В 2024 году белорусы не только «тапали хомяков» и торговали криптой, но и успели сделать еще кучу вещей с токенами, не задумываясь о правилах. Но в 2025 году криптосферу Беларуси ждет жесткий поворот — новые правила, новые налоги и новая реальность.
Отвечаем на самые популярные вопросы с руководителем направления Crypto&Blockchain юридической компании Revera Глебом Якушевым.
— На сегодняшний день вносить изменения в декреты невозможно из-за изменений в Конституции 2022 года и закона «О нормативных правовых актах». Их можно либо отменить полностью (например, приняв вместо них закон), либо приостановить действие некоторых частей.
Сейчас криптовалюты и цифровая экономика регулируются не только декретом №8, но и другими документами, такими как указ №367 и акты Наблюдательного совета ПВТ, которые устанавливают требования к криптобизнесу.
Учитывая, как много изменилось в этой сфере с 2018 года, в 2025 году, скорее всего, будет предложен новый закон. Он объединит все регулирование цифровой экономики и заменит декрет №8 и другие нормативные акты.
— В середине 2024 года была разработана концепция развития криптосферы, которая, возможно, затрагивает вопросы новых допустимых операций с токенами, новые виды криптобизнеса, а также изменения в требованиях к регистрации субъектов криптобизнеса. На данный момент текст концепции не опубликован, поэтому точно сказать о каких-либо грядущих изменениях нет возможности.
— С сентября 2024 года, с принятием указа №367, для физических лиц поменялся порядок операций с токенами на иностранных криптоплатформах. Теперь, чтобы купить токены, можно переводить деньги только на счета криптоплатформ, которые зарегистрированы в ПВТ (Парке высоких технологий), или на счета операторов обмена криптовалют в ПВТ. После этого никаких ограничений на вывод токенов на иностранные площадки или обмен их на другие токены нет. Это изменение направлено на улучшение контроля за потоками денег и борьбу с преступными схемами.
В целом порядок работы с токенами через криптоплатформы ПВТ для физических лиц останется прежним, но, если эти изменения не достигнут своей цели, в 2025 году могут быть введены новые правила.
— Основное изменение для криптобирж и обменников в 2025 году — введение налогообложения доходов от операций с токенами, которые раньше не облагались налогами. С 13 декабря вступили в силу изменения в Налоговый кодекс, согласно которым прибыль юридических лиц — резидентов ПВТ от операций с токенами (кроме выпуска собственных токенов) будет облагаться налогом на прибыль по ставке 9%.
Кроме того, с принятием указа №367 ожидается, что на белорусских криптобиржах и в обменниках значительно увеличится количество клиентов — физических лиц.
— С 1 января 2025 года вступает в силу закон №47-З, который вводит изменения в Налоговый кодекс Беларуси. Вот основные изменения, которые ждут налоговых резидентов:
— Для физических лиц налоговые льготы, введенные в 2018 году декретом №8 «О развитии цифровой экономики», в 2025 году будут практически полностью сохранены. Изменениями предусматривается обязательное декларирование и уплата подоходного налога по ставке 13% только по тем доходам, которые получены от операций на иностранных торговых площадках. При этом не будут облагаться подоходным налогом следующие виды доходов:
Если же говорить о компаниях, то их прибыль от операций с токенами (кроме выпуска собственных токенов) будет облагаться налогом на прибыль по следующим ставкам:
Освобождение от уплаты НДС по сделкам с токенами, а также от уплаты налога на прибыль, полученную от размещения собственных токенов, останется в силе и в 2025 году.
— Усиление контроля за операциями с криптой на сегодняшний день является одной из основных общемировых тенденций в принципе. Многие государства, в т. ч. страны ЕС и США, последовательно ужесточают законодательство в сфере противодействия «отмыванию» доходов и финансированию терроризма (ПОД/ФТ или AML-законодательство).
В первую очередь, это проявляется в усложнении проводимых процедур идентификации пользователей и установления достоверных сведений об источниках их доходов, которые будут использоваться для операций с криптой.
Если говорить о Беларуси, то какие-то дополнительные шаги, кроме предусмотренных указом №367, на текущий момент нам неизвестны, однако полагаем, что Беларусь в 2025 году будет поддерживать данную тенденцию для эффективного противодействия мошенническим схемам в криптосфере и соответствующие изменения могут быть внедрены в комплексный закон о регулировании цифровой экономики.
— В соответствии с декретом №8 сами токены по-прежнему не подлежат декларированию физическими лицами. При этом, как было указано выше, физлица с 2025 года будут обязаны ежегодно декларировать доходы от операций с криптовалютой, полученные от иностранных криптоплощадок, и уплачивать с них подоходный налог.
По нашему мнению, изменения в части порядка совершения операций с криптой практически не повлияют на сотрудничество с иностранными криптоплощадками:
Положения декрета №8 в принципе всегда ограничивали возможность белорусских компаний совершать операции с криптой на иностранных криптоплощадках, это возможно только через белорусские криптобиржи/криптообменники, поэтому для компаний изменений не было.
Для физлиц, которые хотят совершать операции именно на иностранных криптоплощадках, теперь нужно совершать несколько дополнительных действий: первично перечислить денежные средства на белорусскую криптобиржу/криптообменник, приобрести на них токены и перечислить их на иностранную криптоплощадку для совершения операций. Вывод токенов в «фиат» с иностранных криптоплощадок совершается в обратном порядке.
— На текущий момент возможность осуществления майнинга физическими лицами находится под вопросом, поскольку в «обновленном» Гражданском кодексе майнинг не указан как вид деятельности, не являющейся предпринимательской (физические лица не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность без получения статуса ИП или открытия юридического лица). Предполагаем, что контролирующие органы в будущем опубликуют какие-либо разъяснения по данному вопросу.
При этом, если говорить о случаях, когда у физического лица хранятся токены, в отношении которых не проводятся торги на белорусской криптобирже (и, следовательно, отсутствует возможность их продать за денежные средства или обменять на токены иного вида на белорусской криптобирже), то законодательство не ограничивает возможность перечисления таких токенов на иностранную криптоплощадку, обмен их на токены такого вида, которые торгуются на белорусской криптобирже, а также последующий вывод полученных токенов и их продажу за денежные средства через белорусскую криптобиржу.
Поскольку новой редакцией Налогового кодекса предусмотрено, что объектами налогообложения подоходным налогом не признаются доходы, полученные от майнинга, а также доходы, полученные по операциям с токенами, совершенным через «крипторезидентов ПВТ» (в т. ч. белорусские криптобиржи), считаем, что налог с полученных денежных средств уплачивать не нужно.
Вопрос о квалификации дохода от так называемых Tap2Earn-проектов (куда относятся и «хомяки») сегодня остается открытым: такие операции, как стейкинг, проведение эир- и ретродропов на текущий момент законодательством не урегулированы. Поэтому однозначной позиции о том, как квалифицировать данные доходы и можно ли их получать вообще, также нет.
Одним из возможных вариантов является признание таких полученных токенов «дарением», что не запрещено для физических лиц. При этом новая редакция Налогового кодекса не содержит каких-либо льгот в части доходов, полученных в результате дарения токенов от иностранных компаний, поэтому предполагаем, что с таких доходов необходимо будет уплатить подоходный налог.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро