время дома.
Если люди долгое время работали удаленно, а потом им сказали, что они теперь каждый день должны ходить в офис, это очень стрессовая ситуация. В таком случае руководству не стоит рассчитывать на лояльность и высокую продуктивность сотрудников.
Если вы понимаете, что выход в офис — это для вас и правда большой стресс, то позаботьтесь о вещах, которые могут его немного снижать или хотя бы не усиливать. Первое время можно брать вкусные ссобойки или ходить на обед в любимое место, выходить гулять днем.
Привыкнуть к стрессу нельзя. Это период адаптации, и его в любом случае нужно будет пройти. И чтобы любой такой период прошел более мягко, важно заручиться поддержкой и заботиться о себе.
А если компания требует обязательно ходить в офис каждый день и не рассматривает вариант гибкого графика, то меняйте работу. Ищите место, где такая возможность будет.
— Но у всех разные потребности. Как в офисе уживаться сотрудникам с разным отношением к удаленке и гибридной работе?
— Нужно находить компромиссы, относиться с пониманием и принятием возрастных и поведенческих особенностей, с уважением личностных границ друг друга в одном пространстве. Но вообще, любому из нас, кто работает восемь-девять часов в день, нужно в течение дня прогуляться, полежать или даже подремать минут 15. Это нормальные человеческие потребности, и пора бы активнее двигаться к их удовлетворению на рабочих местах.
По мнению психолога, если администрации компаний и руководители будут создавать рабочие места как для себя, ориентируясь на то, как им было бы комфортно, нравится ли им офис и месторасположение, то в целом это тоже будет удовлетворять их сотрудников.
— Человеку в офисе должно быть в первую очередь комфортно и безопасно, а потом уже можно ориентироваться на какую-то эстетику, дизайн. Должны соблюдаться базовые правила: комфортная температура, удобные рабочие места, хорошая техника, чистая просторная кухня, зоны для расслабления.
Также важно, чтобы в офисе ничего не напрягало. Некоторые компании могут устанавливать камеры, к примеру, в раздевалках, и это крайне спорный момент.
— Что на самом деле может мотивировать на продуктивную работу в офисе (еда, гибкий график, медстраховка и так далее)?
— Я бы делала опросы. Зачем гадать, когда можно предоставить сотрудникам список возможностей компании, понимать их нужды и давать именно это. Если можно предложить гибкий график или есть бюджет на офисную еду и это нужно сотрудникам — отлично.
За последние годы формат работы в офисах очень изменился: стал преобладать гибкий гибридный график, что сильно повлияло на тренды и в дизайне. Большие компании уходят от кабинетного принципа проектирования и создают открытые пространства с зонами отдыха и универсальными рабочими местами.
— В грамотном дизайне офисного пространства должно быть три ключевых момента: эргономичные рабочие места, поддерживающие высокую работоспособность сотрудников в течение дня; удобная коммуникация между отделами; имидж компании и правильное впечатление, которое она производит на потенциальных клиентов, партнеров и новых сотрудников. Интерьер должен «продавать» компанию еще до того, как этим займется менеджер, — объясняет дизайнер Галина Сазанчук.
Адаптивным. Пространство должно быть гибким для разных форматов работы. Недостаточно организовать в офисе только рабочие места и переговорные комнаты, должно быть и общее пространство с мягкой мебелью для неформального общения.
При этом сейчас переговорок становится больше, а их размер сильно уменьшается. Очень популярны Skype-комнаты, которые рассчитаны на одного-двух человек. Там можно организовывать созвоны или просто использовать как звукоизолированные помещения.
Визуально разнообразным. Концепция, когда на каждом этаже одинаковая отделка, уже уходит. Элементы по дизайну и стилистике будут одинаковые, но, например, разных цветов: один этаж выполнен в желтых акцентных оттенках, а другой — в голубых.
Офис должен быть оформлен в едином индивидуальном стиле, отражающем особенности компании. И не стоит экономить на отделке, чтобы через год снова делать ремонт. Материалы должны быть эстетичные, очень практичные и долговечные.
Без шума. С переходом в опенспейсы возникла большая потребность в звуковом комфорте пространства. К примеру, открытые инженерные коммуникации, крашеные трубы в офисе выглядят классно, но от них хорошо отражается шум, и создается эхо.
Несмотря на эстетическую сторону, все-таки нужно предусматривать звукоизоляцию и использовать шумоподавляющие панели (на стену или подвесные). Такие конструкции дают уют и камерность.
Для стеклянных переговорок, которые тоже создают эхо, обычно выбирают какой-то текстиль. Шторы, с одной стороны, визуально добавляют приватность, а с другой — хорошо поглощают шум.
Что касается освещения, то оно должно быть белым и нейтральным, чтобы было комфортно глазу и сотрудники не уставали. А в зонах отдыха, наоборот, можно сделать теплое освещение, чтобы создавать уют и расслабленную атмосферу.
Сейчас в тренде гибкие пространства, где сотрудники в течение дня могут менять рабочее место с учетом своих потребностей. Такой подход помогает адаптировать помещение под каждого работника.
В идеальном пространстве должно сочетаться несколько зон. Зоны с закрепленными рабочими местами нужны тем, кто основную часть времени проводит в офисе и хочет иметь собственное постоянное место.
Мобильные зоны нужны сотрудникам, которые часто в командировках, ездят на встречи либо работают в гибридном формате. Можно использовать хотдески — это свободные рабочие места, которые может занять любой сотрудник. Для удобства в этой зоне не помешают шкафы-локеры, где люди могут хранить личные или рабочие вещи и не носить их постоянно в офис.
Должны быть зоны для коллективной работы. Это условные телефонные кабины, переговорные, Skype-комнаты, обучающие классы, оснащенные техническим оборудованием. Здесь любой сотрудник может скрыться от шума, чтобы пообщаться с клиентом или просто посидеть в тишине и расслабиться.
Неформальные зоны, к которым относятся кухня, спортзал, зоны отдыха, кофепоинт, библиотека, игровые комнаты и так далее.
— Можно ли с помощью дизайна увеличить продуктивность?
— Я считаю, что продуктивность сотрудников напрямую зависит от пространства, где они проводят бо́льшую часть дня. Очень важно, чтобы офис был комфортным, приятным и продуманным, чтобы планировка, функционал и зонирование соответствовало тому, чем занимается компания и какой коллектив в ней работает.
В зонах продажников на стенах обычно размещают мотивирующие надписи, а в зонах отдыха ставят уютные диваны и кресла, чтобы сотрудник, у которого горят сроки и дедлайны, мог прийти туда и перезагрузиться.
И все-таки: как эти офисные тренды влияют на привлекательность компании на рынке труда? HR-специалист Наталия Добрияник считает, что задача руководителей и HR-отделов — сделать так, чтобы в офисе было комфортно людям любого возраста. Но при этом каких-то специальных подходов, влияющих на удобство, нет.
То, что обязательно должно быть в каждом офисе, — это поддержание так называемого гигиенического минимума: оборудованное рабочее место, комфортная температура и влажность воздуха в помещении, доступность чистой воды и так далее.
— По моим наблюдениям, люди старшего поколения более привержены традиционному формату работы: им комфортно прийти и уйти в определенное время, они не сильно притязательны к тому, что будет окружать их в офисе, им достаточно оборудованного рабочего места, хорошей освещенности и отсутствия шума.
А люди более молодые уже на собеседовании интересуются расположением рабочего места (кабинет или опенспейс), количеством работников в кабинете и подразделении, сидит ли руководитель рядом с ними.
У нас в компании, например, более молодой персонал сконцентрирован в подразделениях, которые заняты продажами и обслуживанием клиентов. В других подразделениях коллеги могут быть достаточно разновозрастными, но это не создает сложностей в коммуникациях и взаимодействии при выполнении рабочих задач.
При гибридном графике работы непросто поддерживать у сотрудников вовлеченность в жизнь компании. Для этого Наталия рекомендует руководителям в первую очередь не забывать о коммуникации. Это постоянная подача обратной связи, чтобы люди ощущали востребованность, единение с компанией, — это же будет способствовать и сохранению мотивации работать в ней.
Нужно периодически узнавать, получает ли сотрудник в данный момент от работы то, чего хочет. Если что-то мешает ему полноценно выполнять задачи, следует обсудить, что это может быть.
— Поддерживать деловые эмоциональные связи нужно, конечно, и на удаленке. К примеру, планерки проводить обязательно с камерой, чтобы видеть, как человек реагирует, как воспринимает информацию.
В целом гибридный формат работы оказывает значительное влияние на лояльность к компании — для многих сотрудников это важно. Кто-то уже просто не представляет свою работу без удаленки. Мы специально не перестраивали рабочее помещение, чтобы обеспечить гибридный формат. У каждого сотрудника в офисе есть рабочее место — его не занимает никто другой, даже если он работает удаленно.
Еще при таком формате работы важны общие зоны отдыха. Очень приятно, когда ты заходишь в красивое, комфортное, оборудованное место и видишь людей, с которыми давно не встречался в офисе.
Напоследок несколько конкретных советов сотрудникам от HR: как выжить в новом гибридном мире.
МТС является крупнейшим провайдером телекоммуникационных услуг и цифровых решений в Беларуси по количеству абонентов — их 5,7 млн.
Ежедневно 1,5 тыс. сотрудников компании самых разных специальностей развивают, обслуживают инфраструктуру сети по всей стране, внедряют и совершенствуют инновационные сервисы и услуги для физических лиц и бизнес-сегмента.
IT-профессионалы, маркетологи, бизнес-аналитики, инженеры, менеджеры, HR, финансисты — все специалисты компании решают смелые и амбициозные задачи, учатся и развиваются.
Готовы присоединиться к команде МТС? Заходите на сайт и откликайтесь на подходящую вакансию.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by