Минчанка сделала, кажется, невозможное: доказала в суде, что ее 16-летнюю питомицу неправильно лечили в ветклинике. Такое в Беларуси если и происходило, то не чаще цветения папоротника в лесу, ведь даже по закону у нас домашнее животное — это просто имущество. Система понятна: со стороны ветклиники — опытные юристы и годы практики, а со стороны клиента — безграничная любовь к питомцу, ради спасения которого отдашь любые деньги и согласишься подписать любые бумаги. Анастасия рассказывает свою историю, чтобы напомнить остальным: даже невозможное возможно, если очень захотеть.
28 сентября 2021 года девушка отвезла свою 16-летнюю кошку Алису на осмотр в минскую клинику «Доктор Вет».
— Ничего особенного с кошкой не случилось, я просто заметила, что она стала вести себя как-то иначе, стала грустной. Поэтому, как ответственный хозяин, решила отвезти ее на осмотр к ветеринару. Животное ведь не может сказать, что у него что-то болит.
Клинику девушка выбрала рядом с домом, чтобы не возить животное далеко. На приеме у кошки мало того, что давление оказалось высоким, так еще и врач нащупал какое-то уплотнение. Алису отправили на прием к онкологу, у кошки нашли опухоль.
— Мы сдали все анализы, чтобы проверить, что ей безопасно делать операцию. Сердце и все показатели были хорошими, и операцию назначили на 10 октября. Сказали, что операция несложная, их здесь делают чуть ли не каждый день.
Анастасия подписала стандартные для любой клиники документы о том, что учреждение не несет ответственности за любые неприятности с животным. Кошке сделали операцию и отдали хозяйке со списком препаратов для лечения.
— Были звоночки, которые должны были меня сразу насторожить. Во-первых, сразу предупредили, что итоговая стоимость операции будет известна только после проведения, но максимальная разница составит около 100 рублей. Все это для меня понятно, ведь не угадаешь, сколько понадобится бинтов и препаратов. Но прямо перед операцией сумму мне назвали на 200 с лишним рублей больше. Но отказываться было уже поздно. И это еще не все: после операции ее обещали понаблюдать в стационаре. Спустя шесть часов этого самого стационара кошку вернули мне в полубессознательном состоянии. Сказали, это нормально после наркоза. Знала бы я, что через 11 дней вернусь домой с пустой переноской.
По словам хозяйки, Алисе не стало лучше даже через день, и в клинике ей вкололи обезболивающее. Сказали давать назначенные таблетки и обрабатывать шов. Но ни через день, ни через три кошке не становилось лучше — она практически не ходила, стала хромать и совсем отказалась от еды.
— Все это время я била тревогу, но никто не видел проблемы. А я практически не спала, постелила себе плед на пол в кухне и лежала рядом, кормила и поила ее из шприца. И постоянно проверяла, дышит ли она. Казалось, она умирает, — не может сдержать слез девушка.
Когда у кошки раздуло живот так, что натянулись швы, Анастасия снова забила тревогу, в экстренном УЗИ ей отказали из-за отсутствия свободных дат.
— Я почитала в интернете, что к чему, и поняла, что у нее отказывают почки. В панике поехала в «Доктор Вет». Но УЗИ мне все равно не сделали, сказав ожидать очереди.
На следующий день на электронную почту девушке пришли результаты анализа крови. Анастасия не стала ждать и поехала в другую клинику, где несчастное животное сразу отправили на капельницы. Оказалось, все это время кошка принимала противовоспалительный препарат «Превикокс» для собак.
— Врачи сказали, что кошка в тяжелом состоянии. Препарат назначают только собакам весом более трех килограммов (а Алиса весила 3,2 кг), и в таком случае нужно делать животному капельницы, чтобы организм справлялся. В общем, я решила больше не везти ее в ту ветклинику и лечить в новой. Но тут мне звонит главврач «Доктор Вет», который узнал, что я перешла на лечение в другую клинику, и предлагает вернуться к ним, они проведут все манипуляции за их счет. Я ответила, что больше им не доверяю.
Впереди были выходные у лечащего врача, и кошка уехала домой. Ночью животному резко стало хуже, а лечащего врача в клинике не было. Снова паника.
— Я обзвонила все стационары в городе, нигде мне помочь среди ночи не смогли. Тут как раз снова начал звонить главврач, и мама уговорила отвезти Алису в «Доктор Вет». Сказала, что речь идет о спасении животного и, когда в клинике уже настолько напортачили, хуже не сделают. В общем, я приехала и расписалась в журнале приема, который потом в суде оказался договором публичной оферты. Из-за этой подписи с меня хотели взыскать стоимость стационара.
Все последующие попытки спасти кошку успехом не увенчались, и, чтобы не мучить питомца, Анастасия согласилась на эвтаназию. 21 октября животное кремировали.
— То, что я пережила, не описать словами. Я была очень к ней привязана, это как потерять друга. Но что меня окончательно добило, так это отношение клиники: передо мной ни разу не извились, но еще и захотели, чтобы я заплатила за усыпление. При том что сами вызвалась бесплатно исправлять свои ошибки.
В общем, понять чувства девушки может любой человек, у которого есть любимый питомец. По словам Анастасии, сначала главврач «Доктор Вет» согласился компенсировать клиентке все затраты (за лечение в двух клиниках набежало около 3000 рублей), но после совещания стал настаивать на сумме в 1159 рублей.
— Я взяла эти деньги только для того, чтобы в суде было доказательство того, что они признали свою вину. Для меня дело было не в деньгах, а в том, чтобы наказать клинику, которая даже не соизволила извиниться. Мне захотелось показать им, что не все может сходить с рук, — говорит девушка.
Несмотря на печальную практику подобных судов, Анастасия решила пойти до конца. Но разобраться в законах самостоятельно для обычного человека не под силу, потому минчанка стала обзванивать адвокатов.
— Их расценки меня просто добили — только за составление претензии нужно отдать 100 рублей, про присутствие на судебных заседаниях вообще молчу. После этого я наткнулась на телефон Регионального общества защиты потребителей и попросила их помощи. Долго не могла поверить, что это совсем бесплатно.
На то, чтобы получить компенсацию, Анастасии понадобилось четыре судебных заседания и миллион нервных клеток.
— Сумму морального вреда я взяла не из головы, просто указала расходы, которые понесла. И хотя адвокат клиники говорила, что я ничего не докажу, суд решил иначе. Независимый эксперт высказался в пользу моей позиции, пояснив, что неправильное лечение ухудшило состояние моей Алисы. Они еще пытались предъявить мне встречный иск на 920 рублей якобы за то, что не оплатила стационар! Суд им в этом отказал, потому что стационар стал следствием некачественной услуги.
В Региональном обществе защиты потребителей рассказали, что для них победа потребителя в споре с ветклиникой — первая. На практике хозяевам питомцев доказать некачественную услугу в ветклинике практически никогда не удается. Да и за смерть животного врачу могут дать лишь штраф. А вот клиника легко может признать клеветой резкие обвинения клиента.
— И хотя взыскать удалось не 3000 рублей, а только 500, это все равно победа: суд согласился с нашими доводами и признал вину клиники. Шанс выиграть у ветклиники низкий ввиду того, что сложно доказать, что услуга была некачественная. И второй момент — в Беларуси очень мало экспертных учреждений, которые могут дать заключение о некачественной ветуслуге, — поясняет юрисконсульт общества Мария Пузырева. — Главврач ветклиники в суде дал пояснения, что не обещал бесплатное лечение, однако свидетель слышал эти обещания. Кроме того, вызванный судом независимый специалист из Городской Ветеринарной станции признал, что услуга является некачественной, в том числе неправильно назначены препараты для лечения. Многие люди, не имея ветеринарного образования и специальных познаний в данной области, на 100% доверяют ветклиникам. И если происходят такие проблемы (умирает животное либо ему становится плохо), то люди даже не задумываются, что это может быть по вине ветклиники. Ведь даже Анастасии говорили, что это случилось из-за того, что ее кошка уже старая, а они сделали все возможное.
Кроме морального вреда бывшей клиентке, «Доктор Вет» обязали возместить судебные расходы, штраф, а также расходы, которые понесло общество защиты потребителей. Решение вступило в законную силу, клиника его не обжаловала.
Клиника «Доктор Вет» решила не комментировать данную ситуацию.
«Кошелек» в Telegram: только деньги и ничего лишнего. Присоединяйтесь!
Перепечатка текста и фотографий Onlíner запрещена без разрешения редакции. ng@onliner.by