$1,8 млн — именно за такую цену был продан самый дорогой флакон духов в мире. Объем — 5 литров. Сам флакон отделан 2 килограммами золота и украшен более чем 1000 бриллиантов. Акцент именно на упаковке, потому что с использованием даже самых редких компонентов у самих духов есть предел стоимости, и она в тысячи раз ниже. Тем не менее и без использования бриллиантов в упаковке цены на духи могут поражать. Вместе с «Зодак» мы побывали на фабрике, где делают одни из самых дорогих духов в мире, чтобы понять, что же в них такого особенного.
Речь про бренд Amouage родом из Омана. Если у вас нет эффектного флакончика в коллекции, скорее всего, он все равно попадался вам на глаза в магазине косметики или дьюти-фри. На каждом — круглый логотип, отсылающий к королевской печати. Личное признание: всегда была уверена, что это солнце. Хотя в названии зашифрованы совсем другие понятия. Это комбинация французского amour («любовь») и арабского mawja («волна»).
История самого бренда началась в 1983 году. Причем возник он вовсе не как коммерческий проект. Создавали Amouage для того, чтобы у королевского двора была возможность делать дорогие подарки почетным гостям. Парфюм подходил как нельзя лучше: у оманских земель, пожалуй, одна из самых продолжительных историй взаимодействия с производством ароматов.
А началось все с удачного географического положения. Чтобы лучше разобраться в теме, отправимся на несколько тысячелетий назад, когда главным «ароматизатором» были ладан и другие смолы. Оман и сейчас называют «землей ладана». Именно эта страна — его главный поставщик в мире. Это и в XXI веке обеспечивает неплохой вклад в экономику Омана. Представьте, что было в древности, когда ладан в прямом смысле ценился на вес золота. Да, торговцы обменивали мешочек смол на точно такой же по весу мешочек золота. Неудивительно, что именно из-за плантаций ладана земли не раз подвергались нападениям.
Это уже позже деревья босвеллии (именно из них добывают ладан) начали культивировать на других территориях, а тысячи лет назад основным местом их произрастания была нынешняя провинция Дофар в Омане. Ладан ценили не только из-за сильного аромата. Его использовали в разных ритуалах, а еще в мумификации и медицине. Что касается парфюмерии, то первые упоминания о применении в ней ладана относятся к III тысячелетию до нашей эры.
Царство, располагавшееся на территории современного Омана, поставляло ладан в Месопотамию, Египет и Средиземноморье по знаменитому Пути ладана. Согласно преданиям, царица Савская преподнесла ладан в дар царю Соломону, а волхвы — младенцу Иисусу.
Кстати, до сих пор сохраняется сорт под названием босвеллия капризная, которая не приживается нигде, кроме родного региона. Самой ценной разновидностью ладана считается серебристый — именно его используют в дорогой парфюмерии.
В провинции Дофар и спустя тысячелетия есть охраняемые заповедники, в которых растет босвеллия. В них под учетом буквально каждое дерево: у всех есть порядковый номер, а еще QR-код, по которому можно получить больше информации о нем. Один из таких природных парков называется Вади-Дауках. Ладанные деревья здесь растут на площади 5 квадратных километров.
Добывают ладан два раза в год: в апреле — мае и сентябре — октябре. На коре делается надрез, из которого сочится смола молочно-белого цвета. Уже при контакте с воздухом она начинает затвердевать и приобретать другие оттенки. С одного дерева можно собрать до 400 граммов смолы за сезон.
Пик «продуктивности» дерева приходится на возраст 15—30 лет. Живут деревья в среднем до 50, смолы с них начинают собирать примерно в 8—10 лет. Если сбор был интенсивным, дереву дают отдохнуть несколько сезонов. Естественно, сбор производится вручную. Специалист делает небольшие насечки ножом (от его мастерства зависит «урожайность»). Первый сбор через две-три недели считается менее ценным, более светлая и ароматная смола появляется еще через две недели.
Есть в Вади-Дауках деревья, с которых добывают ладан именно для бренда Amouage (на них есть специальные обозначения). А вот и подвернулся удачный повод вернуться к истории бренда.
Из III тысячелетия до нашей эры — в 1983 год. Идея создать национальный парфюмерный дом пришла султану Кабусу — главному реформатору в истории Омана, во время правления которого страна кардинально преобразилась. Задумка была в возрождении парфюмерных традиций и укреплении имиджа Омана. Изначально планировалось, что в основе духов будут компоненты, которые добываются на территории страны.
За помощью в создании ароматов молодой бренд обратился к парфюмеру Ги Роберу: еще в 1950-х он начал сотрудничать с Chanel. Кроме того, он создавал парфюм для Hermes, Gucci, Dior и других крупных брендов. Для Amouage он разработал первый аромат под названием Gold — в женской и мужской версиях.
Угадайте: что оказалось в основе женского аромата? Конечно же, тот самый серебристый ладан из Дофара. А еще местная скалистая роза Таиф и мирра. Всего в композицию вошло более 120 компонентов. Еще одна особенность Amouage Gold — в них использовалось 28% парфюмерного масла (при стандартных 15—20%), что сделало аромат невероятно стойким и насыщенным.
Название отсылает к «золотому веку» Омана — как раз тому периоду, на который приходилась знаковая торговля ладаном. В интервью парфюмер признавался, что стремился создать «аромат, достойный султана», сочетая арабскую пышность с французской утонченностью. К слову, о французской утонченности: некоторые сравнивают Amouage Gold с Chanel N°5. Мы оценивать сходство не будем, оставим этот эксперимент вам.
Первые образцы преподносили в качестве подарков. Флаконы изготавливали из 24-каратного золота, украшали драгоценными камнями и хрусталем. Такие экземпляры оценивались в тысячи долларов.
Но и после выхода на рынок массовым продуктом парфюм Amouage не стал. Он позиционировался как товар класса люкс, его продавали только в элитных бутиках. Флакон объемом 50 миллилитров стоил около $300—500, что относительно сопоставимо с нынешними ценами. Правда, с учетом инфляции тогда духи даже для среднего класса были «недоступной роскошью». Кстати, линейка Gold есть в продаже и сейчас.
А вот серия Silver, которая появилась через 10 лет после запуска, уже не выпускается. Тогда в дизайне использовали серебро, а в самом парфюме ориентировались на европейские вкусы.
Масштабный ребрендинг ждал Amouage к 25-летию парфюмерного дома. Именно в тот период появились логотип в виде королевской печати и особая форма крышек у флаконов. У женских ароматов она повторяет форму купола мечети султана Кабуса, а у мужских — рукоятку оманского кинжала под названием ханджар, который должен быть у каждого местного мужчины.
На секунду отвлечемся от Amouage и поговорим как раз про внешний вид местных мужчин. Многие и сейчас носят светлую длинную рубашку до пят, которая называется дишдаша. На каждой из них у воротника есть кисточка. Гиды любят задавать туристам вопрос, для чего она. Два самых популярных ответа — отмахиваться от насекомых и вытирать пот со лба. Но на самом деле и тут замешан парфюм. Придумали такой элемент одежды погонщики скота и рыбаки. Они наносили на кисточку парфюм и подносили ее к носу, чтобы перебить самые невыносимые запахи. Профессии менялись, а традиция закрепилась.
Вообще, представить местного мужчину, который не пользуется парфюмом, невозможно. И речь, конечно, про насыщенные восточные ароматы, а не про свежие или цитрусовые духи.
Самые дорогие духи на продажу выпустили ограниченным тиражом тогда же, в 2008-м. Флаконы были сделаны из чистого хрусталя. Крышка для женского парфюма была из розового кварца с бриллиантом, для мужского — из синего халцедона со вставками из сапфиров. Все металлические детали были выполнены из 18-каратного золота. Каждый флакон стоил по $150 000.
Увидеть те самые драгоценные образцы, как и самые первые флаконы, можно в небольшом музее при фабрике. Прогуляться по территории есть возможность по будням. Сейчас фабрика располагается на окраине столицы Омана Маската, хотя первое время производством духов занимались в небольшом поселении.
Точнее, их смешиванием: масло для парфюма создают во французском Грассе — в Маскате парфюмерную композицию собирают и вручную разливают по флаконам. Небольшая лаборатория есть и в Омане, но основную часть парфюма «придумывают» во Франции. Раньше производство было еще и в Великобритании, но сейчас осталось только в Омане.
Композиции нужно настаивать от двух недель до шести месяцев в зависимости от аромата. Так, особенно долго выдерживают ароматы на основе сандаловой щепы и уда. Объем бочек — 200 литров, из них потом получается 2000 флаконов. Но для самых популярных ароматов есть емкости побольше.
Вообще, высокая итоговая стоимость обусловлена, кроме прочего, большим процентом ручной работы в производстве. Например, из-за стекла на фабрике можно понаблюдать за тем, как мастера работают над флаконами. До 2013 года к каждой упаковке прилагалась записка с именем того, кто ее изготовил. Но и сейчас все флаконы изготавливается вручную, мастера наносят логотип и добавляют кристалл Swarovski на крышку.
Что еще можно увидеть на фабрике? Емкости для настаивания цветочных композиций, старинные аппараты для изготовления парфюма и… золотой бассейн во дворе. Повторимся. Золотой. Бассейн. Легенд о том, что он сделан из чистого драгоценного металла, в отличие от двери одного из банков в Маскате, не ходит. Но что, если название главного аромата Amouage Gold вовсе не случайность, а намек? После духов за $1,8 млн и не такое вообразишь.
Еще немного о роскоши и самых дорогих компонентах духов. Один из них — это амбра, она же рвотная масса кашалота. Собирают ее в окаменевшем виде на морском берегу, номинальная стоимость — $40 000. В Омане рыбак-счастливчик может случайно обнаружить ее на юге, в районе курорта Салала. Возможно, и туристам стоит больше обращать внимание на причудливые окаменелости. На фабрике килограмм амбры с радостью выкупят за $53 000. С каждым годом ее становится здесь все меньше: кашалоты реже захотят в Персидский залив, поэтому цена только растет. В парфюме амбра отвечает за шлейф и стойкость.
Это не единственный неоднозначный для непрофессионалов элемент в дорогом парфюме. Есть еще уд (в переводе с арабского — «кора дерева»). Но на самом деле процесс такой: агаровое дерево специально заражают определенным грибковым заболеванием. Дерево болеет, кора чернеет, и именно из этой больной коры выделяется масло уда. Существует мнение, что аромат неприятно раскрывается на светлой коже, а подходит только смуглым людям. И, конечно, мускус — сильно пахнущее вещество, вырабатываемое железами самцов некоторых животных. Этот секрет нужен для обозначения территории и привлечения самок. Парфюм делается без добавления синтетических соединений. Максимальная концентрация масла может доходить до 54%.
Всего бренд Amouage к 2025 году выпустил 140 ароматов, включая классические, селективные и ограниченные серии. Кстати, последние годы парфюмерный дом сконцентрировался на создании унисекс-духов, которые будут подходить всем. Давно существующие женские и мужские ароматы продолжают выпускать, но с 2021 года весь новый парфюм считается относящимся к категории унисекс.
Самым продаваемым в истории бренда является Amouage Gold — тут ключевую роль играют 43 года существования. А вот самый популярный на данный момент — Amouage Guidance, выпущенный в 2022 году. Аромат построен вокруг трех самых ценных ингредиентов из Омана: розы из Дофара, серебристого ладана и амбры. Среди аромаинфлюенсеров (да, есть и такие) и парфюмерных «маньяков» это сейчас настоящий тренд.
Что насчет цены? Парфюм Amouage разливают только во флаконы объемом 100 миллилитров. Исключение — тревел-формат. Привычных для других брендов 30, 50 или 75 миллилитров у парфюмерного дома не найти. Стоимость флакона — в среднем от 120 до 160 оманских реалов (в пересчете на белорусские рубли — от 1020 до 1360). В магазине при фабрике можно найти редкие образцы и то, что уже снято с производства. Но в целом гиды советуют делать покупки в дьюти-фри: цена может оказаться немного ниже.
Из-за высокой стоимости духи, конечно же, часто подделывают. Мы собрали несколько признаков, как отличить оригинал.
На данный момент Amouage официально представлен в более чем 80 странах. У бренда есть 12 бутиков, а также сеть из примерно 1000 корнеров в самых крупных универмагах, парфюмерных магазинах и аэропортах мира. По последним открытым данным, парфюмерный дом выпускает около 25 тыс. флаконов парфюма в год. Помимо самого парфюма, у бренда есть косметические средства для ванны и ухода за телом, ароматические свечи, диффузоры для дома. Да, все с теми же ароматами роскоши султанского дворца.
Благодарим за помощь в подготовке материала гидов в Омане: Юлию и Амаль.
Читайте также:
«Зодак» способствует облегчению симптомов аллергии у взрослых и детей с 6 лет. Лечение симптомов круглогодичного и сезонного аллергических ринитов и аллергического конъюнктивита, таких как зуд, чихание, заложенность носа, ринорея, слезотечение и так далее.
Производитель — «Зентива» (Чехия). Прочтите инструкцию.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by