В редакцию обратился читатель Леонид, который купил розы в подарок жене, а они завяли еще до конца дня рождения. Магазин заменить товар отказался. Узнали в обществе защиты прав потребителей, что можно делать в таких ситуациях.
Букет стоил 47,26 рублей — по словам мужчины, сумма для него немаленькая. Леонид заказал цветы с самовывозом, в 07:30 забрал розы, чтобы поздравить жену в начале дня. Читатель отмечает, что утром цветы были красивыми и еще не раскрывшимися. Но вечером, когда супруги вернулись с работы, дома их встретил увядший букет. Леонид обратился в магазин и попросил заменить некачественный товар — там отказали, потому что цветы не подлежат обмену и возврату. Магазин предложил разве что скидку 15% на следующий заказ, хотя у мужчины уже и так была скидка постоянного покупателя.
Для покупателя это испорченный подарок и праздник, а что говорит закон?
— Цветы отнесены к товарам, не подлежащим обмену и возврату, в соответствии с пунктом 27 Перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену и возврату (Приложение 4 к постановлению Совмина от 14.06.2002 №778). Вместе с тем, в соответствии со статьей 5 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей» (далее — Закон), потребитель имеет право на надлежащее качество товаров. При продаже потребителю товара ненадлежащего качества он вправе заявить требования, предусмотренные статьей 20 Закона, среди которых — замена товара, соразмерное уменьшение цены, расторжение договора и возврат уплаченной суммы и другие, — рассказывает Дмитрий Малец, председатель правления общественного объединения «Региональное общество защиты потребителей».
По словам Дмитрия, вот как можно поступить в такой ситуации:
Но с цветами из магазина есть нюанс: чем больше времени прошло с момента покупки, тем сложнее доказать исходные недостатки.
— Нам периодически поступают обращения, связанные с реализацией потребителям цветочной продукции ненадлежащего качества, однако с исковыми заявлениями по этой категории дел в интересах потребителей мы не обращались ввиду слабой судебной перспективы. В подобных случаях достаточно сложно будет доказать наличие недостатков реализованного товара (потребитель мог хранить товар ненадлежащим образом, возможно, были его повреждения при транспортировке и другое). Кроме того, могут возникнуть сложности в поиске специалистов по проведению экспертиз качества цветочной продукции.
Раз шансов доказать свою правоту в случае с цветами не так много, Дмитрий советует снижать вероятность спора и проверять товар в момент покупки: нет ли видимых дефектов.
Дополнено
В магазине «Розы.бел», в котором Леонид купил цветы, нам ответили, что соблюдают все правила ухода за цветами и композициями: все цветы хранят в холодильных камерах, подрезают и держат в воде.
— К сожалению, после того как клиент приобретает у нас товар, мы не можем знать, в каких условиях находились цветы. При разрешении конфликтных ситуаций мы опираемся на законодательство Республики Беларусь от 9 января 2002 года №90-3, закон «О защите прав потребителей» в редакции от 4 января 2014 года №106-3 и постановление Совета министров №778, где живые цветы входят в перечень непродовольственных товаров, которые возврату и обмену на аналогичный товар не подлежат. Однако мы ценим наших клиентов и при появлении неприятных ситуаций предоставляем скидки на следующий заказ.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро