Бриллианты сейчас относятся к числу вечных ценностей. Действительно, они могут существовать неограниченно долго и при этом благодаря своим физическим качествам весьма эффектны. Поэтому неудивительно, что их используют и в ювелирных украшениях, и как средство накопления и хранения финансов. Однако по-настоящему люди увлеклись этими камнями относительно недавно — лишь когда изобрели искусство их огранки, превращения минерала, созданного природой при огромном давлении и на невероятной глубине, в произведение искусства. На протяжении долгих столетий чуть ли единственным на планете источником алмазов (сырья для производства бриллиантов) оставалась Индия, что во многом и создало для нее образ сказочно богатой страны, а главным центром добычи этой формы углерода стала Голконда. Более того, название этого места на юго-востоке Индостана превратилось в имя нарицательное и стало символом неисчерпаемого кладезя ценностей. Как и почему Голконда заработала такую репутацию, позволив своим правителям, низамам Хайдерабада, попасть в число самых состоятельных людей на земле?
Прежде чем придать алмазам и производным из них статус драгоценностей, люди наделяли их скорее магическими, сверхъестественными свойствами. В качестве камней для украшения разнообразных артефактов использовались другие минералы, а мерилом богатства выступали благородные металлы: серебро и особенно золото. Причина была проста: эти металлы пусть и были редки, но встречались повсеместно, на всех континентах, поэтому их использование в качестве денег, признанного эквивалента стоимости товаров или услуг, было простым и понятным.
Алмазы, на самом деле, также распространены достаточно широко, вот только не в легкодоступных рассыпных месторождениях.
Практически все они сконцентрированы в так называемых кимберлитовых трубках — особых геологических телах, образующихся на месте прорыва земной магмы к поверхности планеты. Их разработка представляет определенную инженерную сложность и стала доступна лишь в конце XIX века. До этого же момента человечество имело дело лишь с камнями, которые находили в речных отложениях. И на протяжении долгого времени, вплоть до 1726 года, когда приятный сюрприз преподнесли бразильские реки, фактически монополистом на рынке алмазов оставались индийские копи.
В Европе первыми ценность алмазов осознали римляне. При этом уже в ту эпоху существовало и очень верное представление об их происхождении. Торговля Римской империи с Индией, особенно после завоевания первых территорий в Египте и на Аравийском полуострове, шла весьма активно. На Индостан отправлялось в основном золото (там регулярно находят монеты европейского происхождения). В обратном направлении текли всякие экзотические товары, до которых декадентское римское общество было весьма охоче. Среди слонов и носорогов для боев в амфитеатрах, шелковых и хлопчатобумажных тканей, специй и прочих излишеств попадались и алмазы.
Конечно, еще в своем естественном виде.
О том, что за них надо благодарить именно индийские копи, писал еще Плиний Старший, один из величайших римских энциклопедистов, называвший алмазы «ценнейшими из вещей». Причем он указывал даже верный регион на юге полуострова и отмечал, что самыми верными их поклонниками остаются женщины. То есть лучшими друзьями девушек эти камни были уже тогда. После же распада империи и с началом темных веков контакты с далеким азиатским полуостровом надолго прервались, а с ними - и зарождавшийся роман с алмазами.
Вновь об индийских алмазах европейцы вспомнили лишь в начале XIV века, спустя почти тысячу лет. Для начала рассказ о них в своей «Книге о разнообразии мира» оставил крупнейший путешественник того времени Марко Поло. «Ни одна страна, кроме Индии, не производит алмазы, — писал венецианец. — Те, что привозятся в нашу часть света, являются лишь отходами, так сказать, более крупных камней. Ведь цвет алмазов все везут Великому Хану и другим королям и принцам региона. По правде говоря, именно они владеют всеми сокровищами мира».
Естественно, такие истории будоражили воображение.
Поэтому неудивительно, что вскоре импорт алмазов из Индии в Старый Свет вновь был налажен. И сделали это, конечно, именно соотечественники Марко Поло, ведь Венеция стала главной европейской морской державой, которая контролировала азиатскую торговлю. К тому же именно там в 1330-е годы изобрели огранку, позволявшую получать из природных алмазов камни ювелирной ценности — бриллианты. Ну а те, в свою очередь, как нельзя лучше пришлись ко двору европейских монархов, а потом и родившейся буржуазии. Этот появившийся вновь спрос индийские производители были готовы с удовольствием удовлетворить.
Ранние сведения о добыче алмазов в Индии были наполнены невероятными историями, сейчас выглядящими фантастическими, но в те времена казавшимися довольно достоверными. Тот же Марко Поло писал, что камни находятся в глубокой долине, охраняемой огромными змеями. Добывают же люди их следующим способом: бросают в ущелье куски мяса, на которые налипают минералы, затем мясо хватают орлы, относят его наверх, где его уже вместе с драгоценной добычей отбирают местные жители.
Все это перекликается и с арабскими легендами о похождении Синдбада-морехода с его рассказами об Алмазной долине.
Скорее всего, подобные выдумки сознательно распространялись хозяевами настоящих копей, чтобы отбить у чужеземцев охоту совать свой нос в приносящий баснословную прибыль промысел. На самом же деле никаких птиц, змей и прочих существ там не существовало. Добыча алмазов была организована куда более прозаическим образом, а потому и вынуждала своих бенефициаров использовать в качестве защиты мистический страх.
Документальных подтверждений этому не осталось, но большинство специалистов по совокупности косвенных признаков полагают, что добыча алмазов в Индии началась между 700 и 500 годами до нашей эры. Месторождения камней распространены в стране на достаточно широкой полосе протяженностью 1,5 тыс. километров вдоль восточного побережья, но особенно богатыми на результат оказались русла двух рек: Кришны и Паннара.
Вода на протяжении долгих тысячелетий разрушала выходы кимберлитовой породы на поверхности, после чего несла обломки дальше по течению.
Более тяжелые фрагменты, включая алмазы, постепенно оседали на дно, образуя так называемые аллювиальные наносные отложения, богатые драгоценными минералами. То есть природа, по сути, на протяжении очень долгого времени делала за людей самую тяжелую работу, которая сейчас требует устройства шахт или открытых карьеров. Местным жителям оставалось только случайно заметить эти блестящие прозрачные включения в руслах рек, понять их ценность, а затем уже наладить сознательные поиски для удовлетворения все растущего спроса.
Как была устроена добыча индийских алмазов? Когда речь заходит о копях, невольно представляешь себе глубокие выработки, освещаемые лишь тусклым светом факелов, где копошатся несчастные горняки, пытаясь заметить заветный блеск искомого камня. Это картинка справедлива и неверна одновременно. Да, копошились. Да, в своеобразных шахтах, но глубокими они не были. Индийские копи в массе своей представляли собой конгломерат ям в речных руслах, уходивших вниз метров на 6—7. Ведь алмазы находились в аллювии, а глубоким его слой быть не мог. Тем не менее промысел был опасным, ведь вода продолжала свое действие. Стены таких ям подмывались и регулярно обрушивались, погребая под собой несчастных искателей сокровищ.
Способ поисков кажется довольно примитивным, но он давал великолепный результат.
Концентрация крупных камней высочайшего качества была непревзойденной, что давало колоссальный доход и операторам копей, и местным султанам. В районе русел Кришны и Паннара находились 23 из 38 всех индийских алмазных приисков, и почти вся их добыча сначала отправлялась в Голконду, местный региональный центр. Он находился довольно далеко, от некоторых шахт его отделяло целых 200 километров, но таковы были правила. Поэтому именно название столицы султаната сначала в профессиональных, а потом во все более широких кругах стало ассоциироваться со всеми индийскими алмазами. А точнее, со всеми алмазами мира, ведь альтернативные источники камней еще не обнаружили.
Даже современная Индия — государство федеральное. Бо́льшую часть своей истории она и вовсе представляла собой набор бесконечных княжеств, враждовавших между собой и периодически сливавшихся в более крупные образования, даже империи, которые потом, впрочем, опять распадались. В каком-то смысле больше всего среди всего этого разнообразия повезло именно Голконде, потому что именно на ее территории нашлись богатейшие из копей.
Сам султанат образовался в 1518 году, а Голкондой (в переводе — «Пастуший холм») назвали ее столицу — сначала глинобитную, а потом каменную крепость на вершине крутого холма. Именно в XVI—XVIII веках добыча камней вышла на свои пиковые уровни. Лишь на одной из шахте Коллур, давшей миру, пожалуй, известнейшие исторические бриллианты мира, одновременно работало до 60 тыс. человек. Львиная доля прибыли от торговли сырьем уходила султанам, династии которых это, впрочем, в исторической перспективе не помогло. В конце XVII столетия государство завоевали Великие Моголы, строившие свою империю, но и та полвека спустя превратилась в прах. Новыми властителями Голконды и ее сокровищ стали низамы (так звучал их титул) Хайдерабада, возникшего у подножия главного мирового центра торговли алмазами.
И султаны Голконды, и низамы Хайдерабада входили в число богатейших людей мира еще за столетия до того, как появился такой список от журнала Forbes или агентства Bloomberg. Их власть на подвластной территории была абсолютной, а значит, и «слезы бога», как порой называли алмазы, являлись их собственностью. Сами они до разработки копей, впрочем, не снисходили, предпочитая отдавать шахты в концессию, то есть в аренду профессионалам. В основном это были выходцы из касты ювелиров, превратившиеся не только в горных инженеров, но и в купцов-торговцев.
При этом себя султан, разумеется, не обделил.
Помимо собственно арендной платы, за возможность копаться на том или ином участке речного русла он требовал себе 2% от всех продаж арендатора, которые в обязательном порядке проходили через крепость Голконды. Но, возможно, самым выгодным бонусом для султанов, а потом низамов оставалось неоспоримое право собственности на любой камень, вес которого превышал 10 карат (2 грамма). И все равно торговля алмазами Голконды приносила баснословную прибыль всем заинтересованным сторонам. Всем, кроме собственно шахтеров, рисковавших своими жизнями в копях: многие из них работали просто за еду.
В общей сложности, по самым скептическим оценкам специалистов рынка, в окрестностях Голконды было добыто около 100 млн каратов алмазов разного размера. Среди них и были и камни, из которых огранщики сделали знаменитые исторические бриллианты. Часто их происхождение документально подтвердить сложно, но, по всеобщему мнению, именно из Голконды происходят «Кохинур» из короны британских королев, «Орлов» из российского императорского скипетра, алмаз Хоупа, осколок королевского «Французского синего алмаза», «Дрезденский зеленый алмаз», алмаз Виттельсбахов и многие другие из камней, считающихся в своем роде лучшими.
Голконда стала именем нарицательным, превратившись в символ источника бесконечного богатства, неистощимой сокровищницы.
Происходящие оттуда минералы славились не только своими размерами, но и непревзойденной, безупречной чистотой, отсутствием посторонних примесей. Увы, из-за экстенсивной добычи копи региона истощились уже в XIX веке, но накопленного богатства хватило на то, чтобы перед Второй мировой американский журнал Time оценил состояние тогдашнего низама Хайдерабада Асаф Джаха VII в $2 млрд, совершенно фантастическую по тем временам сумму. И это при всех грандиозных тратах, которыми традиционно славились индийские махараджи. Фактически весь исторический Хайдарабад, многочисленные королевские дворцы построены на алмазные деньги. Очень богатыми людьми остаются и современные наследники властителей Голконды, хотя свою власть над ней они потеряли еще в 1948 году, когда родилась современная независимая Индия.
Местные власти и сейчас не теряют надежды, что их земля еще не отдала все камни, которые в ней спрятаны.
И хотя Голконда уже давно лишилась своей монополии на их добычу, можно надеяться, что лучшим из ее даров еще только предстоит увидеть свет, ослепив своим блеском искателей нового поколения.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by