Наша читательница искала в Instagram мастера, чтобы записать маму на окрашивание волос. Каким же было ее удивление, когда после уточнения про возраст парикмахер отказалась записать клиентку. «Я впервые сталкиваюсь с эйджизмом в сфере услуг и нахожусь в недоумении, ведь существуют правила бытового обслуживания», — возмущена девушка.
Маргарита показала нам переписку с мастером. Колорист написала, что «не работает с мамами, а только с молодыми девочками». При этом в шапке профиля клиентка не нашла пометки о том, что мастер оказывает услуги только людям определенного возраста. Читательница уверяет, что после короткого общения в Instagram мастер ее заблокировала.
В диалоге с журналистом Onlíner мастер пояснила, что вышло недопонимание. Она не хотела, чтобы отказ был воспринят как дискриминация. Запрос у клиентки был по поводу закрашивания седины, а мастер «не работает на красителях, которые ее закрашивают». Кроме того, работа с молодыми девушками позволяет колористу в дальнейшем использовать их фото для продвижения соцсетей. Вот почему мастер не смогла оказать услугу женщине с сединой.
Можно ли в сфере услуг предъявлять возрастные ограничения к клиентам, мы спросили у юриста Татьяны Левинской.
— Отказ по причине «работаю с молодыми девочками» однозначно некорректен. При этом с юридической точки зрения важно, в каком качестве мастер оказывает парикмахерские услуги: как ИП либо как физлицо, уплачивающее налог на профессиональный доход.
Юрист уточняет: для физлиц закон предусматривает значительно меньше требований, чем для ИП и юрлиц. Такому человеку достаточно лишь вовремя уплачивать налог и соблюдать основные противоэпидемические мероприятия. А вот на ИП и юрлиц распространяются требования, установленные в Правилах бытового обслуживания, утвержденных постановлением Совмина РБ от 14.12.2004 №1590 в разделе 12. Кроме того, клиентов защищают закон «О защите прав потребителей» и Гражданский кодекс.
— Предлагая парикмахерскую услугу, ИП либо юрлицо заключает публичный договор с каждым потенциальным клиентом. То есть они автоматически соглашаются принять всех клиентов, которые к ним обратятся. Нельзя их фильтровать по национальности, полу, языку, внешнему виду, возрасту и пр.
Отказать клиенту в обслуживании можно лишь в отдельных случаях. Например:
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Карты «Леди» «Беларусбанка» — это больше, чем банковские карты: это ключ к яркому женскому сообществу! В зависимости от уровня обслуживания банк предлагает две премиум-карты на выбор: Visa Gold или Visa Signature. С Клубом «Леди» вас ждут специальные скидки у партнеров, манибэк 3% на безналичные операции в отдельных категориях, консьерж-сервис Visa, специальные условия на банковские продукты и много других преимуществ. Подробнее о возможностях и преимуществах Клуба «Леди» — на сайте belarusbank.by или по номеру 147.