В Беларуси подготовили проект изменений в Налоговый кодекс. Документ пока не принят, но большинство поправок планируют ввести с 1 января 2027 года. Рассказываем, что может измениться для физических лиц, плательщиков налога на сверхдоходы, а также для иностранцев.
Предлагается перенести срок подачи годовой декларации по подоходному налогу с 31 марта на 30 апреля, а срок уплаты налога по извещению налогового органа — с 1 июня на 1 августа, поясняет ассоциированный партнер Revera, член правления Ассоциации налогоплательщиков Александр Антонов.
Большинству граждан не нужно ежегодно подавать декларацию. Если человек получает только зарплату от белорусского нанимателя, не достигающую порога налогообложения сверхдоходов, или пенсию, декларация, как правило, не требуется: налог с зарплаты удерживает наниматель, а пенсии освобождены от подоходного налога.

Ассоциированный партнер Revera, член правления Ассоциации налогоплательщиков Александр Антонов
Обязанность подать декларацию может возникнуть, например, при получении:
Проект предусматривает индексацию сумм, в пределах которых отдельные доходы освобождаются от подоходного налога. Например:
| Вид дохода | Лимит в 2026 году, | По проекту на 2027 год, рублей |
|---|---|---|
| Материальная помощь, подарки и другие доходы, не являющиеся оплатой труда, по месту основной работы | 3910 | 4293 |
| Подарки от физических лиц, не являющихся близкими родственниками, полученные в Беларуси | 6000 | 6588 |
Лимит доходов, полученных от физических лиц за границей или из-за границы, включая денежные переводы, предлагается повысить до 6588 рублей. Это правило не распространяется на предпринимательские доходы и другие доходы, прямо исключенные из освобождения законом.
Предлагается повысить:
Вычет уменьшает доход, с которого рассчитывается налог. Например, вычет 237 рублей при ставке 13% уменьшает налог на 30,81 рубля, а не на 237 рублей.
По проекту месячная сумма подоходного налога за каждую сдаваемую жилую комнату составит:
Это отдельный порядок налогообложения сдачи жилья физическим лицам. Перенос сроков годового декларирования не означает переноса сроков уплаты фиксированного налога.
Проект предлагает изменить действующий порядок расчета налога на сверхдоходы, при котором можно зачесть ранее удержанный за месяц налог со всего дохода, включая ту его часть, которая не превышает установленный порог.
В результате такого зачета итоговая налоговая нагрузка могла снижаться.
По новому правилу зачет будет производиться пропорционально: с учетом отношения доходов, облагаемых по повышенным ставкам, к общей сумме начисленного за месяц дохода. Налог с обычной части месячного дохода больше не будет уменьшать налог на сверхдоходы.
Поправка касается расчета налога по повышенным ставкам 25% и 30%.
— Особое внимание стоит обратить на переходные положения: проект предусматривает вступление этой нормы в силу с 1 января 2027 года с распространением на отношения, возникшие с 1 января 2026 года.
Следовательно, новый подход потребуется учитывать уже при расчете налога за 2026 год, если закон будет принят в этой редакции, — обращает внимание Александр Антонов.
Для иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно не проживающих в Беларуси, предлагается удерживать подоходный налог по ставке 25% со всей облагаемой суммы дивидендов независимо от ее размера.
Сейчас повышенная ставка для этой категории получателей связана с превышением годового порога 350 000 рублей. Проект предлагает отказаться от этого порога при первоначальном удержании налога.
Белорусская компания должна будет исчислять налог без применения соглашения об избежании двойного налогообложения. Для применения предусмотренной соглашением ставки получателю потребуется самостоятельно представить в налоговый орган годовую декларацию и подтверждение иностранного налогового резидентства.
Таким образом, международные договорные льготы сохраняют значение, но применять их предлагается через последующий расчет налогового органа.
Новое правило касается не всех иностранных граждан: существенное условие — отсутствие постоянного проживания в Беларуси. Для граждан Беларуси проект не меняет действующую дифференциацию ставок 13% и 25% по дивидендам.
Нравится читать Onlíner? Добавьте наши новости в «Основные источники» Google
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by