Молодой финансист обрушил валюту целой страны, заработав на этом $300 миллионов

5579
09 августа 2025 в 8:00
Источник: Валерий Волатович

Молодой финансист обрушил валюту целой страны, заработав на этом $300 миллионов

Источник: Валерий Волатович

Даже его собственное начальство признавало, что совершенно не понимает, как этот их сотрудник разрабатывал свою стратегию действий и принимал решения о сделках. Главное, что он давал результат, и какой. Уже к концу первого года своей работы в одной из старейших американских финансовых организаций Энди Кригер получил в распоряжение фонд на $700 млн вместо «скромных» $50 млн, которые обычно доверяли молодым работникам. Он увеличил прибыль своего подразделения в 10 раз и в конце концов добился главного триумфа: единолично обрушил валюту респектабельной страны, усугубив экономический кризис в ней, который в итоге растянулся на долгие годы. Однако вместо того, чтобы развить успех, Кригер вскоре уволился и ушел в полную тень, став одной из самых загадочных фигур своей сферы. Что известно про расправу над новозеландским долларом?

Вундеркинд

То, что Энди Кригер, появившийся на свет в 1956 году, обладает определенными специфическими талантами, стало ясно уже его родителям. С раннего детства он демонстрировал способности, мягко говоря, не соответствующие его возрасту. «Я любил две вещи: бейсбольную статистику и котировки Уолл-стрит. Я днями смотрел на них, сравнивал и выбирал акции для покупки», — говорил Энди в одном из своих интервью. Все бы ничего, только рассказ касался еще дошкольного возраста героя. Пока его сверстники играли с машинками, собирали конструктор или катались с друзьями на велосипеде, Кригер советовал отцу, на какие ценные бумаги тому следовало обратить внимание на бирже.

Репутацию вундеркинда Энди подтвердил и после наступления совершеннолетия.

С его способностями самым очевидным выбором высшего образования казалась какая-нибудь финансовая специальность. Вместо этого он предпочел философию, заодно изучив в престижном Пенсильванском университете, входящем в Лигу плюща, бенгальский язык и древний индийский санскрит с его чрезвычайно сложной и архаичной грамматикой.

Все-таки финансы

Впрочем, получив университетский диплом, молодой специалист одумался. По всей видимости, он понял, что индийской философией при всей своей страсти к ней на сладкую жизнь не заработаешь, а свои таланты лучше параллельно обменять и на обеспечение собственного светлого будущего. Энди решил продолжить получение образования. Сначала он становится магистром искусств, защитив работу по региональным южноазиатским исследованиям, а затем поступает в Уортонскую школу бизнеса все того же Пенсильванского университета, один из самых респектабельных и уважаемых американских факультетов с экономическим профилем, где в 1984 году успешно получает степень MBA.

Еще в магистратуре Энди начинает работать, причем в самых крупных американских финансовых организациях: американских инвестиционных банках JPMorgan и Salomon Brothers. Вместо санскрита его специализацией становится валютный трейдинг. Проще говоря, Кригер играет на курсах валют, зарабатывая на их изменении. Этот актив порой чрезвычайно волатилен, то есть его стоимость имеет свойство меняться в зависимости от множества факторов. Человек, умеющий анализировать и предсказывать их, получает возможность положить разницу курсов в карман — свой или работодателя.

Bankers Trust

В 1986 году, в возрасте 30 лет молодого, но подающего надежды трейдера приглашает к себе на работу Bankers Trust. Суть деятельности организации заключается в ее названии. Компанию еще в 1903-м основала группа нью-йоркских финансовых учреждений, нуждавшаяся в «банке для банков». Эта трастовая организация хранила резервы конкурирующих банков и в случае необходимости выделяла их своим учредителям для решения возникающих проблем — например, внезапного кассового разрыва.

Со временем Bankers Trust становится все более независимым институтом и к 1980-м уже является более-менее привычным банком, занимающимся, кроме прочего, куплей-продажей валюты. Энди Кригер переходит в его валютное подразделение и быстро доказывает свою эффективность. Он работает агрессивно и целеустремленно, прибыль от торговли валютой резко растет. Вместо привычных, но довольно скромных $50—60 млн в год Bankers Trust начинает зарабатывать на этой деятельности более $500 млн. Видя такие впечатляющие показатели, руководство банка дает своему новому сотруднику карт-бланш и должность вице-президента и главы глобального отдела валютных опционов. То есть вчерашний философ фактически возглавляет соответствующее направление деятельности Bankers Trust.

«Черный понедельник»

Звездный час Энди Кригера наступает уже через полтора года работы в Bankers Trust, в день, получивший потом прозвище «Черный понедельник». Так назвали 19 октября 1987 года, когда биржевой индекс Доу — Джонса рухнул сразу на 22,6%. К тому времени это было самое большое его падение за всю историю, отозвавшееся эхом по всему миру: общие потери фондового рынка достигли $1,7 трлн.

Самое любопытное, что «Черный понедельник» свалился на финансовую сферу как снег на голову.

Ничто не предвещало наступления этого кризиса. Фондовый рынок США практически непрерывно рос с начала 1980-х. На нем появились новые крупные игроки (например, пенсионные фонды, начавшие активно инвестировать в ценные бумаги), и в итоге стоимость акций большинства компаний увеличивалась куда быстрее, чем обеспечиваемая ими действительная прибыль. В октябре 1987 года этот надувающийся пузырь неожиданно для всех лопнул. Складывается впечатление, что биржевой паники не было так давно, что все участники рынка соскучились по ней и ждали малейшего повода, чтобы начать сбрасывать свои активы. В данном случае оказалось достаточно проекта закона Конгресса США о снижении налоговых льгот и неожиданно высоких показателей дефицита торгового баланса, объявленных министерством торговли страны.

Паника

Индекс Доу — Джонса на фоне подобных негативных новостей стал постепенно падать еще 14 октября (на 3,8%). Тенденция продолжилась на следующий день (падение на 2,3%) и 16-го числа (на 4,6%), после чего биржа ушла на выходные. Этого тренда оказалось достаточно, чтобы инвесторы стали скидывать свои акции, фиксируя прибыль. Предложение все больше опережало спрос, и на этом фоне начала развиваться цепная паническая атака. В итоге за выходные игроки рынка накрутили себя так, что после возобновления работы Нью-Йоркской биржи в понедельник произошел настоящий крах.

Позже этот возникший на ровном месте кризис стал объектом изучения у экономистов.

Некоторые из них предположили, что свою роль сыграло и несовершенство программного обеспечения того времени. Оно оказалось неспособно в режиме реального времени обрабатывать резко увеличивающееся количество заявок на совершение биржевых операций, отчего у инвесторов усилилось ощущение общего хаоса вокруг. А это, в свою очередь, лишь стимулировало панические настроения. Как бы то ни было, как это обычно бывает, многим «Черный понедельник» принес значительные убытки, но для кого-то кризис стал временем возможностей. Среди последних как раз и был Энди Кригер.

Цель — Новая Зеландия

Одним из последствий резкого падения индекса Доу — Джонса в «Черный понедельник» стало и снижение курса американского доллара. Инвесторы принялись продавать его и одновременно стали искать, в какую более надежную и предсказуемую валюту можно было вложить свободные средства, чтобы защитить их от инфляции. Одной из таких валют выглядел новозеландский доллар, который за год вырос по отношению к доллару американскому на целых 40%.

Это прекрасно понимал и Кригер.

Но, в отличие от инвесторов, считавших вложения в «киви» (прозвище новозеландского доллара) безопасными, он был уверен, что эта валюта, как и птица киви — забавная, встречающаяся лишь в Новой Зеландии, но не способная летать — долго удержаться в воздухе не сможет. Новозеландский доллар был слишком локальным, неликвидным активом, который просто не мог справиться с вниманием крупных заокеанских паникеров, ищущих способа сохранить свои деньги. То есть он был переоценен, а значит, самое время было сыграть на его понижение.

Что такое игра на понижение

Энди Кригер открыл огромную короткую позицию на новозеландский доллар. Эта стратегия, которую еще называют шорт-трейдингом, подразумевает продажу взятого в долг актива по текущей высокой цене для выкупа его впоследствии по снизившейся стоимости. В таком случае актив в том же объеме возвращается заемщику (чаще всего брокерской компании), а разница становится доходом трейдера. Стратегия это рискованная, ведь нужно быть уверенным, что цена актива, которым в данном случае выступали новозеландские доллары, уменьшится.

В противном случае трейдера ожидали убытки, порой огромные.

Дополнительным фактором являлось то, что при открытии и закрытии сделок на валютном рынке всегда используется кредитное плечо, или левередж, то есть трейдер присоединяет к собственному капиталу еще и заемные средства брокера. У Кригера было огромное кредитное плечо: на 1 собственный доллар он мог получить до 400 заемных. В результате эта стратегия сработала.

Враг государства

С помощью коротких сделок и опционов на них Кригер принялся продавать новозеландские доллары, получая за них американские. Благодаря кредитному плечу общий объем таких транзакций достиг $15 млрд. Новозеландский центробанк просто не располагал достаточным количеством средств (напомним, что это была слабая неликвидная экзотическая валюта), чтобы провести необходимую интервенцию для компенсации резкого колебания курса, и тот предсказуемо начал стремительно падать. Несчастный «киви» упал сначала на 5%, а потом и на 10%, чего и добивался Кригер. Всего за день, обрушив чужую валюту, он смог заработать $300 млн. Истеричные звонки из правительства Новой Зеландии с требованием прекратить атаку на их валюту не помогли.

Сам Энди потом утверждал, что за свою жизнь он впоследствии так и не решился посетить эту страну.

Если быть точным, $300 млн заработал на сделке его работодатель. Сам Энди, как наемный трейдер, получил лишь комиссию в 1%. Казалось бы, и $3 млн за день работы — неплохой результат. Однако автор сделки посчитал, что с ним обошлись несправедливо и он заслуживал большей премии. Поэтому вскоре после этой блестящей операции, ставшей возможной исключительно благодаря «Черному понедельнику» и паническим настроениям на финансовом рынке, он уволился из Bankers Trust.

Что было дальше

В том числе из-за акции, совершенной Энди Кригером, кризис, спровоцированный «Черным понедельником» в США, по Новой Зеландии ударил даже больнее, чем по самим Соединенным Штатам. Через месяц падение фондового рынка страны достигло 60%. В отличие от многих других государств, где потери и убытки остались уделом финансовых организаций и корпораций, в Новой Зеландии ущерб ощутил реальный сектор экономики. Серьезно пострадал и рынок недвижимости страны.

В итоге рецессия там растянулась аж до 1993 года.

Ну а сам автор атаки на новозеландскую экономику, разочаровавшись в материальной отдаче от своих действий, на некоторое время бросил финансы и уехал просветляться в свою любимую Индию. Вернувшись, он работал уже только на себя в своих инвестиционных, аналитических и консалтинговых компаниях. Точный размер своих доходов он не афиширует, как и детали инвестиций. Для специалистов рынка он так и остался таинственной фигурой, вошедшей в историю одной яркой сделкой.

Выбор покупателей
счетчик-сумматор, 1000 шт./мин (1 скорость), размер от 110x50 мм до 180x90 мм, детекция: по размеру/магнитная/УФ-детекция/ИК-детекция/сдвоенности, 180×189×255 мм, 4.8 кг
счетчик банкнот, 1500 шт./мин (4 скорости), размер от 100x58 мм до 190x90 мм, детекция: по размеру/магнитная/УФ-детекция/ИК-детекция/по оптической плотности/сдвоенности, 345×305×295 мм, 9.8 кг

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by