Скребок гуаша или ролик для лица, фотоомоложение или биоревитализация, ботокс или филлеры…Бьюти-рынок товаров и услуг для сохранения молодости просто огромен. При этом не совсем понятно, что делать в первую очередь: скупать дорогие кремы или выполнять гимнастику для лица. Вместе с «Беларусбанком» поговорили с теми, кто знает, как не бояться цифр в паспорте. И выяснили, какие методы приводят к результату, а какие — только пустая трата денег.
Татьяна Комкова — главный врач одной из минских поликлиник. Несмотря на большую загрузку, она всегда находит время на уход за своим внешним видом. Хотя правильнее будет сказать — на здоровье. По мнению доктора, два этих параметра — красота и здоровье — неотделимы друг от друга. Сама Татьяна называет такую систему «здорово ориентированным образом жизни». В ней три ключевых параметра: питание, физическая активность и отсутствие стресса. Что касается ухода за кожей, Татьяна считает его второстепенным, хотя и уделяет немало внимания.
Задумываться о сохранении молодости она начала ближе к 35: стала замечать даже не столько изменения во внешности, сколько снижение уровня энергии. За этим уже последовали первые морщинки. Такой расклад молодую женщину не устроил, и она взялась за глобальные перемены в образе жизни.
Первое, что изменила, — питание. Обычно это три приема пищи, главное — без переедания. В повседневной жизни сладкое Татьяна вообще не ест, позволяет себе десерты только по праздникам. На вопрос: «Не очень любите?» — Татьяна улыбается и отвечает: «До 32 любила все — и майонез, и тортики, и чебуреки. А после себя от всего этого отучила». Помимо сладкого, в повседневном рационе у доктора сейчас отсутствует жареное. При этом нет и продуктов, которые Татьяна не ест вообще.
— Если я буду в ресторане на приеме, где мне подадут картошку фри с жареной отбивной, то я отрежу кусочек и съем. И не буду принципиально настаивать, что мне это не подходит. Но для своей обычной жизни я это не выберу.
Татьяна акцентирует внимание еще на одном моменте. Это соблюдение водного баланса — ключевой фактор для тонуса кожи. Она приучила себя не пить ничего, кроме воды, чая и кофе. До четырех часов дня выпивает полтора литра чистой воды, а после вообще не пьет до утра, чтобы не было отеков. У ужина тоже есть ограничения по времени: нужно постараться успеть поесть до 19:30. Хотя правило и не распространяется на дни мероприятий. Татьяна снова повторяет: никакой категоричности.
Если не считать периода беременность, то за всю жизнь вес нашей героини колебался только в пределах трех килограммов. И, по ее мнению, это еще один залог молодости. Постоянные качели веса на коже лица могут отражаться плачевно.
Что касается физической активности, то спортом Татьяна увлекалась с самого детства. В школе профессионально занималась плаванием. И до сих пор регулярно ходит в бассейн. В целом три раза в неделю у нее запланирован день физической активности: сначала силовая или кардио — они чередуются, а потом бассейн и сауна. Сауна как раз один из этапов расслабления и ухода за кожей. Обычно в спортивном центре в эти дни Татьяна проводит не меньше трех часов.
Но ежедневное закрытие колец активности тоже есть в графике. Каждый день она проходит минимум 10 000 шагов.
— Даже после самого тяжелого дня?
— Я больше скажу: это лучшее завершение тяжелого дня. Бывает, к шести вечера силы заканчиваются. Но после трех часов тренировки я чувствую себя обновленной. Это же и есть борьба со стрессом.
К слову, о стрессе. Повлиять на его присутствие в жизни сложно, а вот на отношение к нему — возможно. Медитации Татьяна не практикует, но действует по собственной системе.
— Тревога — это что? Страх о будущем, которое, возможно, и не произойдет так, как мы о нем думаем. Поэтому нужно мысленно возвращать себя в сейчас. Я блокирую картинки возможного развития событий. И мне это действительно помогает.
А теперь переходим к более привычным бьюти-вопросам. Татьяна вспоминает, что использовать кремы начала еще в подростковом возрасте. Правда, особо не заморачивалась с подбором — тестировала все, что попадалось под руку.
В первый раз к косметологу Татьяна попала в 32 года. Но страсть к косметике в ней так и не проснулась. Все баночки проходят рациональный отбор: в косметичку попадает только одна за раз каждого типа продукта. Основной частью своего ухода Татьяна называет тщательное увлажнение и пилинги.
— Несколько раз я делала салонные пилинги средней жесткости. Да, сначала кожа классная — мягкая и красивая. Но когда нарастает новый роговой слой, все возвращается к предыдущему состоянию. Еще и восстановительный болезненный период около недели. На мой взгляд, еженедельные домашние пилинги лучше поддерживают кожу.
Бьюти-рутина нашей героини выглядит так. Утром — тоник, сыворотка, дневной крем и крем с SPF. Кстати, его доктор использует круглый год, просто меняет интенсивность: летом 50 SPF, зимой — 20 SPF. Вечером — пенка для умывания, тоник, сыворотка и ночной крем. Тот самый домашний пилинг Татьяна делает 2 раза в неделю, маски — раз в неделю, по настроению использует патчи под глаза.
Что касается кремов, то доктор доверяет французской аптечной косметике. А вот пенка для умывания у нее от белорусского производителя — признается, что пока не нашла ни одного аналога даже в более дорогом сегменте. Разброс средств по стоимости в косметичке достаточно большой.
Татьяна признается, что она косметический однолюб: одним и тем же средством готова пользоваться бесконечно долго, пока эффект не изменится. В остальном все по классическим рекомендациям косметологов: зимой — более питательные средства, летом — более легкие текстуры. Если на выбор есть крем 30+ и 40+, без сомнений берет второй.
К советам коллег по поводу избегания прямых солнечных лучей Татьяна тоже прислушивается. Никогда не загорает на открытом солнце, да и в целом старается по возможности не находиться на улице в часы зноя, на отдыхе всегда в солнечных очках и шляпе.
— Мы все думаем про красоту. Но рак кожи тоже никто не отменял, — добавляет врач. — А помимо морщинок от того, что мы морщимся, глядя на солнце, появляется пигментация. И часто именно она выдает возраст.
Переходим к обсуждению процедур. Как доктор, Татьяна относится к ним спокойно — без страхов и предубеждений. Главное условие — делать все у проверенного специалиста в салоне или медцентре, но ни в коем случае не на дому.
За годы общения с разными косметологами наша героиня успела попробовать на себе разные методики. Например, уколы диспорта и ботулотоксина — инъекции, которые должны разглаживать морщины. Их наша героиня делает примерно раз в 8—12 месяцев.
Еще одна процедура — биоревитализация. Обычно в лицо делается несколько сотен уколов, но для себя Татьяна выбрала более щадящий метод. Называется — канюльная техника (в этом случае специалист воздействует только на 5—6 точек). И реабилитация занимает всего 2 часа — вместо недели. Под кожу вводят гиалуроновую кислоту для омоложения — результат Татьяне тоже нравится.
Следующий этап, о котором наша героиня пока раздумывает, — жидкие нити. Под кожу вводится специальный гель, который должен стимулировать выработку эластана и коллагена. Как правило, такую процедуру делают раз в год-полтора.
Осенью Татьяна обычно делает несколько процедур фотоомоложения: во-первых, в результате убираются пигментные пятна, во-вторых — сосудистая сеточка в уголках носа.
— Если вы понимаете, как проходит весь процесс, то можете осознать: ничего опасного в этом нет. Тот же ботулотоксин, которого многие боятся, колют детям. Например, при кривошее и других болезнях. Поэтому страха у меня нет.
Кстати, к пластическим процедурам Татьяна тоже относится лояльно. Для себя не рассматривает, но с уточнением — пока.
После обсуждения косметологии доктор предлагает затронуть еще один важный вопрос — осанку. Зажатые грудные мышцы или проблемы со спиной — и вот уже плывет овал лица. По секрету Татьяна делится с нами одним лайфхаком.
— Знаете про взгляд на втором этаже? Нет? Это когда осанку держишь прямо и смотришь не перед собой, а чуть выше — как будто на второй этаж. Такое легкое аристократическое поднятие головы, — улыбается доктор. И добавляет: особенно хорошо работает после вечного зависания в телефонах.
— А как вы относитесь к фейсфитнесу?
— Отлично! Но сама не делаю. А вот массажи у профессионалов — да. Для удовольствия и расслабления.
Самомассаж скребками гуаша, роликами или другими приспособлениями Татьяна тоже оценивает положительно: по ее словам, навредить себе крайне сложно. Несколько статей или видео — и можно довольно быстро разобраться, как действовать.
Теперь наконец можем раскрыть главный секрет: Татьяне 47 лет. И она скромно отмечает, что выглядит хорошо, но на свой возраст. Хотя новые знакомые и удивляются, что у нее двое взрослых детей — 25 и 20 лет.
— Напоследок хочу еще раз повторить свою главную мысль. Когда задают вопросы про молодость, обычно заходят не с той стороны. Всегда спрашивают про уход за лицом. Но это, может, только процентов 10 успеха. Нужно смотреть глубже, — отмечает Татьяна.
Мнение одной прекрасно выглядящей женщины — пример для вдохновения. Но за более общими рекомендациями по сохранению молодости мы решили обратиться к врачу-косметологу и основательнице студии эстетической косметологии Khlebinskaya Studio Елене Хлебинской.
Косметолог тоже начинает разговор о красоте с темы здоровья:
— Отечность, деформированная линия овала лица или ранние морщинки часто могут быть следствием внутренних состояний организма. Поэтому так важно делать ежегодный чекап организма.
Елена отмечает, что с современным темпом жизни и уровнем стресса важно действовать на опережение и делать профилактические процедуры. Например, массаж лица. Уже лет с 20 начинать интересоваться темой сохранения красоты вполне нормально. Речь не всегда об омолаживающих процедурах в таком юном возрасте, а как минимум о подборе правильного ухода.
К слову, о нем. По мнению косметолога, на 80% внешний вид кожи зависит именно от домашнего ухода. Понятно, если не брать в расчет здоровье, а только ежедневную уходовую рутину и процедуры.
— Очищение, увлажнение, защита от солнца — это такие же базовые действия, как и почистить зубы. Это обязательно нужно делать каждый день. Если не заниматься кожей дома, даже самые прогрессивные процедуры не дадут долгосрочного эффекта. Опять же, по аналогии с зубами: кариес можно вылечить у специалиста, но если неправильно чистить зубы, то в каком состоянии будет наша полость рта?
Одним из важных принципов сохранения молодости кожи косметолог называет ее защиту от ультрафиолета. Злокачественные новообразования кожи — распространенная патология во всем мире. А для тех, кто много работает за компьютером и телефоном, важно защищаться и от синего экранного света, который ускоряет старение. Крем с SPF-защитой Елена рекомендует использовать каждый день вне зависимости от сезона.
— Важнейший этап — увлажнение: это как строительные кирпичики для нашей кожи — не стоит им пренебрегать. Недостаток увлажнения или имитирование его большим количеством натуральных или синтетических масел может привести к негативным изменениям кожи.
По словам косметолога, оптимальный уход выглядит так.
Утро:
SPF-защиту нужно периодически обновлять. Полностью смывать макияж необязательно. Можно промокнуть кожу сухими или матирующими салфетками — и снова нанести солнцезащитный крем. Как вариант, можно использовать солнцезащитную пудру либо флюид, напоминающий по текстуре больше воду, чем плотный крем.
При правильном нанесении SPF с пометкой 30 нужно обновлять каждые полтора часа, SPF 50 — каждые два часа. Но если вы весь день проводите в офисе вдали от окон, обновить солнцезащиту нужно снова перед тем, как отправиться домой.
Вечер:
Самостоятельно выбирать сильнодействующие средства косметолог не рекомендует. Даже специалистам не так просто угнаться за всеми новинками, обыватель чаще выбирает новые средства по рекламе или привлекательной упаковке, что может навредить коже.
— А что насчет кремов для определенного возраста?
— Я бы сказала, что это больше маркетинговый ход. Возможно, производители имеют в виду, что в составе есть определенные компоненты, которые наиболее подходят для кожи в определенном возрасте. Но специалисты-косметологи не делят средства по такому принципу, а обращают внимание на тип и состояние кожи, состав средства. Именно поэтому так важно, чтобы косметолог владел знаниями дерматологии и косметической химии.
Кстати, лайфхак от Елены. Чтобы понять, как выстраивать уход за кожей в будущем, можно посмотреть, как меняются с возрастом близкие родственники, в первую очередь родители. Какие признаки старения у них наиболее заметны – морщинки, пигментация, изменение объемов и пропорций черт лица. И исходя из этого предупреждать будущие проблемы на самых ранних этапах.
Еще один нередкий вопрос по поводу выбора косметики: как часто нужно менять средства? Обычно женщины волнуются из-за потенциального привыкания кожи и постепенного уменьшения результатов. Но Елена заверяет, если в составе нет антибиотиков или гормонов, это невозможно. Другое дело, что может измениться само состояние кожи в лучшую сторону и не будет такого вау-эффекта, как при первоначальном использовании. Именно поэтому в своей работе Елена использует фото и видеофиксацию того, как выглядит кожа.
– Так как я работаю еще и онлайн, часто сталкиваюсь в работе, что не все замечают изменения на коже. Но фото и видео, которые мы делаем минимум раз в неделю, помогают объективно отслеживать результаты.
— А стоимость средств напрямую связана с качеством?
— Если мы говорим об известных брендах, то надо понимать, что в стоимость закладывается и реклама. И часто за имя бренда приходится платить куда больше, чем за состав. Поэтому я за профессиональный косметический сегмент, который на слуху только у специалистов-косметологов и их клиентов. Обычно такие средства не продаются в общем доступе с целью безопасности, а реализуются только после консультации у профессионала.
При этом я знаю отличные примеры продуктов по очень доступной цене, в том числе от локальных брендов. В любом случае я, как профессионал, обращаю внимание на эффективность, а не на известное имя на упаковке, красивую рекламу и обещания. Чему и учу своих клиентов.
— С какими проблемами чаще всего белоруски приходят к косметологу?
— Если мы говорим о старении, то у белорусов часто отечно-деформационный тип старения. Когда образуются морщины-марионетки (их еще называют складки скорби. — Примечание Onlíner), выраженные носогубные складки, черты лица становятся не такими четкими. По сути, они скатываются вниз под силой гравитации.
Чем можно помочь: увлажнение и питание кожи в домашнем уходе, а в кабинете косметолога можно предложить массаж: лимфодренажный, скульптурирующий, пластический. Причем не только лица, но и тела — все структуры взаимосвязаны в нашем организме.
Посоветовать универсальные омолаживающие процедуры сложно: все подбирается индивидуально. Но если говорить о популярных методиках, то большим спросом пользуются осветляющие пилинги, чтобы убрать пигментные пятна, и инъекционные и аппаратные способы коррекции.
Задаем вопрос, который вызывает самые бурные обсуждения: насколько высок риск?
— Инъекция — это медицинская процедура, поэтому риск есть всегда. Но у специалистов при использовании сертифицированных средств он сводится к минимуму. Чтобы делать инъекции, нужно иметь специальную квалификацию врача, медицинскую лицензию, постоянно обучаться. Во-первых, чтобы знать, куда колоть, это анатомия. Во-вторых, что колоть — разнообразие препаратов сейчас огромное. К тому же инъекции нужны далеко не всем, как, например, антибиотики во время простуды. Показания к ним четко утверждены в международных рекомендациях для косметологов.
Также не стоит уповать на «волшебную инъекцию», которая решит все проблемы с кожей. Это всегда только комплексная работа со стороны здоровья, физической активности, ухода за кожей дома, а после — работа в кабинете косметолога.
Уточняем, а как индустрия изменилась за последние 10—15 лет?
По наблюдениям Елены, препараты стали более эффективными и щадящими, с меньшим количеством побочных эффектов и восстановительным периодом. Косметологи практически полностью отказались от процедур, которые имеют длительный период реабилитации. «Больше не нужно быть долго некрасивой после косметолога, чтобы потом стать красивой», — замечает Елена. Зато чаще стали работать с ретинолом, кислотами, пептидами и антиоксидантами. Акцент смещается на профилактику проблем: в качестве примера снова приведем домашний уход, массажи лица и тела.
— Глобально я бы назвала это культурой осознанного инвестирования в свое здоровье и красоту. Заранее, до появления серьезных проблем и дерматологических заболеваний, что не может не радовать меня как врача, — подводит итог Елена.
В зависимости от уровня обслуживания банк предлагает две премиум-карты на выбор: Visa Gold или Visa Signature. С клубом «Леди» вас ждут специальные скидки у партнеров, манибэк 3% на безналичные операции в отдельных категориях, консьерж-сервис Visa, специальные условия на банковские продукты и много других преимуществ. Подробнее о возможностях и преимуществах клуба «Леди» — на сайте belarusbank.by или по номеру 147.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by