Владелец минской кофейни Varka Никита Нестеров столкнулся с негативной реакцией после введения новых правил для посетителей, работающих с ноутбуками. В своей кофейне на Грушевке он ввел ограничения на использование ноутбуков. Но одна из клиенток отказалась соблюдать данное правило, сославшись на личные принципы, и на замечания Нестерова ответила заявлением, что он потерял клиента. В ответ на это Нестеров сказал, что именно к этому и стремится, добавив: «Так я и хочу потерять всех клиентов с ноутбуками».
Свою позицию владелец кофейни подробно изложил в видео на YouTube. Он пояснил, что решение ограничить работу удаленщиков связано с большим потоком посетителей, которым зачастую не хватает свободных мест. Нестеров также рассказал, что ранее клиенты с ноутбуками занимали большинство столиков, но заказывали при этом минимально и оставались на длительное время — иногда на 5—7 часов, что мешало другим гостям.
Нестеров добавил, что многие постоянные посетители жаловались на загруженность кофейни «офисными» клиентами. Ситуация дошла до того, что некоторые из них устраивали конференции в Zoom и даже проводили стримы. В итоге, чтобы создать более комфортную атмосферу для всех, владелец кофейни решил ввести ограничения.
— То, что мы ограничили бесплатный Wi-Fi, — это была первая мера, когда мы только пытались как-то бороться с удаленщиками, которые сидят в кафе по 8 часов. Но это абсолютно не помогло, потому что люди просто раздают себе Wi-Fi с телефона. Запрет на ноутбуки мы ввели два года назад, тогда и посыпались у нас рейтинги везде, нам ставили единицы в отзывах.
У нас очень большой поток людей. Это мое первое дело, я только открыл кофейню, и появился сперва один человек с ноутбуком, потом второй, третий, пятый. Чуть ли не в компьютерный клуб превратились. Реально бывало, что из семи столов — шесть с ноутбуками. То есть человек просто берет воду или кофе и сидит по 5—8 часов. И таких большинство, наверное 80% удаленщиков, которые делают маленький заказ на 5 рублей и сидят прям сутками. Я понял, что пора что-то менять, когда нам поставили одну звезду за то, что в кафе нет мест, — рассказывает Никита Нестеров.
Около двух лет назад в кофейне решил ввести ограничение, оставив всего один большой стол для тех, кто работает с ноутбуком. Остальные столы были предназначены для обычных посетителей. Это правило и решило проблему занятости столиков.
— Конфликтов много по поводу ноутбуков, люди не понимают этого правила. При этом я не против таких людей, просто у нашего заведения такие правила. Как и в некоторых барах, где нельзя курить, или в кафе, куда нельзя с животными, — у каждого места есть своя специфика и свои условия. Любители посидеть с ноутбуками могут найти много других заведений в этом районе, где такие ограничения отсутствуют. Мы же выбрали формат кофейни, где люди могут быстро выпить кофе и отдохнуть, — пояснил владелец.
Касательно того самого конфликта и возможного компромисса Никита Нестеров ответил следующее:
— Меня удивило, что эта женщина знала о запрете на ноутбуки, но все равно пришла снова, достала ноутбук и начала спорить. Она сказала, что в Европе такого ограничения нет, что это, мол, нарушение «качества сервиса». Я предложил ей найти в Вильнюсе хотя бы пять кафе с похожими правилами, и она сразу замолчала. После этого она возмутилась, что ей нужна розетка.
Позже к ней присоединился мужчина, и, услышав часть разговора, он спокойно предложил просто убрать ноутбук и остаться. На этом конфликт исчерпался. А вот в интернете начались обсуждения и многие писали, что мы выгоняем людей. Но мы никого никогда не выгоняли, просто объясняем наше правило — у нас только за одним столом разрешено работать с ноутбуком. Все адекватные посетители это понимают, соблюдают правила или пересаживаются. Есть, конечно, и такие, кто пренебрегает правилами, но мы им не мешаем сидеть дальше.
Проблема в том, что у нас небольшая кофейня и места ограничены. Мы не можем позволить, чтобы кто-то занимал столик на 5—6 часов, заказав один кофе. У меня кофейня — это бизнес, а не бесплатное коворкинг-пространство. Если бы я мог открыть заведение на 150 «квадратов», то, возможно, и большие столы для работы с ноутбуками бы сделали. Но у нас ежедневно бывает около 300 человек, и нам важно, чтобы места хватало всем.
Имеют ли право владельцы кафешек вводить такие строгие ограничения? Ранее мы уже разбирались в этом вопросе. Вот как ситуацию прокомментировала юриста Татьяна Ревинская.
— Кафе вправе самостоятельно определять условия обслуживания посетителей (подп. 1.3 п. 1 ст. 11 закона от 08.01.2014 №128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь»). Как правило, такие условия закрепляются в локальных правовых актах и доступны гостям на информационном стенде либо посредством различного рода табличек в помещении, на сайте заведения или в соцсети. Таким образом, запрет на использование ноутбука в кафе либо ограничение времени пребывания с ним — это самостоятельное решение заведения, которому посетитель должен подчиниться, — пояснила специалист.
При этом клиент вовсе не обязан что-либо заказывать. Посетитель может зайти в любое время (в рамках часов работы заведения) и сколько угодно изучать меню, вплоть до закрытия. Принуждать клиента сделать заказ сотрудники заведения не имеют права.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро